29 октября 2020 года в рамках заседания Комиссии региональной Общественной палаты по ЖКК, строительству и благоустройству были рассмотрены два значимых вопроса. Первый вопрос касался итогов общественного контроля подготовки социальной сферы и жилого комплекса муниципальных образований к отопительному сезону; второй —  проекта бюджета Ульяновской области на 2021-2023 годы в разрезе обеспечения деятельности профильных отраслей.

В начале заседания председатель Комиссии Вячеслав Ярош отметил, что сегодня крайне важно иметь достаточный уровень знаний и практики для работы в коммунальном блоке: «Необходимо чтобы все муниципальные и гражданские служащие, причастные к коммунальной сфере, постоянно обучались и повышали свою квалификацию:нужно уметь правильно управлять имуществом и эффективно расходовать бюджетные средства».

Так, по информации Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, в регионе насчитывается 1062 учреждения с количеством подведомственных зданий – 3536. Данные здания обслуживают 2120 человек инженерно-технического персонала, из них с образованием по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 627 человек. Требующих обучения по специализации «Комплексное обслуживание и ремонт зданий» — 1493 человека.

Также Вячеслав Ярош напомнил, что профильная комиссия Палаты ранее рекомендовала ведомствам подготовить программу текущего и капитального ремонтов объектов социальной сферы в муниципалитетах: общественность должна оценить все поступившие предложения и дать свои рекомендации по рациональному расходованию бюджетных средств.

Напоминаем, что период с 8 июня по 9 сентября 2020 года членом профильной комиссии ОП УО, заместителем Председателя Координационного областного Совета собственников помещений в многоквартирных домах Александром Потаповым были визуально обследованы 183 объекта социально-культурного назначения и 40 многоквартирных домов, расположенных на территории 20 муниципальных образований. По итогам выездов были выявлены многочисленные проблемы, приводящие здания к аварийности и обветшанию.

«Важнейшей проблемой, конечно, является отсутствие в штате большинства учреждений квалифицированных специалистов – слесарей-сантехников и электромонтеров. Средств на введение дополнительных штатных единиц нет, а там, где имеются вакансии – низкий уровень заработной планы. Из-за отсутствия специалистов инженерные системы должным образом не обслуживаются. Кроме того, финансирование на содержание и ремонт зданий осуществляется по остаточному методу. Средства, выделяемые из бюджетов муниципалитетов на эти цели несоизмеримы с реальными потребностями. Например, Матвеевская участковая больница в Старомайнском районе даже не обеспечена дровами на этот отопительный сезон, а в некоторых районах (Новомалыклинском, Новоспасском и Инзенском) не выделяются средства на проведение промывки и опрессовки внутренних сетей центрального отопления объектов. Также в ходе проверок были выявлены сети, которые никто не обсуживает; и котельные, которые совершенно не готовы к отопительному сезону», — сообщил Александр Потапов.

Также общественник отметил, что в ходе выезда в пос. Сосновый Бор Базарносызганского района было выявлено отсутствие водоснабжения и водоотведения в многоквартирных домах, поселок не газифицирован, отсутствует и центральное отопление. Из-за того, что администрация муниципального образования не внесла данные многоквартирные дома в региональную программу капремонта общего имущества, жители не могут рассчитывать на улучшение жилищных условий.

«Для устранения хронической запущенности, в состоянии которой находится большинство объектов по причине ненадлежащего содержания, потребуются огромные финансовые сложения. Я неоднократно говорил, что дешевле обслуживать и содержать в нормативном состоянии здания, чем капитально их ремонтировать или отстраивать новые», — сказал Александр Потапов.

Члены профильной комиссии поддержали предложения Александра Потапова по исправлению сложившейся ситуации: во-первых, в муниципалитетах необходимо рассмотреть возможность создания организаций, состоящих их технических специалистов для проведения систематических регламентных работ не только для аварийных выездов, но и для круглогодичного обслуживания зданий. Во-вторых, необходимо создать целевой муниципальный фонд для обеспечения нужд, касающихся содержания и текущего ремонта объектов муниципальной собственности, действующего на долгосрочной основе. Весь перечень предложений по комплексному решению вышеуказанных проблем будет направлен Губернатору Ульяновской области.

Далее члены комиссии обсудили с представителями региональных ведомств вопросы финансирования отраслей. Заместитель министра строительства и архитектуры Сергей Шканов обратил внимание, что недофинансирование по статье строительства нового жилья для детей-сирот составляет порядка 200 млн. руб.В тоже время и финансирование капитального ремонта в 2021 году нуждается в более серьезном рассмотрении: заместитель Министра энергетики, ЖКК и городской среды Геннадий Антонцев отметил, что сегодня область должна участвовать в софинансировании капитального ремонта МКД. Из заявленных Министерством 256 млн руб., заложено всего 84 млн.руб.

«Видно, что бюджет достаточно дефицитен в рамках тех ведомств, которые мы рассматривали. Считаю, что отдельное внимание нужно уделить качеству возводимого жилья для детей-сирот, а также для людей, которые получают новую жилплощадь по программе переселения из аварийного жилья. Особенно это касается муниципальных образований. Финансирования на эти цели заложено в 2 раза меньше – это повлечет кратное увеличение очередей на получение жилплощади. В сфере ЖКХ необходимо внедрять дистанционный контроль за качеством предоставления коммунальных услуг в соцуреждениях и жилом фонде Ульяновской области. Это позволит в реальном времени контролировать процессы предоставления услуг, и даже сэкономить бюджетные средства», — прокомментировал член профильной комиссии ОП УО, руководитель Ульяновского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Руслан Хайров.

Члены профильной комиссии рассмотрят все предложения к проекту бюджета ведомств и подготовят свои рекомендации для регионального Министерства финансов.