В регионе завершили апробацию новых форм преподавания истории Великой Отечественной войны. Меньше чем за месяц участие в ней приняли 130 человек. Последние дали положительные отзывы. Теперь в планах — массово внедрить педагогические разработки ульяновцев в образовательных учреждениях.
Ранее региональная общественная организация «Вектор» и Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова заявили о создании 3 игровых технологии. Они стали результатом социального проекта «Великая Отечественная война – история не по учебнику», поддержанного Правительством Ульяновской области. Авторами выступили практикующие педагоги, кандидаты наук и историки. Перед ними стояла задача разработать подходы, которые позволят повысить интерес современного школьника к изучению на уроках истории и краеведения.
— Разработанные игровые модели мы апробировали в сентябре на учащихся университетских классов УлГПУ и первокурсниках историко-филологического факультета. Все дали положительную обратную связь. Наши формы получились очень адаптационными, учитывают особенности разных возрастных групп: для воспитанников начальной школы наиболее эффективным оказался квест, в ходе которого ребята знакомятся с историческими фактами, для средней школы – ребусы, а для старшеклассников – брейн-ринг, — рассказывает председатель Ульяновской областной молодёжной общественной организации «Вектор» Надежда Петрищева.
Период апробации, который длился меньше месяца, показал, что разработанные игровые модели гражданско-патриотического воспитания отличаются универсальностью и доступностью применения. Их можно использовать, как в рамках воспитательной работы, так и внеклассной по предмету.
— Важно, что нам удалось разработать формы, в основе которых лежит неформальный характер взаимодействия детей с учителем. По сути, они вместе играют, а параллельно изучают учебный материал. Это позволяет не только повысить интерес к истории Великой Отечественной войны, но и обеспечивает максимальный эмоциональный отклик, вызвать чувство сопереживания. По сути нам удалось перестать транслировать готовую информацию, сделав акцент на самостоятельном получении её в процессе групповой работы. Это помогает сформировать глубокие и прочные знания, дать возможность детям проявить на уроке свою активность, — поясняет автор разработки, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории УлГПУ им. И. Н. Ульянова Ирина Целовальникова.
Специалисты отмечают, что у разработок ульяновцев большие адаптационные возможности – игровые элементы можно приспособить к разным условиям, — одни можно использовать на уроках, другие провести в загородном или пришкольном лагере, на свежем воздухе, либо в закрытом помещении школы.
В рамках проекта уже выпущено учебно-методическое пособие в 2 частях. В первой содержится информация об истории Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны, ульяновцах – участниках боевых действий и тружениках тыла. Вторая часть пособия рассчитана на студентов и педагогов.