В Общественной палате Российской Федерации обсудили механизмы верификации фитнес-инструкторов и тренеров, а также возможность защиты от небезопасных и неэффективных ЗОЖ-услуг в интернете.

 Пандемия внесла свои коррективы в разные сферы нашей жизни. При закрытых спортивных и фитнес-зала занятия физкультурой перенесли в интернет. Появились фитнес-приложения на любой вкус, Instagram-тренеры, спорт-по-видео в YouTube. При этом неизвестно, какие из них эффективны и безопасны для здоровья? Как вычленить из потока онлайн-информации достоверный контент и отсеять шарлатанов?

 Эти и другие актуальные вопросы обсудили 30 июля в ОП РФ руководители заинтересованных ведомств и ведущих российских спортивных и фитнес-организаций, эксперты, общественники, фитнес-блогеры на открытой дискуссии «Онлайн-контент в спорте и ЗОЖ: за и против». Модераторами выступили: заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, член Общественной палаты Ульяновской области  Елена Истягина-Елисеева и президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева.

Открывая дискуссию, Елена Истягина-Елисеева отметила: «COVID-19 резко трансформировал рынок спортивно-оздоровительных и фитнес-услуг. С появлением различных онлайн-продуктов назрела необходимость оценивать их эффективность и безопасность для потребителя. Популяризация ЗОЖ и увеличение количества граждан до 70%, вовлеченных в физкультуру и спорт – это приоритет социальной политики нашего государства. Во время пандемии появились новые форматы ЗОЖ-активности, например, фитнес-онлайн. Это дополнительные возможности: для новичков – заняться своим здоровьем, для тренирующихся – не прерывать привычный ритм занятий. Однако всплеск интереса к онлайн-услугам породил большое число «фитнес-гуру» и «инстаграм-сенсеев», которые решили подзаработать, предоставляя контент весьма сомнительного качества. Отсюда и возникает вопрос верификации специалистов».

Актуальность темы подчеркнула со-модератор мероприятия Ольга Киселева. «По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии к марту 2020 года фитнесом занималось около 7 млн. граждан. В отрасли было занято 768 тыс. сотрудников. При остановке деятельности из-за коронавируса индустрия недополучила около 50 млрд. руб. Практически 15-20% операторов не смогли начать работать после окончания вынужденных каникул. Рынок онлайн-услуг насыщается как потерявшими работу профессионалами, так и людьми, не имеющими специального образования. Обращаемся к экспертам индустрии с общей для нас целью: помочь инициировать меры, ориентированные на стандартизацию деятельности спортивно-оздоровительных услуг, оказываемых онлайн».

Андрей Сельский, заместитель Министра спорта Российской Федерации по цифровой трансформации, ответил: «Онлайн-контент в спорте, несомненно, продолжит набирать популярность. С одной стороны, это послужит популяризации массового спорта, с другой – далеко не весь такой контент даст реальный эффект для здорового образа жизни. Здесь важно найти оптимальный баланс между регулированием отрасли и многообразием ее содержания. Кроме того, давайте не забывать, что контент и программы ЗОЖ не сработают без внутренней мотивации человека».

Подключившийся к дискуссии из г. Екатеринбурга владелец сети фитнес-центров Powerhouse Gym Антон Гиренко-Коцуба считает, что отношение к онлайн-продуктам нужно рассматривать с трех сторон – управляющего фитнес-клубом, тренера и потребителя: «Мне, как владельцу сети, переход в онлайн не нравится. Конечно, когда занятия во время карантина в клубах были невозможны, виртуальные тренировки для тех тренеров, которые умеют работать с клиентом «на удаленке», стали подспорьем и помогли выжить. Уверен, что «в мирное время» онлайн будет не в состоянии конкурировать с офлайном. Оба формата будут спокойно сосуществовать. Причем онлайн дополнит офлайн. Хоронить фитнес-клубы, как минимум, преждевременно».

При этом Светлана Зиборова, создатель сети фитнес-клубов «Фит Лайн» в г. Тольятти, подчеркивает: «Пандемия сформировала крупный теневой рынок фитнес-услуг онлайн, в котором участники не считают нужным юридически оформлять свою деятельность. В итоге, собираемость налогов от фитнес-клубов сократится, так как большая часть сотрудников будет онлайн. Становится очевидным, что фитнес-индустрии требуется СРО (саморегулирующаяся организация), которая стандартизирует деятельность клубов, тренерских составов, работу онлайн и студийную».

Продолжил дискуссию заслуженный тренер России, директор Института естествознания и спортивных технологий МГПУ, доктор социологических наук Александр Страдзе: «Учебные организации высшего образования всегда готовили кадры для фитнес-индустрии. Каждый фитнес-клуб должен разработать собственные критерии оценки компетенций своих сотрудников и следить за тем, чтобы они их своевременно повышали. И самое важное: я считаю, что фитнес-индустрии под силу решить задачу увеличения занимающихся физкультурой и спортом до 70% ».

В свою очередь, замминистра спорта Андрей Сельский заметил: «Перед нами стоит задача формирования отчетности по целевым показателям на основе объективных данных информационных систем. Существующий механизм сбора статистики о населении, занимающемся спортом, нуждается в доработке. Нужно выделить объективные данные, которые реально можно собрать. Даже если они косвенные. И оценивать вовлеченность в физкультуру и спорт, преимущественно, за счёт опросов».

Фитнес-эксперт Ринат Хисямов справедливо заметил: «Почему о качестве и безопасности онлайн-тренировок вопрос встал только сейчас? Никого не волновало до пандемии несметное количество онлайн-гуру: диетологов, нутрициологов, фитнес-коучей. Являясь адептом офлайн-тренинга, понимаю, что онлайн-тренировки – это данность, с которой бороться бессмысленно. Но, вряд ли этого нужно бояться. Онлайн никогда не заменит объективной оценки субъективного состояния клиента во время тренировки. Во время карантина не произошло увеличения приверженцев фитнеса. Тренеры были вынуждены использовать этот формат только потому, что клубы не работали и не платили зарплату во время простоя. Онлайн-тренер — это отдельная профессия, требующая новых навыков и компетенций».

От фитнес-блогеров выступил мастер спорта по классическому бодибилдингу Юрий Спасокукоцкий: «Нужно создать единый внутриотраслевой онлайн-ресурс, где фитнес-тренер сможет проходить онлайн-тесты на наличие элементарных базовых знаний. Это – техника выполнения упражнений, спортивная физиология, диетология. После успешной сдачи ему будет присваиваться «звезда» или «галочка» в сети, которая даст статус «проверенного тренера». Компетентный специалист может пройти тест еэкстерном, без специального обучения. Потерпевшие неудачу, не имеющие таких знаний, будут иметь возможность его пересдать. Актуальным станет онлайн-обучение, которое позволит повысить квалификацию. Данную «звезду» предлагаю 20-30 именитым и медийным фитнес-тренерам сразу, что создаст большой интерес к добровольному получению этой верификации среди тысяч существующих онлайн-тренеров».

Елена Фадеева, CEO World class и Физкульт из г. Нижнего Новгорода, подчеркнула: «Фитнес-индустрия задолго до пандемии оценивала онлайн-тренировки как угрозу отрасли. То, что этот тренд набрал силу в последние месяцы – ожидаемо. Регулировать эту сферу крайне сложно, но есть способы влияния на ситуацию. Важно держать в фокусе интересы клиента и его безопасность, а также иметь систему обязательной сертификации тренеров. Сформировать ценности живого тренировочного процесса, в котором тренер несёт ответственность за результат и сохранение здоровья занимающихся».

 Виктор Пилипчук, CEO X-fit в России, согласился с коллегами о неизбежности онлайна: «Сегодня многие ушли тренироваться в парки, но зима близко. Часть клиентов вернется в клубы. Кто-то останется онлайн. В этом нет ничего удивительного и страшного. Враги фитнеса – отсутствие мотивации и ее потеря в результате неудачи. Люди выбирают экспертов в интернете по количеству подписчиков, что не всегда свидетельствует о профессионализме. Часто экспертиза таких «специалистов» основана лишь на собственном опыте. Результат не достигается, а в некоторых случаях происходит нанесение вреда организму. Народ теряет мотивацию. У клиентов нет критериев выбора эксперта, кроме «сарафанного радио», количества подписчиков, отзывов. Считаю необходимым их введение».

Подключившиеся по видеосвязи из г. Санкт-Петербурга руководители группы компаний «Evolution» Тимур и Дмитрий Беставишвили уверены, что рынок сам определится: «Крики о том, что уходят клиенты и тренеры, имеет простое объяснение. Они получали в клубах продукты, которые не представляли для них большой ценности. Тренеры, уходят примерно по той же причине. Кривое и «левое» трудоустройство, «собачьи» права, никакой защиты и нормального трудового статуса – так стоит ли за это держаться? Кстати, из хороших клубов, а я знаю много таких, не ушли ни клиенты, ни тренеры. Необходимо, наконец-то, решить проблему с профессией «фитнес-тренер» и стандартами деятельности, тем более что они давно готовы и бродят в дебрях Минтруда».

Руководитель спортивного клуба GYMTEN, пятикратная чемпионка мира по эстетической гимнастике Арина Тен считает, что необходимо воспользоваться ситуацией, когда родители и клубы заинтересованы в качестве оказываемых услуг: «Пусть федерации или контролирующие органы возьмут на себя роль оценщика, присваивающего знак качества. Предлагаю это делать через звёзды, как в гостиничном бизнесе. Не нужно придумывать правила или экзамены, потому что их можно обойти. Оценивать видео-занятие с профессиональной и медицинской точки зрения и выставлять свою независимую оценку по заранее созданным критериям, тогда для потребителей это станет знаком качества. Тем самым вы будете использовать огромный потенциал клубов, собирающих детей и прочих интересантов, развивающих в них любовь к спорту. При этом будет создаваться доверие к государству, как к независимому профессиональному эксперту».

Смотревшие видеотрансляцию дискуссии в регионах также отреагировали на решение данной проблемы. Так, председатель Общественного совета при Департаменте спорта и дополнительного образования Тюменской области Алексей Карандаев считает, что процесс не остановить: «Нужно попытаться формализовать онлайн. Задача трудная, но не безнадежная. Например, музыка и кино. С разной степенью успеха прихлопнули пиратов. Пример второй – телемедицина. После двух лет бесплодных мечтаний начинается реализация. Итак, что делать завтра? Обозначить сферу применения и распространения.  Обеспечить квалификацию участвующего в процессе персонала. Сформировать у пользователей культуру потребления контента».

По мнению управляющего партнера СПФ Константина Черницова из г. Саратова, онлайн-фитнес никак не скажется на офлайне. «Онлайн — это лишь надстройка. У нее только две функции. Первая – поддержка клиента в экстремальной ситуации или невозможности физического присутствия в офлайне. Вторая – популяризация ЗОЖ. Стандартизировать онлайн нужно по формату офлайна».

В завершении открытой дискуссии Максим Гритченко, советник Вице-президента Международной федерации тхэквондо, член Высшего совета Федерации тхэквондо (МФТ) России, подчеркнул: «Мир вступил в период глобальной трансформации, которая затронет все сферы жизни человека, общества и государства. Сейчас очень важно проводить подобные мероприятия, чтобы своевременно находить эффективные решения возникающих вопросов и проблем».

Резюмируя работу круглого стола, модератор мероприятия Елена Истягина-Елисеева отметила: «Сегодня прозвучали несколько важных моментов, на которые мы обратим внимание. Во-первых, это возможность создания саморегулирующейся организации в сфере фитнеса для совместной работы профессионалов над решением сложных отраслевых вопросов: повышением качества и безопасности предоставляемых услуг. Во-вторых, разработка механизма добровольной верификации фитнес-инструкторов, а также системы открытого рейтинга для потребителей. В-третьих, это саморегулирование через собственный стандарт профессии в сфере фитнеса. Государству, потребителям, бизнесу – всем, кто заинтересован в развитии индустрии здорового образа жизни, нужны понятные и прозрачные правила».

По итогам открытой дискуссии «Онлайн-контент в спорте ЗОЖ: за и против» будут подготовлены и представлены рекомендации в соответствующие органы власти и ведомства.

 Для справки:

 показатели рынка фитнес-услуг в России после принятия вынужденных мер во время пандемии

Показатель
Количество объектов физкультуры и массового спорта13 000
В том числе мультифункциональных фитнес-клубов3 500
Объем рынка в год, руб.*167 млрд. руб.
Количество клиентов, чел.7,0  млн. чел.
Количество занятых, чел.768 тыс. человек
Налоги всего в год, руб.43,64 млрд. руб.
В том числе:
Социальные налоги + НДФЛ, руб.27,8 млрд. руб.
Налог на доход, руб.15,84 млрд. руб.
Потери за март-июнь  2020, руб.около 50  млрд. руб.
Объем банкротств в течение каникул15-20%
Объем банкротств до конца 2020-1кв. 2021до 60%
Количество специалистов, потерявших работу в течение каникулоколо 130 тыс. чел.
Количество специалистов, потерявших работу до 1 кв. 2021 г. (прогноз)около 450 тыс. чел.

 

*Включая: производителей спортивного оборудования, обучающие центры, субарендаторов