Напоминаем, в этом году заслушивания отчетов заместителей Председателя Правительства региона проходят в онлайн-режиме. К каждому из отчетов мы собрали перечень вопросов, волнующих жителей Ульяновской области, и направили их ответственным зампредам.

Ниже представлены ответы на вопросы к отчету М.Е.Алексеевой.

Полный текст отчета М.Е.Алексеевой по ссылке:https://opuo.ru/documents/otchet-pervogo-zamestitelya-predsedatelya-pravitelstva-uo-m-e-alekseevoj-za-2019-god/

1. Как будет финансироваться нацпроект «Экология» в 2020 году?

Ответ: По состоянию на 21.05.2020 в целом финансовое обеспечение мероприятий, направленных на достижение целей данного нацпроекта на 2020 год составляет в общей сумме 565 412,2 тыс. рублей, в том числе в рамках следующих региональных проектов:

1) «Сохранение лесов»:

— средства на реализацию проекта предусмотрены Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области в сумме 31 165,8 тыс. рублей за счёт средств федерального бюджета.

2) «Чистая вода»:

— средства на реализацию проекта предусмотрены Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в сумме 33 022,4 тыс. рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета – 990,7 тыс. рублей, за счёт средств федерального бюджета – 32 031,7 тыс. рублей.

3) «Оздоровление Волги»:

— средства на реализацию проекта предусмотрены Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области в сумме 501 224,0 тыс. рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета – 15 393,3 тыс. рублей, счёт средств федерального бюджета – 485 830,7 тыс. рублей.

2.Проводится ли предварительная оценка влияния на окружающую среду при реализации инвестиционных проектов?

Ответ: По информации Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 20.05.2020 № 73-ИОГВ-10-01/750вн все инвестиционные проекты, подразумевающие сооружение новых объектов, а также иную деятельность, оказывающую влияние на окружающую среду, в обязательном порядке в составе проектной документации имеют раздел по воздействию на состояние окружающей среды. Данный раздел подлежит обязательной экспертизе. Уровень экспертизы – федеральный или региональный – зависит от статуса и уровня объекта.

3. «В 2019 году была продолжена работа с доходными источниками. Основная работа возложена на профильные отраслевые министерства, которая заключается в непосредственном контакте с предприятиями и организациями курируемых отраслей, в том числе в процессе осуществления госзаказа, субсидирования, выдачи лицензий и т.д. Благодаря этому, работа профильных министерств в части роста доходной части консолидированного бюджета Ульяновской области принесла наибольший эффект, так как имеется больше «точек соприкосновения» бизнес-среды и органов власти, а также рычагов поддержки и развития экономики отраслей: Основное направление деятельности рабочих групп – снижение образовавшейся недоимки, так как это не только основной резерв дополнительных поступлений в консолидированный бюджет региона, но и защита от непредвиденных рисков в части потерь запланированных доходов, форс-мажора. В рамках функционирования трехуровневой модели комиссии по вопросам увеличения доходов консолидированного бюджета Ульяновской области в 2019 году в Ульяновской области действовали следующие рабочие группы по курируемым доходным источникам: 11 — рабочей группой по НДФЛ проведено 10 заседаний. Экономический эффект составил 8,7 млн рублей; — рабочей группой по налогу на прибыль проведено 4 заседания. Экономический эффект составил 183,8 млн рублей; — рабочей группой по аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности проведено 34 заседания. Экономический эффект составил 11,0 млн рублей. — рабочей группой по плате за использование лесов проведено 11 заседаний. Экономический эффект составил 33,6 млн рублей; — рабочей группой по УСНО, ЕНВД и Патенту проведено 3 заседания. Экономический эффект составил 9,7 млн рублей. В результате реализации данных мероприятий в консолидированный бюджет Ульяновской области поступило 246,8 млн рублей. Кроме того, проведено 71 заседание рабочих подгрупп. Экономический эффект составил 641,1 млн рублей. Трехуровневая модель организации Межведомственной комиссии по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области позволила реализовать комплексный подход к процессу работы с отраслями: от анализа экономического состояния отрасли, объема бюджетных доходов, генерируемых отраслью, и далее к пониманию рисков, которые несет отрасль для бюджета. Ведь финансовое «здоровье» любой отрасли влияет и на состояние регионального бюджета». Данный эффект от простого заседания рабочих групп?

Ответ: На основании Постановления Правительства РФ от 12 августа 2004 г.  N 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов»  УФНС России по Ульяновской области ежемесячно выгружает в Министерство финансов информационный ресурс налоговых органов, на основании которого формируются отчёты по поступлениям и недоимке. Данные отчёты размещаются на сайте Министерства финансов в разделе «Бюджет» – «Доходы консолидированного бюджета» и используются в работе министерствами, ведомствами и муниципальными образованиями Ульяновской области.

Информацию из отчёта «Динамика и удельный вес недоимки в разрезе основных видов экономической деятельности по видам налогов» используют исполнительные органы для подготовки заседаний рабочих групп и подгрупп.

Так, по состоянию на 01.12.2019 по сравнению с данными на начало 2019 года, недоимка по налогам, поступающим в консолидированный бюджет Ульяновской области снизилась на 35,1% или на 427,5 млн рублей. Такое значительное снижение недоимки вызвано, в том числе, деятельностью рабочих групп и подгрупп региона.

Кроме того, деятельность рабочих групп и подгрупп направлена на рост налогооблагаемой базы, борьбу с теневым сектором экономики и др.

4. «Кроме того, в 2019 году проводилась масштабная работа с сотрудниками региональных исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области по отработке задолженности по имущественным  налогам. По итогам данной работы, сотрудниками, получающими заработную плату из регионального бюджета, была погашена задолженность по имущественным налогам в общей сумме 16,1 млн рублей, что составило 83% к сумме задолженности работающих сотрудников (19,4 млн рублей), в том числе в муниципальных образованиях области погашена задолженность в сумме 12,5 млн рублей, что составило 87% (14,3 млн рублей), в органах исполнительной власти, Правительстве Ульяновской области, Администрации Губернатора Ульяновской области — в сумме 3,6 млн рублей, что составило 70% (5,1 млн рублей). В 2018 году задолженность у данной категории населения составляла 11,1 млн рублей, а в на момент запуска данной работы — 26,6 млн рублей». Достижение — сначала не платить зарплату, а потом погашать задолженность? Разве не из бюджета они ее и получают?

Ответ: Любой служащий, не зависимо от уровня власти, является налогоплательщиком и уплата налогов является его законной обязанностью (ст 23. НК РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ). Государственным гражданским служащим и муниципальным служащим Ульяновской области заработная плата перечисляется из регионального бюджета в установленные сроки и без каких-либо задержек, что не мешает своевременно оплачивать им начисленные налоги.

К тому же, сотрудники региональных органов власти и органов местного самоуправления Ульяновской области чаще всего не относятся к налогоплательщиками, имеющим льготы по уплате имущественных налогов.

Кроме того, в 2018 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации проведена налоговая амнистия по имущественным налогам, образовавшимся по состоянию  на 01.01.2015. Наличие статуса чиновника не даёт право накапливать долги по налогам, поэтому работа по погашению государственными и муниципальными служащими Ульяновской области задолженности по имущественным налогам будет продолжена.

5. «По государственной программе «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014-2021 годы» расходы исполнены в сумме 2 170,5 млн рублей или на 99,3% от годового плана. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы по названной программе увеличились на 728,2 млн рублей или на 50,5%. Выделенные средства были направлены, в том числе: ? в виде субсидий областному государственному автономному учреждению «Волга-спорт-арена» в сумме 883,1 млн рублей; ? на финансовое обеспечение деятельности учреждений по внешкольной работе с детьми – в сумме 380,1 млн рублей; ? в виде субсидий областному государственному автономному учреждению «Управление спортивными сооружениями» — в сумме 170,4 млн рублей; 27 ? на финансовое обеспечение участия спортивных клубов по игровым видам спорта в соответствующих спортивных мероприятиях – в сумме 168,6 млн рублей.» 40% финансирования развития физической культуры и спорта уходит на содержание одного объекта?

Ответ: В расходах на обеспечение деятельности государственного автономного учреждения «Волга-спорт-Арена» (в общей сумме 883,1 млн. рублей), находящегося в ведении Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области, в 2019 году были предусмотрены субсидии на выполнение государственного задания в сумме 71,8 млн. рублей и субсидии на иные цели в сумме 811,3 млн. рублей. В субсидиях на иные цели ОГАУ «Волга — спорт-Арена» были предусмотрены 811,3 млн. рублей расходы на оплату концессионного соглашения о создании и эксплуатации имущественного комплекса, состоящего из крытого спортивного комплекса с искусственным льдом на 5000 мест, оснащённого имуществом и оборудованием, от 18.06.2012 № 94-ДП, заключённого между Ульяновской областью и АО «Волга-Спорт».

6. «Государственными программами было запланировано достижение 467 целевых индикаторов. По итогам 2019 года в полном объеме выполнены 386 индикаторов, 81 индикатор не выполнен, в том числе 20 статистических показателей, информация по которым будет уточнена в срок до 1 июня 2020 года». Какие показатели не достигнуты и почему?

Ответ:  Представленный отчёт содержит информацию о результатах деятельности курируемых органов власти — Министерства финансов Ульяновской области и Министерства цифровой экономики и конкуренции за 2019 год.

К полномочиям Министерства финансов Ульяновской области, согласно утверждённому Положению, относится и в том числе формирование принципов программно-целевого управления.

Согласно утвержденному постановлению Правительства Ульяновской области от 13.09.2019 № 460-П «Об утверждении Правил разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области, а также осуществления контроля за ходом их реализации» Министерство финансов Ульяновской области формирует сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ. Соответственно, детальная информация о ходе реализации государственных программ Ульяновской области, в том числе и о достижении целевых индикаторов, содержится в вышеуказанном отчёте, которые размещен на официальном сайте Министерства финансов Ульяновской области.

На территории Ульяновской области осуществляют деятельность согласно единому реестру  43848 субъектов малого и среднего предпринимательства из них 17865 юридические лица, 25983 индивидуальные предприниматели, в том числе 9288 предпринимателей имеют статус «вновь созданные».

По состоянию на 01.01.2020 в Ульяновской области субъектами МСП создано 18 261 новое рабочее место (за 2018 год – 17 012 НРМ, прирост составил 7,34 %).

На 12.05.2020 субъектами МСП уже создано 6114 новых рабочих места.

Всего от субъектов малого и среднего бизнеса в консолидированный  бюджет Ульяновской области за январь-апрель 2020 года поступило налоговых платежей  в размере 1036,8 млн. руб. или 3 место в ПФО по налогам со спецрежимом, в том числе:
—        налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системой налогообложения 865,9 млн. руб. (темп роста 88,2%) 3 место в ПФО;
—        единый налог на вмененный доход 138,6 млн. руб. (темп роста 84,5%) 5 место в ПФО;
—        налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 32,3 млн. руб. (темп роста 95,2%) 10 место в ПФО.

В целях поддержки предпринимателей Ульяновской области введены следующие меры поддержки:

  • распоряжением Губернатора Ульяновской области от 19.03.2020 № 216-р «О приостановке проверок» приостановлены все проверки региональными органами контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • распоряжением Губернатора Ульяновской области от 20.03.2020 № 233-р «О некоторых мерах по поддержке субъектов бизнеса в связи с распространением COVID-2019» (изменения от 01.04.2020 № 266-р «О внесение изменений в распоряжение Губернатора Ульяновской области от 20.03.2020 № 233-р) (далее – распоряжение № 233-р) определены наиболее высокорисковые и нуждающиеся в дополнительных мерах поддержки виды отраслей экономики (виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 КДЕС Ред. 2) (далее – ОКВЭД 2);
  • распоряжением Правительства Ульяновской области от 24.03.2020 № 120-пр «О некоторых мерах имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», исполнительным органам государственной власти Ульяновской области предписано обеспечить заключение договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства, предусматривающих отсрочку уплаты аренды за пользование государственным имуществом до 1 января 2021 года, аналогичные решения рекомендовано принять муниципальным образованиям в отношении муниципального имущества.

Приняты следующие законы:
1) «О внесении изменений в Закон Ульяновской области
«О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области»» — №33-ЗО от 06.05.2020г.,  и «О некоторых мерах поддержки собственников отдельных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Ульяновской области» №32-ЗО от 06.05.2020г. (пакет законов разработан в целях минимизации негативных последствий для экономики региона в связи с угрозой распространения в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции, и предусматривает установление в 2020 году для налогоплательщиков – собственников приоритетных торгово-инфраструктурных объектов пониженной ставки налога на имущество организаций в случае снижения стоимости арендной платы для арендаторов);
2) «О внесении изменений в статью 1 Закона Ульяновской области «О налоговых ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения, на территории Ульяновской области» №36-ЗО от 06.05.2020 (законом устанавливаются пониженные ставки налога для наиболее высокорисковых и нуждающихся в дополнительных мерах поддержки отраслей).

В настоящее время разработан проект закона Ульяновской области, регламентирующий снижение стоимости патента до 1 рубля в отношении видов предпринимательской деятельности, отнесённых к наиболее высокорисковым и нуждающимся в дополнительных мерах поддержки.
В рамках деятельности Фонда «Корпорация развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области» приняты следующие меры:

  1. Отсрочка погашения основного долга по действующим договорам займа;
  2. Рефинансирование действующего кредита, выданного на предпринимательские цели до 5 млн рублей от 3 до 6% годовых (только полученные ИП и организациями – субъектами МСП);
  3. Отсрочка погашения основного долга по действующему займу, выданному по программе регионального ФРП;
  4. Рефинансирование действующих кредитов, выданных на приобретение основных средств по ставке 6,5 % годовых (программа регионального ФРП);
  5. Выдача займов на пополнение оборотных средств ФРП под 6 % годовых по программе регионального ФРП;
  6. Возможность реструктуризации кредитов в банках;
  7. Предоставление поручительства по кредитным обязательствам и договорам займа.

7. Почему за последние 5 лет (начиная с 2015 года) непрерывно идет падение реальных доходов населения? Почему предпринимаемые меры не приносят результат?

Ответ: Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что в период 2015-2019 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снижались в большинстве регионов Приволжского федерального округа:

Субъект ПФО2015 г. в % к 2014 г.2016 г. в % к 2015 г.2017 г. в % к 2016 г.2018 г. в % к 2017 г.2019 г. в % к 2018 г.
Ульяновская область 89,898,394,399,3
Республика Башкортостан97,198,096,8100,5
Республика Марий Эл94,396,396,1101,1
Республика Мордовия93,6101,196,3102,1
Республика Татарстан98,294,599,7101,7
Удмуртская Республика90,095,194,9102,1
Чувашская Республика90,597,097,2103,5
Пермский край79,494,996,8101,7
Кировская область88,296,297,1101,7
Нижегородская область92,595,398,0102,3
Оренбургская область91,4102,2100,599,8
Пензенская область93,897,595,0101,0
Самарская область88,694,997,699,5
Саратовская область89,497,2100,5100,9

Основной проблемой на современном этапе является дифференциация работников по уровню доходов населения. По данным выборочного обследования, которое проводится Росстатом 1 раз в два года в апреле, в 2019 году медианное значение начисленной заработной платы работников организаций в Ульяновской области составило 25906 рублей, то есть 50% работающих получают заработную плату ниже этого значения, а заработная плата других 50% работающих его превышает.

По медианному значению начисленной заработной платы наш регион занимает 8 место в рейтинге субъектов Приволжского федерального округа и 60 место по Российской Федерации. За 2 последних года в рейтинге субъектов Российской Федерации Ульяновская область переместилась вниз на три позиции (в 2017 году занимали 57 место). Тогда как в рейтинге субъектов ПФО позиция осталась неизменной.

Наибольший прирост в медианной заработной плате у нас был в 2011-2013 годах, когда темп роста составлял 26% и 28% соответственно. В 2015-2017 годах темпа роста замедлился до 22% и 15% соответственно, в 2019 году – 19%.

Таким образом, учитывая снижение позиции Ульяновской области в рейтинге субъектов Российской Федерации по медианному значению начисленной заработной платы при увеличении темпов её роста, можно сделать вывод, что рост медианной заработной платы в других субъектах Российской Федерации более выражен.

Так у наших ближайших соседей – Республики Чувашия и Пензенской области – темпы роста медианной заработной платы в 2019 году составили 22,3% и 22,2% к уровню 2017 года соответственно. По темпам роста эти регионы занимают 2-ю и 3-ю строчки в рейтинге субъектов ПФО.

Минимальный разрыв между медианным значением начисленной заработной платы и средней заработной платой в Ульяновской области был отмечен в 2013 и 2015 годах, когда отношение медианного значения заработной платы к средней составляло 83,2%.

По данным за апрель 2019 года разрыв между медианным значением заработной платы и средней заработной платой по сравнению с апрелем 2017 года сократился на 0,6 п.п. Отношение медианной заработной платы к средней заработной плате составило 82,7% . То есть, тенденция к положительным изменениям данного показателя есть, но она на данный момент незначительная.

Таким образом, в 2019 году по показателю отношения медианного значения начисленной заработной платы к средней заработной плате в рейтинге субъектов ПФО Ульяновская область переместилась на 1 позицию вверх и занимает 5 место. В целом по Российской Федерации рейтинг Ульяновской области по данному показателю понизился сразу на 5 позиций (с 22 места в 2017 году до 27 места в 2019 году).

За два последних года децильный коэффициент сократился с 9,7 в 2017 году до 7,9 в 2019 году (рис. 3).

Сокращение децильного коэффициента безусловно является положительной тенденцией, свидетельствующей о снижении дифференциации работников по уровню заработной платы.

По величине децильного коэффициента Ульяновская область повысила свои позиции, переместившись в рейтинге субъектов ПФО с 10 места в 2017 году на 7 место в 2019 году, в рейтинге субъектов Российской Федерации в целом мы переместились с 45 места по данным за 2017 год на 38 место по данным за 2019 год.

Несмотря на значительное (более 18%) сокращение децильного коэффициента, дифференциация работников по уровню заработной платы в Ульяновской области продолжает оставаться высокой.

Средняя заработная плата 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников организаций

Показателиапрель 2009 годаапрель 2011 годаапрель 2013 годаапрель 2015 годаапрель 2017 годаапрель 2019 года
Средняя заработная плата 10% наименее оплачиваемых работников, руб.4006,644345297,46264,87663,810711,2
Место по Российской Федерации в целом 

41

 

44

 

60

 

65

 

60

 

62

Место среди субъектов ПФО 

5

 

6

 

8

 

11

 

12

 

11

Средняя заработная плата 10%наиболее оплачиваемых работников, руб.32259,641817,550505,46173174126,184089,2
Место по Российской Федерации в целом 

63

 

62

 

79

 

67

 

57

 

60

Место среди субъектов ПФО 

9

 

9

 

12

 

9

 

8

 

8

По данным Росстата за апрель 2019 года в Ульяновской области средняя заработная плата 10% наиболее оплачиваемых работников составляет 84089 рублей, а средняя заработная плата 10% наименее оплачиваемых работников лишь 10711 рублей. При этом тенденция сокращения дифференциации работников по уровню заработной платы подтверждается и динамикой распределения средств, направленных на оплату труда, по 10% группам работников.

По данным за апрель 2019 года доля средств, направленных на оплату труда работников, в первых 5-ти децильных группах показывает положительную динамику относительно апреля 2017 года, тогда как по оставшимся 5-ти высокооплачиваемым группам доля средств, направляемых на оплату труда, за аналогичный период сократилась, что свидетельствует о наметившемся выравнивании распределения.

Характер выявленных тенденций позволяет сделать вывод о том, что в регионе происходит переориентация механизмов начисления заработной платы в сторону более равномерного распределения совокупного фонда оплаты труда между различными группами работников. Обозначенные изменения безусловно будут способствовать снижению социальной напряжённости в регионе. В тоже время говорить о кардинальном исправлении ситуации преждевременно. Поскольку, даже несмотря на снижение, децильный коэффициент имеет ещё достаточно высокие значения.

Для сравнения, самый низкий децильный коэффициент отмечен в Дании, Финляндии и Швеции – 3-4. В Германии, Австрии и Франции коэффициент варьируется в пределах от 5 до 7. Экономически оправданным является значение децильного коэффициента, не превышающее 5.

Многие ведущие эксперты-экономисты сходятся во мнении, что ключевыми мероприятиями, обеспечивающими уменьшение дифференциации работников по уровню заработной платы, должны выступить:

— прогнозирование потребности экономики в рабочей силе как на региональном уровне, так и на уровне муниципального образования;

— повышение территориальной мобильности рабочей силы за счет развития рынка жилья;

— формирование у населения культуры проектной миграции, когда работники самостоятельно планируют свою карьеру, выбирая при этом компании, находящиеся в разных населенных пунктах, но обеспечивающие им карьерный рост;

— сокращение гендерных различий в оплате труда работников, так как заработная плата женщин традиционно ниже, чем заработная плата мужчин, и женщины в большей степени подвержены риску относительной бедности;

— активное применение индексации заработной платы особенно в периоды макроэкономической нестабильности.

Кроме того, в дополнение к обозначенным мероприятиям целесообразным будет применение дифференцированного повышения заработной платы, методика которого разработана учёными Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук. Дифференцированное повышение заработной платы предусматривает сглаживание внутрирегиональных, межмуниципальных и внутриотраслевых различий в оплате труда при сохранении рабочих мест.

В соответствии с методикой ключевым инструментом дифференцированного повышения заработной платы является регулирование темпов роста заработной платы в социально значимых видах экономической деятельности (государственное управление, здравоохранение, образование) на основе определения дифференцированных процентных ставок для четырёх классификационных групп населения, выделяемых в зависимости от уровня образования.

При этом необходимо учитывать, что официальные статистические данные могут не отражать реальной картины относительно доходов населения, так как в них не попадают данные «теневого» сектора экономики.

Итоги оценки объёмов «теневого» сектора экономики Ульяновской области за 2019 год следующие.

  1. Потенциальная численность трудоспособных занятых в «теневом» секторе, по причине резкого роста показателя во 2-ой половине 2019 года, УВЕЛИЧИЛАСЬ на 2,6% (на 2,9 тыс. чел), по сравнению с 2018 годом, составив 114,8 тыс. чел.

Таким образом, их доля в общей численности занятого населения увеличилась на 0,9% с 18,6% до 19,5%. Доля занятых в неформальном секторе относительно общей численности занятого населения составляет 19,5% (в 2018 году – 18,6%).

Большую долю занятых в неформальной деятельности, по-прежнему, занимают мужчины (56,6%), в том числе в возрасте 30-39 лет (28,2%). Причём 92,5% от всех «неформалов» заняты ТОЛЬКО в неформальном секторе (без совмещения с официальной работой).

  1. Скрытый фонд оплаты труда, позволяющий обеспечить уровень жизни, не ниже, чем среднемесячная заработная плата по региону, за 2019 год увеличился на 7,8% (на 3049,7 млн руб.) по сравнению 2018 годом.
  2. Потенциальный объём «серой» выручки за 2019 год составил 301,2 млрд руб., рост к уровню 2018 года на 17% или 43,8 млрд рублей.

Таким образом, одними из основных резервов повышения реальных доходов населения Ульяновской области являются:

— сокращение объёмов «теневого» сектора экономики, что позволит более полно отражать в официальной статистической информации данные о доходах населения;

— переориентация механизмов начисления заработной платы в сторону более равномерного распределения совокупного фонда оплаты труда между различными группами работников, что позволит увеличить доходы основной массы работников, за счёт чего также возможно увеличение статистического показателя.