Напоминаем, в этом году заслушивания отчетов заместителей Председателя Правительства региона проходят в онлайн-режиме. К каждому из отчетов мы собрали перечень вопросов, волнующих жителей Ульяновской области, и направили их ответственным зампредам.

Ниже представлены ответы на вопросы к отчету А.С.Тюрина.

Полный текст отчета А.С.Тюрина по ссылке: https://opuo.ru/documents/otchet-pervogo-zamestitelya-predsedatelya-pravitelstva-a-s-tyurina-za-2019-god/

1. В 2020 году планируется создать АНО «Центр организации дорожного движения», с выделением на его базе Дирекции по администрированию программы безопасности дорожного движения Ульяновской области с функциями обеспечения решений комиссии по безопасности дорожного движения. Что это за структура и какое у нее финансирование?

Ответ: В соответствии с Указом Президента России № 204 «О национальных проектах» одними из основных национальных целей являются обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни населения, на которые непосредственно влияет снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.
Для реализации указанных целей в 2018 году утверждён национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого Ульяновская область принимает участие в 3-х проектах: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения». Основными целями национального проекта является повышение протяжённости качественных автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии, и снижение смертности в дорожно – транспортных происшествиях в 3,5 раза (к 2024 году).
В соответствии с региональным проектом «Безопасность дорожного движения в Ульяновской области» снижение показателя смертности в результате дорожно-транспортных происшествий не должно превысить утверждённые показатели. В 2019 году не более 12,7 человек на 100 тыс. населения (158 чел. в абсолютном выражении), в 2020 году – 11,76 человек (147 чел.), в 2021 году – 10,53 человек (131 чел.), в 2022 году – 9,03 человек (113 чел.), в 2023 году – 6,9 человек (86 чел), в 2024 году – 4 человека (50 чел).
Региональный проект «Безопасность дорожного движения», в отличие от проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», не обеспечивается федеральным финансированием.
Для выполнения задачи по обеспечению достижения показателя погибших от ДТП не выше 11,76 чел. на 100 тыс. населения или 147 человек Министерством проанализированы причины дорожно-транспортных происшествий и выявлены основные, по которым люди погибли:
— управление транспортным средством в состоянии опьянения – 50 погибших (29% от общего количества) рост на 2 чел.
— гибель пешеходов, в том числе в тёмное время суток – 43 погибших (25% от общего количества).
— столкновение транспортных средств – 86 погибших (49% от общего числа) рост на 19 чел.
— опрокидывание транспортных средств – 27 погибших (15%) рост на 6 чел.
В январе 2020 года на Комиссии по безопасности дорожного движения при Губернаторе Ульяновской области С.И.Морозове было принято решение об объединении ресурсов, направляемых на реализацию проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и формирования комплекса мер направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и сохранения жизней и здоровья граждан – участников дорожного движения.
По итогам заседания Комиссии по безопасности дорожного движения утверждён Комплексный план мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в Ульяновской области в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2020 год, в соответствии с которым осуществляются изменения в организационно-управленческой структуре для повышения эффективности управления в сфере организации и обеспечения безопасности дорожного движения, реализуются инженерно-технические мероприятия по безопасности дорожного движения и мероприятия пропагандиско-агитационного характера.
В рамках исполнения мероприятий комплексного плана на базе АНО «Центр организации дорожного движения», соучредителем которой является Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области и муниципальное образование «город Ульяновск» создана дирекция по безопасности дорожного движения, определены полномочия и перечень направления деятельности. Организация, на основании вышеизложенных задач, уполномочена на осуществление деятельности, направленной на внедрение автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроль за соблюдением Правил дорожного движения.

В связи с недостаточностью в 2019 году мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения для формирования законопослушного поведения участников дорожного движения было принято решение о расширении их масштаба и увеличении объёма их финансирования.
В настоящее время Министерством организовано:
— изготовление тематических плакатов, листовок и их размещения в общественном транспорте, отделениях ООО «РИЦ», МФЦ;
— изготовление и размещение тематических стендов на объектах транспортной и придорожной инфраструктуры (АЗС, придорожные кафе и др.), в автошколах, учебных и медицинских заведениях, в иных местах массового скопления граждан;
— размещение тематических билбордов на улично-дорожной сети Ульяновска и Ульяновской области;
— размещение социальных аудио-видео роликов в СМИ, сети «Интернет», в социальных сетях,
— изготовление печатной продукции (листовки, плакаты, закладки, буклеты, макеты) для проведения профилактических акций и мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
— запланирован показ социальных видео роликов на тему безопасности дорожного движения в киноцентрах Ульяновской области перед сеансом (по мере изменения режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции).
Кроме того, в 2020 году в рамках дорожной деятельности в целях сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области переформатирована направленность работы — сделан упор на предупреждение аварийности. Уделено особое внимание обустройству дорог дорожными знаками и ограждениями, устройству уличного освещения на транзитных участках по населенным пунктам, применению современной износостойкой дорожной разметки и т.д. Так на областных автомобильных дорогах области запланировано увеличить количество устанавливаемых дорожных знаков (с 1445 шт. в 2019 году до 2900 шт. в 2020 г), при этом количество устанавливаемых знаков — указателей направлений поворотов «шевронов», на опасных участках дорог будет доведено до 1011 шт. Запланировано увеличение протяженности установки удерживающих ограждений на опасных участках дорог с 5916 п.м. в 2019 году до 6671 п.м в 2020 году.

2. В рамках проекта «ЧтоНеТак» жители региона (Ульяновск, Димитровград, Сенгилей и другие районы) часто сталкиваются с проблемой отсутствия уличного освещения. В соцсетях найдено 33 жалобы. Зачастую при ответах администрации ссылаются на недостаточность средств для обеспечения освещением тех или иных улиц. Когда будет налажен данный процесс?

Ответ: В срок до 30.08.2020 запланировано обустроить наружным уличным освещением 44,3 км. транзитных участков автомобильных дорог, проходящих через 32 населенных пункта Ульяновской области.
В настоящее время на одном участке (поворот на с.Новая Беденьга Ульяновского района) ведутся работы по освещению примыкания. По 14 транзитным участкам, проходящим через населенные пункты р.п.Вешкайма, с.Вешкаймма, с.Астрадамовка, с.Игнатовка, р.п.Радищево, г.Сенгилей, р.п.Ишеевка, с.Сабакаево, с.Солдатская Ташла, с.Лебяжье, с.Архангельское, с.Чеботаевка, п.Первомайский, г.Новоульяновск проведены торги и определены подрядные организации на выполнение строительно-монтажных работ, на общую сумму 52,02 млн. руб. По 17 транзитным участкам проводится подготовка к проведению проектно-изыскательских работ, ориентировочная стоимость монтажных работ составит 77,4 млн. руб.

3. Сколько камер фотофиксации внедрено в 2019 году? Сколько было потрачено средств на данные цели?

Ответ: В части развития системы фотовидеофиксации в Ульяновской области. По итогам 2019 года группировка комплексов фотовидеофиксации расширена до 205 единиц. Цель установки комплексов фотовидеофиксации — снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей. Культура вождения и воспитание водителей оставляет желать лучшего. Система установленных камер фотовидеофиксации в 2019 году зафиксировала 1 623 504 постановлений.
Развитие системы будет продолжено. В 2020 году на основании детального анализа причин и видов дорожно-транспортных происшествий совместно с ГИБДД по итогам 2019 года будут установлены 15 дополнительных камер фотовидеофиксации в выявленных местах концентрации ДТП, а также обеспечено их оперативное перемещение по итогам последующего анализа аварийности. В 2020 году запланировано в 2 раза увеличить протяженность обустраиваемого уличного освещения транзитных участков дорог по населенным пунктам области с 22,5 в 2019 году до 44,9 км в текущем. На территории Ульяновской области ежегодно наносится дорожная разметка на участках дорог с интенсивностью движения более 1000 автомобилей в сутки. Исходя из состояния дорожного покрытия, преимущественно разметка наносится специальной разметочной краской. В текущем году, запланировано нанесение 1701,5 км разметки, в том числе увеличить с 342,1 до 576 км – разметку с использованием износостойких материалов (термопластика).
На реализацию указанных мероприятий в бюджете Ульяновской области предусмотрено 197,86 млн. рублей, в настоящее время законтрактованы мероприятия по обустройству дорог дорожными знаками и ограждениями, нанесению дорожной разметки на 114,5 млн. рублей (государственный контракт от 20.04.2020 №234).

4. В зимний период более половины всех поступающих от жителей жалоб — на гололёд, либо лужи на пешеходных дорогах. В рамках проекта «ЧтоНеТак» найдено более 150 жалоб. Способ посыпки дорог песко-соляной смесью зачастую является неэффективным. Какие еще могут быть альтернативные решения данной проблемы? Также большое количество жалоб от жителей на аварийное состояние автомобильных дорог. Пресс-службой ОП УО найдено 69 жалоб, несмотря на то, что на ремонт автомобильных дорог в бюджет ежегодно закладываются большие средства. Что планируется предпринять для изменения данной ситуации?

Ответ: Существует несколько видов борьбы с зимней скользкостью на тротуарах и пешеходных дорожках, но универсального способа обеспечить одновременную ликвидацию гололеда и луж в полном объеме нет. Вопреки Вашему мнению, соль с песком является очень эффективным способом для борьбы с зимней скользкостью, как на автомобильных дорогах, так и на тротуарах. При этом соль участвует в процессе плавки льда до жидкого состояния, а песок играет фрикционную функцию и уменьшает вредное воздействия соли на подошву обуви. Температура замерзания соленой воды в десятки градусов меньше, чем чистой воды, по данной причине после плавки льда возможно образование на тротуарах скоплений талой воды. Применение различных антигололедных реагентов, также основаны на физических свойствах льда и также, как и пескосоляная смесь, не исключает образование на тротуарах скоплений талой воды. Гранулы реагента при взаимодействии с льдом расплавляют и разрушают ледяное покрытие. Основным недостатком является высокая цена реагентов. Основным критерием в выборе способов борьбы с зимней скользкостью является сочетание объемов применения, цены и качества, т.е. достижения результата. И в первом, и во втором случае, после окончания действия противогололедных материалов должна производиться механическая или ручная уборка тротуаров или пешеходных дорожек.
Основная сеть дорог Ульяновской области построена в 60- 80 годах прошлого века, при их строительстве использовались местные недолговечные материалы, актуальные для пропуска транспортных средств с допустимыми на тот период весовыми нагрузками. Если в 80-х годах в основном грузоподъемность одиночной автомашины не превышала 10 т., то в настоящее время данный критерий возрос до 23 — 25т. А современные автопоезда весят порядка 50-60 тонн и имеют односкатные колеса, которые буквально режут покрытие дорог. Отсюда образование колейности, просадок, сетки трещин, и как следствие — разрушение покрытия и основания дорог. В дополнение к этому зима 2019-2020 годов была теплая и малоснежная. Частые переходы температуры воздуха через 0 градусов  отрицательно влияют на состояние дорожной одежды, что усугубило ситуацию и привело к интенсивному разрушению дорог. Другой немаловажный фактор – ненормативное финансирование дорожной отрасли региона. На дорожную деятельность в Ульяновской области выделяются немалые средства, но также немалые средства требуются для ремонта и содержания дорог. Нормативная потребность по содержанию одного километра дороги в год составляет более 500 тысяч рублей в ценах 2007 г. Фактический уровень финансирования дорожной отрасли региона позволил к 2020 году приблизить данный показатель до 300 тыс. рублей. Ненормативное финансирование приводит к необходимости сокращения цикличности и объемов работ, что в свою очередь не может не повлиять на состояние дорог. Следует отметить, что и ремонт дорог также дорогостоящее мероприятие. Средняя стоимость ремонта одного километра дорог 15-16 млн. рублей. По результатам проведенной диагностики, на начало 2020 года соответствует нормативным требованиям 45% от общей протяжённости областных дорог, что составляет 2089.1 км.
Аналогичное состояние дорог и в других регионах Российской Федерации.
С 2019 года на территории Ульяновской области реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стартовавший по инициативе Президента России в 2019 году, являющийся продолжением одного из наиболее успешных среди приоритетных проектов страны «Безопасные и качественные дороги», участие в котором принимают 83 субъекта. Кроме этого, Ульяновская области в прошлом году приняла участие в таких проектах как: — госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» (строительство и реконструкция сельских дорог); — госпрограмме Российской Федерации «Развитие транспортной системы»; — госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2019 году построено, реконструировано и капитально отремонтировано 12,1 километров автодорог, отремонтировано покрытие автомобильных дорог общей протяженностью 570 км в том числе: 78 км федеральных дорог, 202 км областных дорог и 290 км местных дорог. Благодаря проделанной работе по итогам дорожного сезона доля областных дорог, соответствующих нормативам увеличилась до 45%, а в границах Ульяновской агломерации до 70,5 %. В 2020 году в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланировано проведение работ по строительству и реконструкции 5 капиталоемких объектов общей протяженностью 11,1 км из которых 4,1 км будет введено до конца текущего года. Кроме этого, нацпроект предусматривает на 2020 год выполнение ремонта автодорог общей протяженностью 125,9 км, в том числе 22,1 км по городу Ульяновску, что позволит еще на 1 шаг приблизиться к показателям установленным В.В.Путиным в майских указах и по итогам текущего года увеличить: до 46 % долю областных дорог, соответствующих нормативным требованиям (к 2024 году необходимо привести к нормативу 50 % областных дорог); до 71,7 % долю областных и местных дорог, соответствующих нормативным требованиям в границах Ульяновской городской агломерации (к 2024 году до 85 %).

5. В рамках проекта «ЧтоНеТак» регулярно поступают жалобы в части общественного транспорта: нерегулярный график движения маршрутных такси, особенно утром вечером транспорт ходит не по расписанию, жалобы на недостаточное количество автобусов и многое другое. ОП УО найдено более 50 жалоб.Какие меры планируются для решения данной проблемы?

Ответ: В целях пресечения правонарушений в сфере пассажирских перевозок, стабилизации дорожно-транспортной ситуации на автомобильных дорогах Ульяновской области и контроля за исполнением федерального и регионального законодательства распоряжением Правительства Ульяновской области от 30.05.2019 № 274-пр «О внесении изменения в распоряжение Правительства Ульяновской области от 06.05.2019 № 224-пр» утвержден план контрольно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Ульяновской области (далее – план мероприятий).
План мероприятий включает в себя:
— выезд сотрудников департамента транспорта Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) на транспортно – пересадочные узлы для проверки работы межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в пригородном сообщении и муниципальных маршрутов города Ульяновска;
— совместные контрольно – профилактические мероприятия Госавтодорнадзора, Госавтоинспекции и Министерства;
— освещение в СМИ результатов проведения контрольно – профилактических мероприятий;
— рассмотрение результатов проведения контрольно-профилактических мероприятий на заседаниях Комиссии при Губернаторе Ульяновской области по обеспечению безопасности дорожного движения Ульяновской области.
С начала года по 21.05.2020 проведено 25 совместных рейдовых мероприятий, проверено порядка 300 единиц транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки.
За период с 01.01.2020 по 21.05.2020 сотрудниками департамента транспорта Министерства осуществлено 25 выездов на транспортно-пересадочные узлы для проверки работы межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в пригородном сообщении и муниципальных маршрутов города Ульяновска, по результатам которых в адрес перевозчиков направлены требования об устранении выявленных в ходе проверок недостатках.
В рамках исполнения поручения Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. приостановлено до мая 2020г. назначение проверок, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
18-19.05.2020г сотрудниками департамента транспорта Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области в целях мониторинга исполнения Указа Губернатора Ульяновской области от 14.05.2020 № 81 «О внесении изменения в указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», в части использования средств индивидуальной защиты органов дыхания водителями автобусов, осуществлен выезд на промежуточные остановочные пункты города Ульяновск. Зафиксированы многочисленные нарушения водителями пассажирского автомобильного транспорта в части обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания. В адрес Главы города Ульяновск направлено письмо об обеспечении надлежащего контроля за обязательным использованием средств индивидуальной защиты водителями автобусов на городских маршрутах, а в адрес перевозчиков направлены предписания об устранении выявленных нарушений.
01 апреля сотрудниками Министерства проведена проверка организации работ по обработке салонов трамваев в Засвияжском депо г.Ульяновска, где ежедневно дезинфицируется 60 транспортных средств. Обработка организована в две смены: днём (3 чел.) и вечером (4 чел.).
На Ульяновском автовокзале и индивидуальными перевозчиками ведутся работы по обработке салонов автобусов, которые задействованы на обслуживании маршрутов регулярных перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщениях на постоянной основе. Кроме того, в целях мониторинга нарушений расписания перевозчиками города Ульяновска Министерством приобретено программное обеспечение для функционирования региональной навигационной информационной системы (далее – РНИС) для контроля за движением общественного транспорта города Ульяновска и Ульяновской области. Приказом Министерства № 27 – од от 27.09.2019г «О специализированном программном комплексе «Центр организации дорожного движения Ульяновской области» утвержден порядок функционирования РНИС.
Большинство перевозчиков подключены к системе, им предоставлен доступ пользователя.
В настоящее время в РНИС внесена информация о 1300 автобусах, осуществляющих пассажирские перевозки в городском, пригородном и междугороднем сообщении. Мониторинг ведётся по 112 маршрутам региональных перевозок, из них по 74 по городу Ульяновску.
На основании данных РНИС в отношении перевозчиков, не выполняющих расписание, Министерством поданы исковые требования в суд для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. По состоянию на 25.05.2020г. судебные заседания отложены по причине введенных ограничений связанных с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области.
Вместе с тем, с 04 апреля 2020 года в соответствии с решением оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области (пункт 3 протокола заседания выездного президиума от 04.04.2020 №7) приостановлены регулярные перевозки пассажиров. Количество рейсов по городским маршрутам предусмотрено на уровне 30-ти процентов от количества рейсов, предусмотренных расписаниями движения автобусов, трамваев и троллейбусов.
В настоящее время Указом Губернатора Ульяновской области от 14.05.2020 № 81 изменены условия режима самоизоляции для населения на территории региона в части ограничений по передвижениям граждан.
До перевозчиков доведены условия по перевозке пассажиров в части соблюдения социальной дистанции в общественном транспорте (1,5 метра) и увеличения количества рейсов до уровня не менее 70% от количества рейсов, которые предусмотрены согласованными расписаниями движения автобусов.
Однако, в случае отсутствия пассажиропотока на отдельных маршрутах согласование уменьшения количества рейсов ниже 70% от расписания осуществляется на заявительной основе с заказчиком перевозок.
После принятия решения о полном восстановлении транспортного сообщения в городском междугороднем сообщении, расписание будет соблюдаться в штатном режиме. Мониторинг соблюдения расписания будет восстановлен в полном объёме.

6. Согласно отчету, запланирована достройка так называемых проблемных объектов, в том числе дома на ул. Буинской и прочих, с использованием федеральных средств. Но до сих пор не проведена экспертиза и не принято решение о том, будет ли осуществляться достройка дома, или будет организована выдача компенсаций дольщикам. В связи со всеми обстоятельствами последнего времени, как будет развиваться ситуация с дольщиками дальше?

Ответ: Завершение строительства проблемных домов по пер. Красноармейскому (ООО «Птицефабрика Тагайская»), ул. Красноармейской (ООО «СК Атриум»), ул. Строителей, 42В, 42Б (ООО «Техно-Поволжье Ко»), ул. Буинской (ООО «Максима»), пр. Маршала Устинова, 25 (1, 2, 3 этапы) (ООО «Торговый Дом КПД-1»), ул. Кролюницкого (ООО «Силен») включённых в Реестр, планируется в рамках процедуры банкротства с привлечением средств федерального бюджета и бюджета Ульяновской области. Строительные работы на указанных объектах не ведутся. 29 апреля 2020 года между Правительством Ульяновской области и публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее – ППК Фонд) подписано соглашение о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда из бюджета Ульяновской области. Предметом соглашения является предоставление ППК Фонду субсидии в размере 325 млн рублей на завершение строительства проблемных объектов, застройщики которых признаны банкротами. Согласно информации предоставленной ППК Фондом, во 2 квартале 2020 года будут инициированы мероприятия по определению рыночной стоимости 1 кв. м равнозначных жилых помещений, инструментальному обследованию и строительно-технической экспертизе для определения степени готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, размера денежных средств и периодов времени, необходимых для завершения строительства указанных объектов. Рассмотрение Наблюдательным советом ППК Фонда вопросов о финансировании мероприятий по восстановлению прав граждан – участников долевого строительства планируется в 3 квартале 2020 года.

7. В Ульяновске огромное количество жилых домов находятся в аварийном состоянии. С декабря по апрель пресс-службой ОП УО найдено 25 жалоб по данной теме. Переселение из аварийных домов в большинстве случаев запланировано на 2022-2029 г. Например, переселение жителей района Арсенала (Заволжье) запланировано на 2029. Хотя во всех аварийных домах опасно жить уже сейчас. Какие будут приниматься меры для решения проблемы?

Ответ: Из аварийного жилья осуществляется в рамках двух областных адресных программ: — «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в 2019-2025 годах» утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области 28.03.2019 № 131-П и реализуемой в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Согласно адресному перечню указанной программы переселению подлежат 134 аварийных дома, расположенных на территории Ульяновской области; — «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2029 годах», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 № 573-П. В настоящее время с учётом вносимых изменений в рамках данной программы планируется расселить 129 аварийных домов за счёт средств консолидированного бюджета Ульяновской области. В целях сокращения сроков расселения аварийных домов в рамках областных программ по переселению граждан в 2020 году предусмотрено дополнительное финансирование из средств областного бюджета в объёме 107 млн. руб. на перенос сроков расселения 11 многоквартирных аварийных домов, расположенных в Барышском (2 дома), Инзенском (3 дома), Сенгилеевском (3 дома), Карсунском (1 дом) районах и в городе Ульяновске (2 дома). Кроме того, в настоящее время по поручению Президента Российской Федерации государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассматривают вопрос ускоренной реализации программы переселения, предусматривающий сокращение сроков расселения аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года с переносом сроков расселения с 2023-2024 годов на 2021-2022 годы и соответствующим перераспределением финансовой поддержки за счёт средств Фонда на 2021-2022 годы.

8. Остро стоит вопрос качества водопроводной воды в регионе, особенно в правобережье Ульяновска. В ОП УО регулярно поступают жалобы по данной проблеме, на площадке Палаты проводились заседания по данной теме, обсуждались возможные причины. Как дальше будет развиваться процесс решения проблемы?

Ответ: По итогам 2019 года в категорию населённых пунктов, обеспеченных некачественной питьевой водой по итогам 2019 года включен город Новоульяновск с численностью населения 11477 человек, где в 2019 году было зафиксировано резкое снижение качества питьевой воды. Для предотвращения подобной ситуации в городе была выполнена реконструкция системы водоснабжения, а именно установлена станция ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды. В настоящее время показатели качества питьевого водоснабжения соответствуют нормам.
По итогам I квартала 2020 года доля населения обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения в Ульяновской области составила 94,7%.
В течение 2020 года будут выполнены мероприятия, направленные на повышение качества питьевой воды в населённых пунктах, включённых в категорию обеспеченных некачественной питьевой водой:
1. п. Октябрьский Чердаклинского района. Начиная с 2020 года реализуется проект «Строительство объектов водоснабжения для населённых пунктов Чердаклинского района». В 2020 году будет завершён первый этап — реконструкция Архангельского грунтового водозабора. В этот же период начнется реализация второго этапа – строительства водовода от Архангельского грунтового водозабора до пос. Октябрьский Чердаклинского района. Завершение работ планируется в 2022 году.
Соответствующее соглашение заключено с Минстроем России в 19.04.2020 года, 27.05.2020 состоится подведение итогов электронного аукциона по итогам которого будет заключен договор с подрядной логанизацией.
2. р.п. Чердаклы. ОГКП «Ульяновский областной водоканал» в 2020 году приступает к разработке проектной документации на реконструкцию системы водоснабжения посёлка.

Также в 2020 году начнётся разработка проектной документации для строительства водовода р.п. Октябрьский – р.п. Мирный – р.п. Чердаклы.
Предварительный срок выполнения работ – 2023-2024 годы.
3. р.п. Старая Майна. Ведутся работы по изготовлению проектной документации на строительство станции водоподготовки в посёлке. Срок завершения изготовления проектной документации – 2020 год.
4. р.п. Новая Малыкла. В 2020 году будет завершена разработка проектной документации на реконструкцию системы водоснабжения посёлка.
5. с. Нижняя Якушка Новомалыклинского района. В 2020 году запланирован частичный ремонт системы водоснабжения.
6. с. Красный Яр Чердаклинского района. В 2020 году ведётся строительство новой скважины питьевого водоснабжения.
7. р.п. Новая Майна Мелекесского района. В 2020 году завершатся работы по разработке проектной документации на реконструкцию системы водоснабжения посёлка с установкой станции водоподготовки. Строительно — монтажные работы будут завершены в 2022 году.
8. р.п. Базарный Сызган. В 2020 году будет изготовлена проектная документация на реконструкцию системы водоснабжения посёлка.
В соответствии с данными Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области население города Ульяновска потребляет качественную питьевую воду, соответствующую требованиям санитарных норм и правил.

9. Как будет осуществляться водоснабжение из подземных источников, которые, по мнению Роспотребнадзора, эксплуатируются с нарушением существующих санитарных норм?

Ответ: В 2018, 2019 годах в рамках обеспечения участия Ульяновской области в реализации мероприятий федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология» проведена полная инвентаризация объектов водоснабжения населённых пунктов Ульяновской области, все данные занесены в электронную систему на сайте https://www.reformagkh.ru.
По данным инвентаризации на территории Ульяновской области имеется 1053 источника питьевого и хозяйственно-бытового централизованного водоснабжения, из них – 2 поверхностных источника водоснабжения (Куйбышевское водохранилище и озеро-родник в р.п. Радищево) и 1051 подземный источник водоснабжения (скважины, каптажи).
В марте текущего года Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области совместно с администрациями муниципальных образований Ульяновской области проведена инвентаризация наличия утверждённых в установленном порядке проектов зон санитарной охраны скважин, наличия лицензий на водопользование.
На территории субъекта имеется 967 скважин, лицензии на водопользование получены на 530 из них, на 289 скважин имеются утверждённые в установленном порядке проекты зон санитарной охраны.
По данным муниципальных образований в 1 поясе зон санитарной охраны 17 скважин имеются жилые постройки, стоянка автотранспорта, кафе, трасса М-5, нефтедобывающая скважина, во 2 поясе зон санитарной охраны 3 скважин расположены объекты агропромышленного комплекса (свинокомплекс, элеватор), в 3 поясе зон санитарной охраны 1 скважины имеется ограничение с региональной автомобильной дорогой. На данные 21 скважины утвердить установленном порядке проекты зон санитарной охраны не возможно по причине нарушения требований СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населённых мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», в соответствии с которыми:
По первому поясу не допускается:
посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно — бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
По второму поясу не допускается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
По второму и третьему поясам не допускается:
размещения складов горюче — смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищённых подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учётом заключения органов геологического контроля.
При нарушении данных ограничений Управление Роспотребнадзора отказывает в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны.
Порядок установления зоны санитарной охраны водозаборов:
1.Разработка проекта зон санитарной охраны – 50 тыс.руб.:
— анализы воды;
— расчёт 2, 3-го пояса ЗСО;
— рабочая программа организации производственного контроля качества питьевой воды;
— чертежи (план ограждений I пояса ЗСО водозаборных скважин; схема расположения II и III поясов ЗСО скважин);
— план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
— правила и режим хозяйственного использования территорий трёх поясов ЗСО.
2.Получение санитарного заключения в «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» – 20 тыс.руб.
3.Утверждение в Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
4.Постановка на кадастровый учёт скважин с нанесением на публичную кадастровую карту – 10 тыс. руб.
Итого ориентировочно 80 тыс. руб. на один источник водоснабжения.

Всего потребность по области – 678 неоформленных ЗСО скважин*80,0 тыс. руб.=54240,0 тыс. руб.
Органы местного самоуправления по мере выделения из местных бюджетов средств выполняют подготовку проектов зон санитарной охраны скважин.
На стадии подготовки проектной документации на строительство, реконструкцию объектов водоснабжения в случае, если имеющийся водозабор эксплуатируется с нарушением санитарных норм, проектом предусматривается его ликвидация и выбирается место под строительство нового водозабора, отвечающего действующему санитарному законодательству.
Например, при проектировании реконструкции водоснабжения с. Станция Бряндино Чердаклинского района проектной организацией было запроектированные строительство 2 новых водозаборных скважин за пределами зоны жилой застройки, получено санитарное заключение. Скважина, расположенная на территории хлебоприёмного пункта и несоответствующая нормам санитарного законодательства, согласно проекту, подлежит ликвидации.
При проектировании реконструкции водоснабжения с. Большая Кандарать Карсунского района также было предусмотрено устройство нового водозабора из каптажей, расположенных за пределами зоны жилой застройки. Старый водозабор, построенный с нарушением санитарных норм, согласно проекту ликвидирован.
В с. Тумкино Тереньгульского района согласно проекту реконструкции водоснабжения несоответствующие санитарным нормам скважины (одна расположена на территории бывшей свинофермы, вторая расположена на территории бывших мастерских совхоза) подлежат ликвидации, взамен проектом предусмотрено строительство новой скважины, соответствующей требованиям санитарного законодательства.
Данные проекты заявляются для реализации в 2021 году в рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий».
При нарушении норм санитарного законодательства в части несоответствия качества воды установленным нормам, проектами реконструкции предусматривается установка станций водоподготовки Например, станции водоподготовки были запроектированы на водозаборах р.п. Глотовка Инзенского района, с. Станция Бряндино Чердаклинского района, с. Славкино Николаевского района, р.п. Старая Майна Старомайнского района, р.п. Новая Майна Мелекесского района.

10. Реформа обращения с производственными и бытовыми отходами уже вступила в силу, однако результат виден слабо. Во всем регионе остро стоит вопрос несанкционированных свалок, не только в районах, но и в Ульяновске, а также вопрос некачественной уборки мусора. Только в части несанкционированных свалок в рамках проекта «ЧтоНеТак» найдено более 40 жалоб. Когда данная реформа начнет работать в полную силу? Когда и каким образом в регионе начнет вводиться процесс раздельного сбора мусора, так же как уже происходит в соседних регионах?

Ответ: Минимальный объём отсортированных ТКО к концу 2019 года, согласно индикаторам федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», должен был составлять 20 %, фактический показатель региона — 53 % по четырём зонам деятельности. 48% собранных отходов проходят сортировку на комплексах региональных операторов (при требуемом минимальном показателе в 40%).
Стоит отметить, что несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, на сегодняшний день услуга по вывозу ТКО на территории Ульяновкой области оказывается в штатном режиме.
Двухконтейнерная система сбора отходов — подход, в котором макулатура, пластик, металлы и стекло собираются отдельно от пищевых и неперерабатываемых отходов. Контейнеры с вторсырьем отвозят на досортировочные станции, где полезные фракции отделяют друг от друга, и оттуда уже их поставляют заводам-переработчикам. У такой системы есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
1) Уменьшение роста свалок. Такой подход — уже большой шаг в сторону разумного взаимодействия с отходами. Всё, что можно, рассортируют и переработают.
2) Лёгкое вовлечение жителей. Объяснить жителям метод работы с двумя контейнерами проще, чем с тремя или четырьмя.
3) Небольшие капиталовложения, так как не нужно ставить большое количество баков. Следовательно, можно сразу охватить большие территории.
4) Упрощенная логистика. Вывезти бак с твердыми отходами должна отдельная машина, которая дальше повезет их на сортировочные станции.
5) Универсальность системы. Простота использования и логистики позволяет без проблем внедрить её в любом жилом месте на разном уровне: района, города, округа.

Но такой подход несовершенен. Объясняем, почему:
1) Недоверие. Необходимо создать понятную, прозрачную систему сбора и досортировки, чтобы люди могли ей доверять.
Пути решения: через СМИ на постоянной основе доносить информацию до населения. Организовать постоянную звуковую рекламу в крупных торговых центрах и торговых сетях.
2) Опасные отходы. Непонятно, что делать с ними в данном случае. Такие отходы, как батарейки или аккумуляторы, требуют специальной утилизации и не могут выкидываться ни в один из двух контейнеров. Велика вероятность, что жители будут оценивать их как «неперерабатываемые» или думать, что их все равно досортируют, и кидать в контейнеры наугад.
Пути решения: управляющим организациям обеспечить систематический сбор опасных отходов.
3) Засоры. Зная про досортировку, люди могут халатнее относиться к тому, что они будут класть в бак для вторсырья.
Пути решения: управляющим компаниям и старшим по домам (подъездам) постоянно проводить беседы с жильцами о недопущении смешивания отходов.
По итогу мы видим, что такая система может работать, но требует большой просветительской работы и внимательности жителей.
Для жителей, решивших внедрить двухконтейнерную систему сбора отходов, необходимо предусмотреть дифференциацию тарифа за услугу обращения с ТКО, что несомненно станет стимулом для более ответственного подхода к раздельному сбору отходов.
Это – отличный первый шаг к цивилизованному обращению с отходами. Двухконтейнерная система позволяет сформировать новые привычки, проста и понятна для жителей. На последующих этапах можно будет добавлять другие контейнеры и развивать раздельный сбор.

11. Существует проблема благоустройства инфраструктуры лесных участков в рекреационных зонах для целей лыжного спорта и биатлона. Общедоступная лыжная трасса — физкультурно-спортивный объект — некапитальное, сезонное сооружение. Граждане и общественные организации (спортивные клубы), создающие в лесах общедоступные лыжные трассы для спортивных и общественных нужд не подпадают под категорию получателей лесных участков на праве постоянного пользования, а владение на правах аренды влечет существенные издержки, которые, в том числе, невозможно легитимно компенсировать. Отсутствуют возможности юридического оформления права выполнения работ по благоустройству инфраструктуры соответствующих лесных участков. В том числе, отсутствие оформления разрешения на размещения объекта спортивного сооружения «лыжная трасса» создает опасность возникновения правовых последствий для исполнителей работ. Что в этой связи предлагается предпринять в Ульяновской области?

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Согласно пункту 4 статьи 41 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам -в аренду.

В связи с изложенным, для оформления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование для нужд граждан и общественных (некомерческих) организаций в целях рекреационной деятельности (организация лыжной и биатлонной трассы) необходимо обратиться органу государственной власти, государственному или муниципальному учреждению. В свою очередь стоит отметить, что в настоящее время уже имеется практика использования лесного участка в вышеуказанных целях областным государственным казённым учреждением подведомственным Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области.

12. Будет ли продолжена реализация нацпроекта «Экология» в связи с пандемией и какие коррективы будут внесены на 2020 год?

Ответ: В части полномочий Минприроды Ульяновской области реализация нацпроекта Экология» ведется в рамках установленных сроков и показателей, эпидемия на реализацию проекта в данной части не оказывает. На текущий момент, за исключением технических корректировок, не планируется внесение на 2-е полугодие изменений в нацпроект «Экология».

13.  По проблеме запаха гари и дыма в Заволжье регулярно поступают жалобы в рамках проекта «ЧтоНеТак», также в ОП УО проводятся заседания профильной комиссии с участием экспертов по данной теме. Министерство природы и цикличной экономики регулярно проводило рейды, выписывались штрафы (в основном на территории ГСК). Однако проблема не решается. Будут ли приниматься какие-то дополнительные меры для решения проблемы?

Ответ:  На стационарном посту г. Ульяновск, расположенном в Заволжском районе в 2019 году отобрано и проанализировано 9792 пробы атмосферного воздуха на содержание 8 ингредиентов: взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, фенол, формальдегид, гидрохлорид.
Отмечено 69 случаев превышения санитарно-гигиенического критерия максимально разовой предельно допустимой концентрации (ПДК м.р.), что составляет 0,7 % от общего числа проб. Из них по отдельным ингредиентам:
— формальдегиду 68 случаев превышения ПДК м.р.;
— гидрохлориду 1 случай превышения ПДК м.р.
По взвешенным веществам (пыли), диоксиду серы, диоксиду азота, фенолу, оксиду азота и оксиду углерода превышений ПДК м.р. не зафиксировано.
По результатам мониторинга атмосферного воздуха за текущий период 2020 года постом наблюдения за загрязнением окружающей среды, расположенным в микрорайоне «Новый город» Заволжского района г. Ульяновка отобрано и проанализировано 4032 пробы атмосферного воздуха на содержание 8 ингредиентов:
взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, фенол, формальдегид, гидрохлорид.
Отмечено 17 случаев превышения санитарно-гигиенического критерия максимально разовой предельно допустимой концентрации (ПДК м.р.), что составляет 0,4 % от общего числа проб. Из них по отдельным ингредиентам:
— формальдегиду 16 случаев превышения ПДК м.р.;
— гидрохлориду 1 случай превышения ПДК м.р.
По взвешенным веществам (пыли), диоксиду серы, диоксиду азота, фенолу, оксиду азота и оксиду углерода превышений ПДК м.р. не зафиксировано.
За период с 2019 года по сегодняшний день высокого и экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха не фиксировалось.
Вместе с тем, в рамках осуществления межведомственного взаимодействия рейдовые мероприятия должностными лицами Министерства совместно с представителями Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры по выявлению лиц, нарушающих законодательство в части охраны атмосферного воздуха на территории Заволжского района г. Ульяновска продолжаются на регулярной основе.