Осуществление Управлением Росреестра по Ульяновской области (далее – Управление) государственного земельного надзора на основании обращений граждан и организаций занимает весомую долю от всего объема исполнения данной государственной функции.
Как показывает практика, обращения граждан и организация по вопросам государственного земельного надзора по существу поставленных вопросов, подразделяются на три типа:
1) вопросы о разъяснении порядка осуществляемого Управлением государственного земельного надзора, требований земельного законодательства;
2) вопросы, связанные с несогласием подконтрольных субъектов с действиями государственных инспекторов Управления при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
3) вопросы о необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении каких-либо граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций.
Соответственно к непосредственному инициированию Управлением контрольно-надзорных мероприятий в сфере государственного земельного надзора относится третий тип обращений. О нем далее и пойдет речь.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан и организаций урегулирован положениями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Однако, рассмотрение обращений граждан и организаций, требующих проведения контрольно-надзорных мероприятий, осуществляется Управлением с учетом специализированных норм, устанавливающих определенные требования и условия для проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Для начала необходимо понимать, что входит в предмет государственного земельного надзора, осуществляемого Управлением.
Государственный земельный надзор на территории Российской Федерации осуществляется тремя органами: Росреестром, Россельхознадзором и Росприродназором. У каждого из указанных органов свой предмет надзора и дублирование возложенных на них функций и полномочий исключено на законодательством уровне.
Предметы ведения каждого из органов государственного земельного надзора определены в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1.
В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре Росреестр и его территориальные органы, включая Управление, осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
— требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
— требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
— требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
— требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
— требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
— требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
— требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Таким образом, принимая во внимание предмет надзора Росреестра, обращения граждан и организаций о проведении контрольно-надзорных мероприятий, поступающие в Управление, должны быть обусловлены, например, доводами о самовольном захвате земель, об их нецелевом использовании, и, соответственно, о нарушении имущественных прав Российской Федерации, Ульяновской области, муниципальных образований, юридических лиц (организаций), граждан.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
При этом, согласно требованию пункта 45 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Росреестра от 18.06.2019 №П/0240, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росреестр (территориальный орган), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о нарушениях имущественных прав, не могут служить основанием для проведения проверки.
В первую очередь, при поступлении обращения (заявления) в Управление, должностное лицо при наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления принимает разумные меры к установлению обратившегося лица. В случае, если в обращении или заявлении не указаны фамилия гражданина или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на такие обращения не дается. Кроме того, не рассматриваются анонимные обращения.
В рамках рассмотрения обращений (заявлений), содержащих информацию о нарушении требований земельного законодательства, должностное лицо Управления проводит предварительную проверку поступившей информации на ее действительность и актуальность. Предварительная проверка включает в себя возможность проведения административного обследования, а также запрос у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан документы и сведения, необходимые для проведения проверки.
Особенностью административного обследования является то, что данный вид надзорных мероприятий осуществляется государственными инспекторами Управления без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Административное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры административного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется.
Административное обследование фактически является сбором и анализом информации, сведений из официальных информационных источников, актуальность которых подтверждена на законодательном и государственном уровне, непосредственное обследование земельного участка на местности государственными инспекторами не проводится. Единственным действием исследования земельного участка на местности при административном обследовании является дистанционный визуальный осмотр земельного участка с внешней стороны его границ, установленного ограждения, возведенных на участке построек.
В случае, если по результатам административного обследования, предварительной проверки, доводы, изложенные в обращении (жалобе) подтверждены, то есть, выявлены отдельные признаки, указывающие на возможное наличие нарушений земельного и (или) административного законодательств, события и состав административного правонарушения, надзор за которыми осуществляет Управление, в зависимости от обстоятельств дела, принимается решение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства, о включении объекта земельных отношений в ежегодный план проведения проверок на предстоящий год, либо решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Принятие Управлением того или иного решения по результатам предварительной проверки, административного обследования, поставлено в зависимость от ограничений, предусмотренных действующим законодательством, устанавливающих особенности осуществления государственного земельного надзора в отношении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В частности, предусмотренные правовые основания для организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ряде случаев исключают возможность инициирования внеплановой проверки.
Во всех обозначенных случаях, по результатам рассмотрения обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках государственного земельного надзора должностное лицо Росреестра (территориального органа) даются ответы по существу поставленных вопросов. При необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий, запроса информации, рассмотрение обращений в установленном порядке может быть продлено на срок не более 30 календарных дней.
При рассмотрении обращений и заявлений учитываются результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих лиц и организаций.
В случае выявления признаков нарушений, пресечение которых не относится к компетенции Управления, соответствующая информация направляется по подведомственности, о чем сообщается заявителю.
Информация предоставлена
Управлением Росреестра по Ульяновской области