Напоминаем, Общественная палата региона продолжает собирать вопросы к отчетам  заместителей Председателя Правительства Ульяновской области о результатах деятельности за 2019 год. В этом году заслушивания отчетов зампредов проходят в онлайн-режиме. Предлагаем ознакомиться с отчетом М.Е.Алексеевой (по ссылке) и задать дополнительные вопросы на электронную почту opuo@list.ru. Ниже представлены основные показатели работы Министерства финансов области и Министерства цифровой экономики и конкуренции.

Полный текст отчета: Отчет Первого заместителя Председателя Правительства УО М.Е.Алексеевой за 2019 год

 

 

Основные результаты деятельности Министерства финансов Ульяновской области за 2019 год

Стратегической целью деятельности Министерства финансов Ульяновской области является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Достижение указанной цели осуществляется за счёт решения следующих задач:

  • укрепление доходной базы консолидированного бюджета Ульяновской области и развитие доходного потенциала Ульяновской области;
  • повышение эффективного управления бюджетными расходами;
  • совершенствование системы межбюджетных отношений;
  • сохранение объёма дефицита и государственного долга Ульяновской области и на экономически безопасном уровне;
  • обеспечение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества;
  • цифровизация и интеграция всех потоков данных в единое информационное пространство.

Решение поставленных задач в 2019 году осуществлялось в рамках реализации государственной программы Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области» на 2015-2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 № 22/412-П.

Реализация Государственной программы Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области» на 2015-2021 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 08.09.2014 № 22/412-П

Целью государственной программы является повышение эффективности реализации государственной политики в сфере управления финансами, обеспечение долгосрочной сбалансированности, устойчивости областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Общий объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации мероприятий государственной программы в 2019 году составил 4 885,3 млн рублей или 7,7% от общего объёма расходов областного бюджета Ульяновской области за 2019 год и занимает 5 позицию среди государственных программ Ульяновской области. К уровню 2018 года расходы увеличились на 54,4 млн рублей или на 1,1%.

Реализация государственной программы Ульяновской области «Управление государственными финансами Ульяновской области» на 2015-2021 годы в 2019 году осуществлялась в рамках реализации пяти основных мероприятий:

1.«Своевременное исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга Ульяновской области».

Реализация основного мероприятия предусматривает своевременное погашение долговых обязательств и исполнение обязательств по обслуживанию государственного долга Ульяновской области.

На обслуживание государственного долга Ульяновской области в 2019 году было направлено 1 114,6 млн рублей или 99,7% от запланированного объёма бюджетных ассигнований. К уровню 2018 года расходы увеличились на 61,4 млн рублей или на 5,8%.

В целях своевременного исполнения долговых обязательств Ульяновской области и поддержания объёма государственного долга Ульяновской области на безопасном уровне государственной программой установлен целевой индикатор «доля расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области в утвержденном годовом объеме расходов областного бюджета Ульяновской области
(за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)».
Данный индикатор не должен превышать 3,8% и по факту составил – 1,85%.

2. «Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области».

В целях обеспечения исполнения расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области государственной программой установлен целевой индикатор «сокращение дифференциации уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области» со значением на 2019 год –
2,0 раза. По итогам 2019 года дифференциация уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) сократилась в 2,0 раза. Данный результат достигнут за счёт выделения из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 2 465,6 млн рублей. К уровню 2018 года расходы увеличились на 150,9 млн рублей или на 6,5%.

Реализация данного мероприятия позволила жителям муниципальных образований Ульяновской области с низкой обеспеченностью получать муниципальные услуги на уровне не ниже средних показателей в целом по Ульяновской области.

3. «Реализация мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области». Объём финансовой помощи, выделенный на выполнение данного мероприятия, составил 980,6 млн рублей, что позволило муниципальным образованиям своевременно исполнить расходные обязательства по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений. К уровню 2018 года расходы уменьшились на 212,7 млн рублей или на 17,8%.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов Министерством финансов Ульяновской области в 2019 году были перечислены субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на выплату заработной платы, уплату страховых взносов, оплату коммунальных услуг и твёрдого топлива в общей сумме 300,0 млн рублей.

Субсидии из областного бюджета Ульяновской области предоставлялись бюджетам муниципальных образований Ульяновской области в 2019 году на основании соглашений, заключенных между Министерством финансов Ульяновской области и администрациями муниципальных образований Ульяновской области. В процессе исполнения областного бюджета Ульяновской области в 2019 году в постоянном режиме осуществлялся мониторинг расходов, необходимых бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области на выплату заработной платы с начислениями и оплату коммунальных услуг, по результатам которого вносились изменения в Закон Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в части увеличения субсидий бюджетам муниципальных образований Ульяновской области.

Кроме того, в целях финансового обеспечения расходных обязательств бюджетов муниципальных районов и городских округов Ульяновской области при недостатке доходов местных бюджетов в 2019 году муниципальным образованиям была предоставлена финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в общей сумме 680,6 млн рублей.

Это позволило исполнить бюджеты муниципальных районов и городских округов Ульяновской области за 2019 год без кредиторской задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений области.

4. «Региональный приоритетный проект «Поддержка местных инициатив на территории Ульяновской области».

Основное направление работы для достижения поставленной цели в рамках Проекта поддержки местных инициатив – предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на реализацию проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, на условиях конкурсного отбора.

Целевой индикатор «количество проектов развития муниципальных образований Ульяновской области, подготовленных на основе местных инициатив граждан, в целях софинансирования реализации которых местным бюджетам предоставляются субсидии из областного бюджета» в 2019 году составил 103 проекта или 100% от планового значения.

Общая стоимость 103 реализованных проектов развития составила 146,9 млн рублей, в том числе:

  • средства областного бюджета – 113,0 млн рублей (77%);
  • средства местного бюджета – 18,1 млн рублей (12%);
  • средства населения – 9,4 млн рублей (6%);
  • средства хозяйствующих субъектов – 6,4 млн рублей (5%).

         Типология 103 проектов:

  • культура – 40 проектов (39%),
  • объекты лагоустройства – 37 проектов (36%),
  • объекты водоснабжения – 19 проектов (18%),
  • образование -3 проекта ( 3%)
  • объекты пожарной безопасности – 2 проекта (2%),
  • спортивные объекты–2 проекта (2%).

Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию данного мероприятия, в 2019 году были освоены на 98,9% в результате сложившейся экономии бюджетных средств по итогам представленных актов выполненных работ.

Реализация на территории Ульяновской области проектов, подготовленных на основе местных инициатив граждан, позволила обеспечить развитие социальной инфраструктуры поселений; повысить эффективность расходования бюджетных средств; активизировать участие населения в решении местных проблем; построить новые, сохранить и восстановить уже существующие объекты социальной инфраструктуры местного уровня.

5.  «Обеспечение деятельности Министерства финансов Ульяновской области по реализации государственной программы».

На финансовое обеспечение деятельности Министерства финансов Ульяновской области в 2019 году было направлено 133,5 млн рублей.

Намеченные цели полностью реализованы: в полном объеме выплачены заработная плата и начисления на оплату труда, своевременно заключены и исполнены государственные контракты и договоры на приобретение товаров, работ, услуг для выполнения Министерством финансов Ульяновской области своих полномочий.

Начиная с 2010 года, Министерством финансов Российской Федерации ежегодно проводится оценка качества управления региональными финансами (в соответствии с Порядком, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 552).

Серьёзным прорывом для нашего региона стали результаты мониторинга за 2018 год. Ульяновская область с комплексной оценкой 90,79 баллов вошла в число 24 субъектов Российской Федерации с высоким качеством управления региональными финансами (I степень качества управления, средний балл 87,25) наравне с г. Москва, г. Санкт-Петербург, Краснодарским и Ставропрльским краями. По Приволжскому федеральному округу из 14 регионов в данную категорию, помимо Ульяновской области, вошли всего два региона – Оренбургская область и Чувашская республика.

На сегодняшний день данный рейтинг является одним из самых значимых и высоких рейтингов регионального уровня, объективной и авторитетной оценкой профессионализма региональных финансистов и качества организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации.

Итоги оценки качества управления региональными финансами за 2019 год будут подведены Министерством финансов Российской Федерации в конце 2020 года.

Итоги исполнения консолидированного бюджета  Ульяновской области за 2019 год

Первостепенными задачами бюджетной политики Ульяновской области в 2019 году являлись: обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости областного бюджета Ульяновской области и бюджетов муниципальных образований Ульяновской области, повышение качества формирования и исполнения областного бюджета Ульяновской области, оптимизация структуры и повышение эффективности расходов бюджета Ульяновской области, а также эффективное управление государственным долгом.

Мы приложили все усилия для того, чтобы обеспечить рост доходной части бюджета, а также рациональное и эффективное распределение ресурсов на исполнение расходных обязательств региона. При этом все социальные обязательства бюджета перед населением нашего региона были исполнены в полном объёме.

Успешное решение задач, стоящих перед нами в 2019 году, стало возможным благодаря тесному взаимодействию Правительства Ульяновской области с заинтересованными федеральными структурами, с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, с финансовыми органами муниципальных образований Ульяновской области, с государственными контрольными органами и институтами гражданского общества, а также благодаря активной реализации Программы оздоровления государственных финансов Ульяновской области на 2019-2021 годы, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.09.2018 № 445-пр.

Доходы консолидированного бюджета Ульяновской области за 2019 год составили 69 374,2 млн рублей, что на 3 761,0 млн рублей или на 5,7% больше доходов за 2018 год и практически в 3,5 раза выше уровня 2006 года.

Расходы консолидированного бюджета за 2019 год составили 71 895,2 млн рублей, что на 6 946,3 млн рублей или на 10,7% больше расходов за 2018 год и практически в 4 раза выше уровня 2006 года.

Консолидированный бюджет региона исполнен за 2019 год с дефицитом 2 521,0 млн рублей.

Доходы областного бюджета Ульяновской области за последние 14 лет выросли практически в 4 раза и составили 60 830,3 млн рублей. К уровню 2018 года этот показатель увеличился на 5,9% или на 3 382,2 млн рублей.

Расходы областного бюджета за отчётный год исполнены в сумме 63 177,2 млн рублей, что в 4,3 раза превышает соответствующие показатели 2006 года и в 1,1 раза или на 6 721,8 млн рублей показатели 2018 года.

Областной бюджет региона исполнен за 2019 год с дефицитом 2 346,9 млн рублей, что составляет 5,0% от общего годового объема доходов областного бюджета Ульяновской области без учета объема безвозмездных поступлений и не нарушает требований пункта 2 статьи 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации (15,0%).

Повышение эффективности бюджетных расходов Ульяновской области

В целях повышения эффективности бюджетных расходов задачами Министерства финансов Ульяновской области являются:

  • реализация программно-целевого метода планирования областного и местных бюджетов;
  • продолжение оптимизации бюджетных расходов.

Начиная с 2010 года в Российской Федерации осуществляется масштабная реформа системы управления общественными финансами, ключевым направлением которой остаётся формирование бюджетной политики на основании и во взаимосвязи с показателями государственных программ Российской Федерации и Ульяновской области, в частности.

В 2019 году на территории Ульяновской области реализовывалось 20 государственных программ, исполнение по которым сложилось в общей сумме 61 470,4 млн рублей или на 98,4% от годового плана. По сравнению с 2018 годом на реализацию государственных программ Ульяновской области в 2019 году было направлено больше на 7 222,1 млн рублей.

Государственными программами было запланировано достижение 467 целевых индикаторов. По итогам 2019 года в полном объёме выполнены 386 индикаторов, 81 индикатор не выполнен, в том числе 20 статистических показателей, информация по которым будет уточнена в срок до 1 июня 2020 года.

В целях формирования новых подходов к реализации государственных программ на территории Ульяновской области в 2019 году была продолжена работа по совершенствованию программно-целевого планирования областного бюджета Ульяновской области.

В 2019 году была продолжена интеграция проектов, реализуемых в рамках указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204
«О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 года» в государственные программы Ульяновской области.

В рамках совершенствования программно-целевого планирования переработаны Правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области. В соответствии с новым порядком структура государственных программ существенно упрощена, что приводит к исключению дублирования информации и «облегчению» структуры документа. Также в госпрограммах в качестве приложения отражены государственные регулятивные и финансовые меры для достижения целей программы. Кроме того, правила предоставления и распределения субсидий, начиная с 2019 года, также теперь устанавливаются соответствующей государственной программой Ульяновской области, что в полной мере соответствует требованиям Бюджетного законодательства.

На основании стратегических документов, изменений полномочий отдельных исполнительных органов государственной власти Ульяновской области на 2020 год был сформирован перечень из 21 государственной программы Ульяновской области.

Перечень был дополнен государственными программами Ульяновской области «Содействие занятости населения и развитие трудовых ресурсов в Ульяновской области» и «Научно-технологическое развитие в Ульяновской области». Одновременно с этим исключена из перечня государственная программа «Повышение эффективности управления государственным имуществом Ульяновской области» на 2015 — 2021 годы. Мероприятия данной программы включены в госпрограмму «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области». Остальные государственные программы были переработаны в соответствии постановлением Правительства Ульяновской области от 13.09.2019 № 460-П «Об утверждении Правил разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ульяновской области, а также осуществления контроля за ходом их реализации», период реализации госпрограмм установлен на период до 2024 года.

Все государственные программы, включенные в перечень, были рассмотрены на заседании рабочей группы, на котором отрабатывались замечания высказанные Министерством финансов Ульяновской области, Счётной палатой Ульяновской области, а также заместителем руководителя аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области – начальником управления аппарата Законодательного Собрания Ульяновской области по вопросам правового и документационного обеспечения. После отработки замечаний госпрограммы были рассмотрены на заседания Комиссии по государственным программам Ульяновской области.

В 2019 году было проведено 8 заседаний, на которых было рассмотрено 28 проектов государственных программ (проектов внесения изменений в них). По итогам рассмотрения 2 проекта были отклонены, 3 программы одобрены с замечаниями. Без замечаний были приняты проекты новых государственных программ, в том числе положительно решены вопросы по вновь разработанным государственным программам Ульяновской области «Научно-технологическое и инновационное развитие Ульяновской области» и «Содействие занятости населения и развитие трудовых ресурсов Ульяновской области».

Для решения задачи по увеличению финансовых возможностей региона распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.09.2018 № 445-пр утверждёна Программа оздоровления государственных финансов Ульяновской области на 2019-2021 годы, которая включает в себя мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов.

Экономический эффект от реализации мероприятий по оптимизации расходов в 2019 году составил 1 490,0 млн рублей, что в 1,7 раза превышает показатели годового плана, в том числе:

— по разделу «Оптимизация расходов на государственное (муниципальное) управление» исполнение сложилось на уровне плановых показателей и составило 31,2 млн рублей;

— по разделу «Оптимизация бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы» исполнении составило 142,0 млн рублей, что на 88,8 млн рублей превышает плановые показатели (53,2 млн рублей);

— по разделу «Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд» исполнение составило 328,9 млн рублей, что на 296,2 млн рублей превышает плановые показатели (32,7 млн рублей);

— по разделу «Мероприятия по оптимизации мер социальной поддержки» исполнение сложилось на уровне плановых показателй и составило 285,0 млн рублей;

— по разделу «Повышение эффективности расходов на жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 73,0 млн рублей, что
на 8,0 млн рублей превышает плановые показатели (65,0 млн рублей);

— по разделу «Мероприятия по повышению качества бюджетного планирования» исполнение составило 17,6 млн рублей, что на 10,4 млн рублей превышает плановые показатели (7,2 млн рублей);

— по разделу «Повышение качества управления региональными финансами» исполнение составило 499,1 млн рублей, что на 192,6 млн рублей превышает плановые показатели (306,5 млн рублей);

— по разделу «Управление государственным долгом» исполнение составило 113,2 млн рублей, что на 0,2 млн рублей превышает плановые показатели (113,0 млн рублей).

Таким образом, экономический эффект от реализации мероприятий по оптимизации расходов по итогам 2019 года превысил плановые показатели на 596,2 млн рублей.

Состояние просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Ульяновской области

Просроченная кредиторская задолженность за отчётный год в целом по консолидированному бюджету увеличилась на 29,4 млн рублей. По муниципальным образованиям Ульяновской области этот показатель увеличился на 0,9 млн рублей, по областному бюджету Ульяновской области – на 28,5 млн рублей.

Основную долю просроченной кредиторской задолженности по государственным (муниципальным) учреждениям занимает задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды – 566,8 млн рублей или 52,7% от общей суммы задолженности, по работам и услугам по содержанию имущества – 90,2 млн рублей или 8,4%, по коммунальным услугам –
120,1 млн рублей или 11,2%, по налогам и штрафам – 98,7 млн рублей или 9,2%, по работам и услугам – 84,4 млн рублей или 7,8%.

Сокращение просроченной кредиторской задолженности отмечается практически по всем муниципальным образованиям Ульяновской области, за исключением муниципального образования «Цильнинский район» (рост на 37,3 млн рублей), муниципального образования «Радищевский район» (рост на 9,1 млн рублей), муниципального образования «Павловский район» (рост на 7,4 млн рублей), муниципального образования «Старокулаткинский район» (рост 1,8 млн рублей).

В целях осуществления контроля за динамикой просроченной кредиторской задолженности Министерство финансов Ульяновской области ежемесячно проводит анализ данного показателя в разрезе исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и муниципальных образований области. Кроме того, Министерство финансов Ульяновской области ежеквартально проводит мониторинг состояния просроченной кредиторской задолженности в разрезе статей расходов и анализ своевременного выполнения муниципальными образованиями Ульяновской области и главными распорядителями средств областного бюджета Ульяновской области Плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Ульяновской области, утверждённого приказом Министерства финансов Ульяновской области от 05.02.2018 № 15-пр.

Важной задачей является соблюдение условий Постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2016 № 445 в части выполнения показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие федеральных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» – «доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета Ульяновской области», который за 2019 год составил – 1,50% (предельное значение 1,53%).

Управление государственным долгом Ульяновской области

Консолидированный долг Ульяновской области за 2019 год увеличился на 297,8 млн рублей и на 1 января 2020 года составил 29 054,8 млн рублей.

При этом продолжает снижаться долг региона (на 11,5 млн рублей за 2019 год), который по итогам 2019 года сложился на уровне 24 928,4 млн рублей.

Структура государственного долга Ульяновской области в течение 2019 года не претерпела существенных изменений и является сбалансированной и финансово-безопасной:

  • бюджетные кредиты из федерального бюджета занимают
    9 197,0 млн рублей или 36,8% в общем объёме государственного долга Ульяновской области;
  • банковские кредиты – 10 558,6 млн рублей или 42,4%;
  • государственные ценные бумаги – 5 000,0 млн рублей или 20,1%;
  • государственные гарантии – 172,8 млн рублей или 0,7%.

Долговая нагрузка региона находится на экономически безопасном уровне и по итогам 2019 года составила 53,4%, при этом соотношение объёма кредитов от кредитных организаций к собственным доходам областного бюджета составило 33,4%.

Средневзвешенная ставка по коммерческим кредитам по итогам 2019 года составила 7,9%.

В 2019 году был проведён ряд мероприятий, направленных, в том числе, на стабильность долговой нагрузки и на снижение расходов на обслуживание государственного долга Ульяновской области:

— привлечение краткосрочного бюджетного кредита с целью пополнения остатков средств на счетах на общую сумму 4 868,5 млн рублей. Это позволило сократить количество займов в коммерческих банках и, соответственно, не допустить увеличения расходов на обслуживание государственного долга за 2019 год на сумму 85,9 млн рублей;

— работа с кредитными организациями по снижению процентной ставки, как на этапе заключения новых кредитных договоров, так и в ходе их исполнения. В результате этих мероприятий средневзвешенная процентная ставка по коммерческим заимствованиям составила 7,9%. Это позволило не допустить рост  расходов на обслуживании государственного долга на сумму 4,3 млн рублей.

Следует отметить, что на результаты работы, проведённой в 2019 году, так же оказал влияние экономический эффект от размещения облигаций 2017 года, который составил 15,0 млн рублей.

В целом бюджетный эффект от реализации основных мероприятий в 2019 году составил 105,2 млн рублей.

С целью сохранения сложившейся структуры долгового портфеля региона, своевременного и в полном объёме исполнения расходных обязательств по заимствованиям Ульяновской области в 2019 году были привлечены кредиты банков в общей сумме 5 368,5 млн рублей, краткосрочные бюджетные кредиты из Управления Федерального казначейства по Ульяновской области – в общей сумме 4 868,5 млн рублей.

При этом, долговые обязательства Ульяновской области в 2019 году были погашены в общей сумме 10 201,8 млн рублей (кредиты банков в сумме 4 868,5 млн рублей, краткосрочные бюджетные кредиты, полученные от Управления Федерального казначейства по Ульяновской области –
4 868,5 млн рублей, реструктуризированная задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета – 464,8 млн рублей).

Таким образом, все долговые обязательства, срок погашения которых истекал в 2019 году, были погашены своевременно и в полном объёме.

В результате проведенных в 2019 году мероприятий 20 января 2020 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило кредитный рейтинг долгового инструмента Ульяновской области до уровня ruBBB+ и рейтинг кредитоспособности Ульяновской области до уровня ruBBB+.

Присвоение нового рейтинга позволит региону привлечь дополнительных квалифицированных инвесторов и выпустить на рынок новый облигационный займ в условиях падающих ставок.

Основные показатели работы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Инвестиционные проекты, реализованные на территории Ульяновской области в 2019 году:

Инвестиционные проектыОбъем инвестиций, в млн. рублейНаправление инвестиций по виду экономической деятельностиКоличество создаваемых рабочих местМуниципалитет
Открытие производственного корпуса ООО «Вестас Мануфэкчуринг Рус» (официальное открытие при визите руководства страны, введён в эксплуатацию и работает с 06 марта 2019 года)1389Энергетическое машиностроение300г.Ульяновск

Индустриальный парк «Заволжье»

Организация производственной линии шоколадного батончика SNICKERS® Криспер компанией «Марс» (США)500Пищевая промышленность30г. Ульяновск, Индустриальный парк «Заволжье»
Организация конструкторско-технологического центра, демонстрационного зала, центра обучения технологиям специалистов и склада запчастей для станков компании «Хермле» (Германия), первый этап проекта108,25

(всего 300)

Станкостроение30ОЭЗ «Ульяновск»
Организация производства игрушек компании «Полесье» (Беларусь)200Легкая промышленность150ДИП «Мастер», г. Димитровград
«Создание сервисного центра на территории Ульяновской области» ПАО «Банк Открытие»266,6Банковское обслуживание1000г. Ульяновск
Строительство животноводческого комплекса на 520 голов дойного стада СХПК «Новая жизнь»200Пищевая промышленность15Чердаклинский район
Сборочное производство полной системы зеркала заднего вида для SFTP/КАМАЗ39,435Автомобилестроение25Чердаклинский район, ОЭЗ «Ульяновск»
Создание серийного завода по изготовлению авиационных бортовых кабельных сетей и трубопроводных систем летательных аппаратов»846,5Авиастроение221Чердаклинский район, ОЭЗ «Ульяновск»
ИТОГО:3549,785 1771 

Реестр инвестиционных проектов

В настоящее время на сопровождении находится 101 инвестиционный проект, в том числе:

  • Инвестиционные проекты первой группы (реализация инвестиционного проекта завершена, проекты введены в эксплуатацию) — 21 проект с суммарным объёмом инвестиций 9,891 млрд рублей, 2688 созданных рабочих мест.
  • Инвестиционные проекты второй группы (реализация инвестиционного проекта находится в активной стадии, а также проекты иностранных компаний и резидентов Индустриального парка «Заволжье») — 67 проектов с суммарным объёмом инвестиций 127,502 млрд рублей, 10356 создаваемых рабочих мест.
  • Инвестиционные проекты третьей группы (проекты в стадии бизнес-идей, без локализации, реализация инвестиционного проекта приостановлена по объективным причинам, изыскиваются механизмы привлечения инвестиций в проект) — 13 инвестиционных проектов с планируемым объёмом инвестиций 22,565 млрд рублей, 2065 планируемых к созданию рабочих мест.

Сводная информация по реестру инвестиционных проектов на начало 2020 года:

Номер группыКоличествоОбъём инвестиций, млн руб.Кол-во рабочих мест
1 группа219,8912688
2 группа67127,50210356
3 группа1322,5652065
ИТОГО101159,95815109

По состоянию на январь 2020 года планируется выход на строительную площадку 10 компаний с общим объемом инвестиций порядка 12,9 млрд. рублей по следующим проектам:

  • строительство логистического комплекса компании «Бриджстоун» (1 млрд рублей);
  • строительство лабораторно-производственного комплекса по выпуску полимерных композиционных материалов и покрытий ФГУП «ВИАМ» (980 млн рублей);
  • строительство птицекомплекса по выращиванию, убою и переработке мяса индейки АО «Ульяновская индейка» (5,8 млрд рублей);
  • строительство завода производству упаковки из гофрокартона АО «Архбум» (2,5 млрд рублей);
  • строительство фабрики по производству кондитерских смесей компании «Кредин» (Дания, 300 млн рублей);
  • строительство фабрики по производству фармпрепаратов компании «Розлекс» (Индия/Великобритания, 1,2 млрд рублей).
  • создание предприятия по производству бумаги санитарно-гигиенического назначения ООО «УКБ  Русская бумага» (Россия) (269,835 млн. руб.);
  • строительство текстильной фабрики компании «Anka» (Турция, 700 млн руб)
  • создание производства труб из термопластичных полимеров (полиэтилен низкого давления, полипропилен) компании «ВМ-Пласт» (Россия, 100 млн руб)
  • создание производства изделий из древесно-полимерного композита и комплектующих для монтажа ИП Норкин (Россия, 50 млн руб).

В 2020 году ожидается завершение реализации 12 проектов с общим объёмом инвестиций порядка 6,62 млрд рублей:

  • строительство очистных сооружений полного цикла на фабрике по производству кормов ООО «Марс» (419 млн рублей). Открытие состоялось 17 января 2020 года;
  • открытие производства ООО «ДАЗ» в г. Димитровграде (200 млн рублей);
  • открытие 2-й очереди производства игрушек компании «Полесье» в г. Димитровграде (200 млн рублей);
  • открытие оптово-распределительного центра с пунктом забоя КРС (ООО «А-Групп») (265 млн руб);
  • открытие региональной аналитической микробиологической лаборатории ООО «Марс» (375 млн рублей);
  • открытие пивоваренной линии марки «Bud» пивоварни «Эфес/ИнБев» (700 млн рублей);
  • открытие завода ООО «Легран» (объём инвестиций — 2 млрд рублей);
  • открытие 1-й очереди мебельного производства ООО «Индекс-мебель» (объем инвестиций – 200 млн рублей);
  • открытие 1-й очереди завода по производству сухих строительных смесей ООО «Сэдрус-Ульяновск» (объем инвестиций – 650 млн рублей);
  • открытие лабораторно-производственного корпуса по производству композитных материалов ФГУП «ВИАМ» (объем инвестиций – 980 млн рублей).
  • создание предприятия по производству технологического оборудования специального назначения резидента «Роботехсистема (объем инвестиций 30,3 млн рублей);
  • производство современных композиционных материалов компании «Гален» (объем инвестиций 400 млн рублей).

Стимулирование инвестиционной деятельности

В рамках работы по реализации процедур, связанных с вопросами присвоения статуса приоритетного инвестиционного проекта и особо значимого инвестиционного проекта (проведение процедуры оценки инвестиционных проектов и отбора инвестиционных проектов на присвоение им указанных статусов; проведение процедуры подтверждения факта завершения реализации особо значимого инвестиционного проекта, мониторинг соответствия условиям присвоения статусов приоритетного инвестиционного проекта) Министерством проведена следующая работа.

По состоянию на 01.01.2020 статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области присваивался 18 инвестиционным проектам.

В 2019 году право применения налоговых льгот имела 2 организация, реализующая приоритетный инвестиционный проект Ульяновской области – ООО «РИТЭК», ПАО «ФОРТУМ»,16 организаций завершили применение мер государственной поддержки, предусмотренных для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области (ООО «Марс» («Строительство фабрики по производству кормов для домашних животных в районе пос. Мирный Ульяновской области»; период пользования льготами – 2010-2012 гг.), ООО «ХенкельБаутехник» (период пользования льготами – 2012-2013 гг.), ООО «Симбирский бекон» (период пользования льготами – 2011-2014 гг.), ООО «Марс» («Строительство фабрики по производству кондитерских изделий в районе пос. Чердаклы Ульяновской области»; период пользования льготами – 2013-2015 гг.), ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес»,
ООО «Ульяновская Нива», ООО «Мегаферма «Октябрьский», ООО «ЦентрПрогресс», ОАО «Симбирское Кольцо», ООО «Чистый звук» (период пользования льготами указанных организаций – 2010-2014 гг.),
ООО «Искра-СХ», ООО «Симбирск Бройлер», ООО «Дворцовый ряд – Агро 1», ООО «ТРЭВЕЛПАРК УЛЬЯНОВСК».

По состоянию на 01.01.2019 статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области, присваивался 59 инвестиционным проектам, из которых:

21 проект реализован, факт завершения реализации которых подтверждён Правительством Ульяновской области (инвестиционные проекты ООО «Джойсон Сейфти Системс Рус», ООО «ЛЕГРАН», ООО «Фабрика Николь-Пак-Волга», АО «Симбирский патронный завод», ООО «Шэффлер Мануфэкчеринг Рус», ЗАО «Аэрокомпозит-Ульяновск», ООО ДСК «Эталон», ООО «РОС-Бекон», ООО «Загора», ООО «Завод Техно-НИКОЛЬ-Ульяновск», ООО «АКВАПАРК», ООО «Джокей Пластик Ульяновск», АО «Хемпель»,
ООО «НЕМАК РУС», ООО «Ульяновский станкостроительный завод», ООО «МАРТУР АУТОМОТИВ СИТИНГ ЭНД ИНТЕРИОРС», ООО «Бриджстоун Тайер Мануфэкчуринг СНГ», ООО «МИКС», ООО «МАРС», ООО «ДУЭТ ГИДРАВЛИК», ООО «Сталелитейная компания «Памир»);

15 проектов лишены статуса особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области (инвестиционные проекты ООО «Мелекесский свиноводческий комплекс», ООО «РУССТРОЙ», ЗАО «ПМ Пакаджинг», ООО «КОМПЛЕКС», ООО «Якушкинское масло», ООО Авиакомпания «СимАвиа», ООО «ТЕПЛИЧНЫЙ КОМПЛЕКС «УЛЬЯНОВЕЦ», ООО «ЛЕГЕНДА-МЭЗ», ООО «Проектная компания ПАРК», ООО «НЕГОС», ООО «М-ЛОГИСТИК», ООО «АДОН ГАЗ», ООО «БАЗИС ГАРАНТ», ООО «ЗАВОД ПЕНОСТЕКОЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ «ФРАНКЕ И КОМПАНИЯ», ООО «МК АРБУЗОВСКИЙ»).

В результате реализации инвестиционных проектов объем инвестиций в основной капитал составил 87529,75 млн рублей, в том числе по инвестиционным проектам, которым присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, объём инвестиций составил 31421,6 млн рублей, по инвестиционным проектам, которым присвоен статус особо значимого инвестиционного проекта Ульяновской области – 56108,15 млн рублей. Всего по итогам реализации всех инвестиционных проектов, которым присвоен статус особо значимого и приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, объём инвестиций составит 116054,0 млн рублей.

В организациях, реализовавших особо значимые и приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области создано 5638 новых рабочих мест. При этом планируемое общее количество новых рабочих мест после завершения реализации всех инвестиционных проектов, которым присвоен статус особо значимого и приоритетного инвестиционного проекта Ульяновской области, составит 9932.

Общая бюджетная эффективность предоставления налоговых льгот (отношение объёма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области к объёму предоставленных налоговых льгот) организациям, реализующим (реализовавшим) особо значимые и приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области, за 2011-2019 года оценивается в размере 2,87, в том числе:

Год/20112012201320142015201620172018

 

2019
Бюджетная эффективность5,384,423,844,262,100,942,071,372,16 (оценка)

В отношении организаций, реализующих (реализовавших) приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области, данный показатель составляет 3,94 в отношении организаций, реализующих (реализовавших) особо значимые инвестиционные проекты Ульяновской области – 1,77.

Общий объём налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ульяновской области от организаций, реализующих (реализовавших) особо значимые и приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области и применяющих меры государственной поддержки, за 2011-2019 годы оценивается в размере 13,3 млрд. рублей, в том числе:

Год/20112012201320142015201620172018

 

2019
Налоговые поступления, млн руб.1742,62037,72106,42296,11120,0448,8973,31022,71557,7 (оценка)

Поступление в консолидированный бюджет Ульяновской области указанных налоговых доходов было бы невозможным без существующей системы государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе налоговых льгот, поскольку решение большинства организаций
о реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновской области принималось на основе наличия в регионе данной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

В 2020-2022 году объём налоговых поступлений от организаций, реализующих (реализовавших) особо значимые и приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области и применяющих меры государственной поддержки, оценивается в размере 7,66 млрд рублей, в том числе: в 2020 году – 2,02 млрд рублей, в 2021 году – 2,55 млрд рублей, в 2022 году – 3,08 млрд рублей.

Необходимо подчеркнуть, что это данные только по организациям, применяющим налоговые льготы. Применение налоговых льгот, предусмотренных для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ульяновской области, с 2013 года завершило  ООО «Марс» (инвестиционный проект «Строительство фабрики по производству кормов для домашних животных в районе пос. Мирный Ульяновской области»), с 2015 года – ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес», с 2016 года – ООО «Марс» («Строительство фабрики по производству кондитерских изделий в районе пос. Чердаклы Ульяновской области»).

Объём налоговых платежей указанных организаций в консолидированный бюджет Ульяновской области по итогам только одного 2016 года оценивается в размере 3,074 млрд рублей (в том числе поступления от ЗАО «Пивоварня Москва Эфес» – 1,81 млрд рублей).

Поступление в консолидированный бюджет Ульяновской области указанных налоговых доходов было бы невозможным без существующей системы государственной поддержки инвестиционной деятельности,
в том числе налоговых льгот, поскольку решение большинства организаций
о реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновской области принималось на основе наличия в регионе данной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Правительство Ульяновской области уделяет большое внимание формированию благоприятного делового климата, что подтверждается высокими показателями в различных рейтингах, измеряющих комфортность ведения бизнеса в регионах Российской Федерации:

— Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, итоги подводит Агентство стратегических инициатив (июнь 2019), место среди регионов России – 10, место среди регионов ПФО – 2;

— Рейтинг субъектов Российской Федерации по качеству проведения оценки регулирующего воздействия и экспертиз, итоги подводит Министерство экономического развития Российской Федерации (декабрь 2019), место среди регионов России – 2.

По итогам 2019 года на территории Ульяновской области осуществляют деятельность 43 437 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 7 629 предпринимателей имеют статус «вновь созданные».

Создание комфортных условий ведения бизнеса включает в себя широкий спектр направлений, которые в конечном итоге находят отражение и в экономических показателях сферы МСП.

На территории Ульяновской области реализуются региональные составляющие национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Из пяти федеральных проектов, входящих в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в регионе реализуются все пять: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», «Популяризация предпринимательства».

Мероприятия и показатели нацпроекта интегрированы в государственную программу Ульяновской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2019-2024 годы.

Наиболее ярким показателем, характеризующим развитие указанной сферы экономики, являются налоги. Рост налоговых поступлений в 2019 году по отношению к 2018 составляет 12,1% по специальным режимам налогообложения.

Финансирование программы осуществляется, в том числе, за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Мероприятия региональных проектов носят межотраслевой характер и доступны для субъектов МСП, осуществляющих свою деятельность в различных сферах и находящихся на разных стадиях реализации бизнес-проектов.

Объем финансирования программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 29.10.2018 № 24/521-П, из бюджета Ульяновской области в 2019 году составил 522 519,3 тыс. рублей.

За счет средств областного бюджета Ульяновской области финансирование составило 107 768,0 тыс. рублей.  Кроме того, привлечены средства (субсидия) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в размере 414 750,9 тыс. рублей.

Отдельное внимание необходимо уделить годовым итогам проектов, реализуемых в Ульяновской области в сфере малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время на территории Ульяновской области сформирована инфраструктура поддержки МСП, включающая в себя?блок имущественной поддержки, фонды микрофинансирования и поручительств, региональную лизинговую компанию, центр поддержки и сопровождения малого предпринимательства и центр координации и поддержки экспортноориентированных МСП Ульяновской области, фонд промышленности, а также многофункциональные центры бизнеса в г. Ульяновске и г. Димитровграде.

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Итоги реализации конкурентной политики в Ульяновской области

Оценка состояния конкуренции, как в целом, так и в отдельных отраслях и сферах является важнейшим инструментом разработки и реализации государственной экономической политики. Принятие Указа Президента, Национального плана по развитию конкуренции, проведение Государственного совета по его поддержке в регионах и утверждение на федеральном и региональном уровнях «дорожной карты» в ключевых отраслях экономики привело к созданию правовой основы развития конкуренции, что приводит к появлению инноваций, повышению производительности труда, увеличению предложений различных товаров для потребителей, способствует снижению цен.

Утвержденный Указом на 2018-2020 годы Национальный план развития конкуренции – это лишь первый этап мероприятий, предусматривающих реализацию основ государственной политики по развитию конкуренции для всех отраслей экономики, дающих возможность выхода на новый качественно лучший уровень, повышения и развития экономической безопасности и конкурентоспособности страны на международном уровне, но в первую очередь, повышения качества жизни российских граждан.

Согласно Национальному плану развития конкуренции ключевыми показателями являются:

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

Помимо реализации Национального плана в 2019 году уполномоченным органом в сфере содействия развития конкуренции в лице Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области совместно с ИОГВ и ОМСУ в течение 2019 года проводилась работа по внедрению нового Стандарта развития конкуренции, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2019 года №768-р. Работа Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти была переформатирована с учетом требований Стандарта.

Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской, совместно с исполнительными органами государственной власти проведена работа по определению перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции и разработке областного плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Ульяновской области на 2019-2022 годы.

Перечень товарных рынков и «дорожная карта» утверждены Губернатором Ульяновской области на заседании Координационного комитета по внедрению Стандарта развития конкуренции в Ульяновской области 23.08.2019, на котором приняли с участие заместитель руководителя ФАС России Пузыревский С.А. и представители Ульяновского ФАС России.

В перечень товарных рынков включены 34 товарных рынка с учётом особенностей экономики Ульяновской области, стратегических приоритетов социально-экономического развития и результатов мониторинга конкурентной среды в Ульяновской области. Определены ключевые показатели развития конкуренции через увеличение доли частных организаций на соответствующих товарных рынках. Мероприятия по достижению ключевых показателей развития конкуренции в Ульяновской области на товарных рынках включены
в «дорожную карту».

«Дорожной картой» предусмотрена реализация мероприятий на следующих рынках: образование, здравоохранение, ЖКХ, сельское хозяйство, жилищное строительство, социальные услуги, дорожная деятельность, строительство, промышленность, транспорт, связь, водные биоресурсы, рынок поставки сжиженного газа и электрической энергии.

По каждому товарному рынку представлена исходная информация в отношении сложившейся ситуации, проблематика, ключевые показатели развития конкуренции, сведения о мероприятиях, обеспечивающих достижение установленных ключевых показателей, а также информация об исполнителях и ответственных за разработку и реализацию мероприятий Плана.

Числовые значения ключевых показателей на выбранных товарных рынках определены на период 2019-2022 годов.

В целях внедрения в регионе системы антимонопольного комплаенса принято распоряжение Губернатора Ульяновской области от 10.12.2018           № 1440-р «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства на территории Ульяновской области».

Основным целями создания и организации системы антимонопольного комплаенса является:

а) обеспечение соответствия деятельности органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;

б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности органа исполнительной власти.

Задачами, которые планируется решить с помощью такой системы, прежде всего, являются:

— выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;

— управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

— контроль за соответствием деятельности федерального органа исполнительной власти требованиям антимонопольного законодательства;

— оценка эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса.

В соответствии с указанным распоряжением меры по созданию и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства приняты всеми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в том числе в каждом исполнительном органе государственной власти Ульяновской области определено уполномоченное подразделение (должностное лицо), ответственное за функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Кроме этого, всеми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области приняты меры по исполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р, согласно которому в каждом исполнительном органе государственной власти Ульяновской области утверждены:

карты рисков нарушения антимонопольного законодательства,

дорожные карты мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства,

ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

Мониторинг конкурентной среды на рынках товаров и услуг

В 2019 году Министерством организовано проведение исследования «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг Ульяновской области».

Исследование проводилось путём экспертного опроса — 301 интервью с представителями бизнеса (251 малых, 5 средних и 45 крупных предприятий) и массового опроса населения, выборка по которому составила 700 человек по Ульяновской области. Выборка репрезентативна по полу и возрасту.

Целью данного исследования было изучить состояние и тенденции развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона.

Прежде всего, в исследовании выяснялась общая оценка предпринимателями условий ведения бизнеса в регионе. Почти две трети (63,5%) респондентов оценивают общие условия ведения бизнеса, сложившиеся в Ульяновской области, как хорошие. Вместе с тем доля негативно оценивающих условия составляет 29,3 %, из них 20,3 % считают условия скорее не хорошими, чем хорошими, а 9 % называют их не удовлетворительными.

Одной из главных задач проведенного исследования было выяснить, какие проблемы сопровождают ведение бизнеса в регионе, и какое место среди них занимает проблема конкуренции со стороны других субъектов коммерческого или государственного (муниципального) секторов. 23,3% предпринимателей в качестве основной проблемы называют конкуренцию со стороны других хозяйствующих субъектов, вторая по популярности проблема – доступ к финансированию (19,6%), третье место занимает проблема высоких налогов (15,6%). Остальные позиции значительно уступают первым трем. К ним относятся нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (7,6%), конкуренция со стороны государственных (муниципальных) предприятий, учреждений (6%), коррупция (5%), сложность получения доступа к земельным участкам (4,3%); политическая нестабильность, сложность/затянутость процедуры получения лицензий, судебная система (каждую из этих позиций выбрали 3,3%), недостаточная подготовка сотрудников органов власти (1,7%). 2,7% респондентов выбрали вариант «другое». 4,3% опрошенных предпринимателей не сталкиваются с препятствиями при ведении бизнеса.

К важнейшему условию ведения предпринимательской деятельности относится необходимость учитывать административные ограничения. Представители хозяйствующих субъектов в ходе опроса высказывали свое мнение о том, влияют ли административные барьеры на деятельность их организаций, преодолимы ли они, какие именно барьеры существуют и изменяется ли ситуация в этой сфере.

49,8 % респондентов говорят о том, что административные барьеры не препятствуют их деятельности, 35,9 % оценивают эти препятствия как не очень сильные. Доля респондентов, оценивающих препятствия как значительные, составляет 4,7 %. Небольшая доля опрошенных (8,3 %) говорят о том, что административные барьеры способствуют их бизнесу.

Наиболее часто в качестве самого большого препятствия для ведения бизнеса в регионе отмечались:

— высокие налоги (58,8 %);

— нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (25,6 %);

— сложность или затянутость процедуры получения лицензий, средств государственной поддержки, разрешений, согласований (17,6 %).

С точки зрения опрошенных предпринимателей, за последние три года не наблюдалось существенных изменений в значимости административных барьеров. Две трети респондентов (63,8 %) считают, что ситуация за последние три года не изменилась, 16,3 % говорят о росте значимости этих препятствий, 13,6 % полагают, что их значимость снизилась.

Одним из показателей условий для развития бизнеса в регионе является качество и стоимость получения услуг естественных монополий (водо-, газо-, электро-, теплоснабжение). Наиболее сильное влияние на деятельность организаций оказывают поставщики электроснабжения, 76,1% респондентов указали на это влияние. Несколько менее сильное влияние бизнес испытывает со стороны поставщиков теплоснабжения — 67,4%, водоснабжения и водоотведения — 65,1 %. Наименьшее влияние у монополии по газоснабжению — 53,8%.

Качество услуг монополий оценивается довольно схоже. Примерно треть опрошенных полностью устраивает качество услуг, половину или чуть менее — скорее устраивает. Доля отрицательных оценок колеблется в диапазоне от 15 до 20%.

Несколько более высокие оценки качества у услуг по электроснабжению — 85,0% опрошенных в той или иной мере довольны качеством. На несколько процентов меньше доля удовлетворенных качеством теплоснабжения (82,4%). Почти одинаковые доли респондентов положительно оценивают качество газоснабжения (79,8%), водоснабжения и водоотведения (78,8%). Самая высокая доля недовольных качеством услуг — в отношении водоснабжения и водоотведения — 20,4%.

Наибольшие доли положительных оценок стоимости у услуг по водоснабжению и водоотведению (70,8%) и газоснабжению (67,1%). Заметно меньше положительных оценок стоимости услуг по электроснабжению (53,5%) и теплоснабжению (49,5%).

Также одной из задач исследования являлось выявление уровня удовлетворённости представителей бизнес-сообщества качеством официальной информации о развитии рыночной конкуренции в регионе, размещаемой в интернете. Более половины опрошенных (53,1%) в той или иной степени удовлетворены официальной информацией о состоянии конкуренции в регионе. Треть опрошенных не удовлетворены (31,6%), а каждый шестой затруднился с ответом.

Около половины предпринимателей дали положительные оценки каждому из трех параметров официальной информации о конкуренции в регионе: удобству получения (53,2%), доступности (50,8%) и понятности (47,8%).

Проведенный мониторинг показал, что по итогам 2019 года реализация «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на рынках товаров и услуг выполнена на 100 %. Эффективность реализации «дорожной карты» по степени достижения установленных целевых показателей развития конкуренции на товарных рынках оценивается как высокое.

По итогам 2019 года из 36-ти целевых показателей, установленных по перечню товарных рынков Ульяновской области, все показатели выполнены в полном объёме.

Из 34 товарных рынков в 17-ти доля организаций частной формы собственности составила 100 %. Это товарные рынки, относящиеся к сфере дорожной деятельности, сельского хозяйства, строительства, лёгкой промышленности, транспорта, жкх и связи. На 7 товарных рынках доля организаций частной формы собственности составляет выше 70 % (рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, обработка древесины, семеноводство, теплоснабжение и другие), что соответствует запланированным значениям.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ.

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ   

Для принятия решений, связанных с определением (установлением) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере государственного регулирования, в Министерстве образовано Правление. Председателем является Министр  цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.

В 2019 году состоялось 64 заседаний Правления Министерства,
на которых было рассмотрено 536 вопросов и принято 468 приказов.

Все приказы опубликованы в средствах массовой информации, размещены на официальном сайте Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и сайте государственной информационной системы ЖКХ.

Правительством Российской Федерации созданы и реализуются механизмы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1689-р «Об утверждении Концепции и Плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и развитию  механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей», постановлением Губернатора Ульяновской области
от 20.01.2015 № 9 создан Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Ульяновской области (далее – Совет).

В 2019 году состоялось 2 заседания Совета, на которых рассмотрены итоги исполнения утверждённых инвестиционных программ субъектов естественных монополий в сфере ЖКХ, а также вопрос о приоритетах региональной тарифной политики; предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2020 год в муниципальных образованиях Ульяновской области; предварительные итоги тарифной компании на 2020 год, в том числе включении затрат на реализацию инвестиционных программ субъектов естественных монополий при принятии тарифных решений на 2020 год; результаты работы Министерства энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области по утверждению инвестиционных программ субъектов естественных монополий в сфере ЖКК в 2019 году.

В целях обеспечения участия членов Совета в контроле
за формированием и реализацией инвестиционных программ, учёта мнения членов Совета при принятии решений об установлении тарифов на товары
и услуги субъектов естественных монополий, разработаны и утверждены регламенты взаимодействия Совета потребителей с коллегиальными органами исполнительной власти области в сфере утверждения инвестиционных программ субъектов естественных монополий и государственного регулирования цен и тарифов.

В рамках проведения мероприятий ведомственной программы «Противодействие коррупции в Министерстве цифровой экономики
и конкуренции Ульяновской области» 29 мая и 25 ноября 2019 года
в департаменте по регулированию цен и тарифов прошли Дни открытых дверей для представителей бизнеса и организаций ЖКХ в Ульяновской области.

Всем пришедшим в эти дни даны разъяснения и консультации
по вопросам тарифного регулирования, стандартов раскрытия информации
в рамках действующего законодательства.

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Тарифная и ценовая государственная политика Ульяновской области в 2019 году, как и в прошлые годы, была направлена на максимальное сдерживание роста цен и тарифов в соответствии с задачей, поставленной Правительством РФ.

В рейтинге ПФО Ульяновская область по состоянию на 01 января 2020 года по величине тарифов занимает следующие позиции (1 место – наименьший тариф):

—  уровню тарифов на проезд в городском маршрутном такси — 4 место;

— по уровню тарифа на перевозки пассажиров на городских маршрутах автобусами большой вместимости — 2 место;

— по размеру тарифа на холодную воду — 5 место (средние позиции);

— по уровню платы граждан за газ сетевой (пищеприготовление) — 6 место;

— по величине тарифов на электроэнергию для населения с электроплитами — 7 место.

К сожалению, ежегодный рост тарифов явление неизбежное (из-за инфляции, роста цен на основное сырье – электроэнергию, газ, так называемые федеральные факторы).

Основной задачей регулирующего органа является соблюдение баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций.

Регулирование в сфере жилищно-коммунального комплекса  осуществляется по следующим направлениям:

1) электрическая энергия;

2) тепловая энергия, газ;

3) коммунальный комплекс (водоснабжение, водоотведение, ТКО).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2019 2556-р предельный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2020 год по Ульяновской области установлен
с  01.07.2020 в размере 103,6 %.

Справочно: Индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги  в Ульяновской области составлял:

— 01.01.2019 в размере 101,7%, с 01.07.2019 в размере 102,0 %

— с 01.07.2018 – 103,6%

— с 01.07.2017 – 103,9%

— с 01.07.2016 – 104,4%.

Индекс роста размера платы граждан за коммунальные услуги для Ульяновской области на 2020 год установлен на уровне других регионов ПФО, ниже только Пермский край (103,0%).

Предельные (максимальные) индексы  изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Ульяновской области на 2020 год утверждены Указом Губернатора Ульяновской области от 11.12.2019 № 102.

С 01.07.2020 с учётом предельного индекса и структуры платежа в разрезе коммунальных услуг рост составит:

— электроэнергия (для населения) –3,4%;

— холодное водоснабжение и водоотведение — от 0 % до 7,1%,
(МО  «г.Димировград» – 7,1% в соответствии с предписанием ФАС России);

— теплоснабжение в г.Ульяновске – от 0,0 до 6,0% (в связи с отнесением муниципального образования «город Ульяновск» к ценовой зоне теплоснабжения), в среднем рост составит 2,3%, по Ульяновской области – от 0,0 до 3,0%;

— газоснабжение – 3%.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области реализует полномочия по координации деятельности в сфере развития цифровой экономики на территории Ульяновской области.

За 2019 год выстроен алгоритм работы со всеми исполнительными органами государственной власти и структурными подразделениями Правительства Ульяновской области, а также с институтами развития по следующим проектам цифровой направленности:

  • региональный проект «Цифровая культура»;
  • региональный проект «Цифровой контур здравоохранения»
  • региональный проект «Цифровая образовательная среда»
  • региональный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и вопросы использования интеллектуальных транспортных систем в Ульяновской области;
  • региональный приоритетный проект «Развитие отрасли информационных технологий»;
  • региональный приоритетный проект «Умный город»; а также проект по умному городскому освещению;
  • проект «Сделано в Ульяновске» (Ulmade);
  • проект разработка мобильного приложения по антикоррупционной деятельности и его реализация в рамках проекта «Решаем вместе!» Центра управления регионом;
  • проект «Цифровая кооперация»;
  • проект «Цифровое молодёжное правительство»;
  • проекты в рамках сотрудничества с ПАО «Сбербанк»;
  • проект создания мобильного приложения «скорая помощь» для граждан;
  • проведение «Урока цифры»;
  • пилотирование проектов внедрения цифровых платформ по контролю и вывозу ТКО;
  • проект создания Центра управления регионом (проект «Решаем вместе»);
  • развёртывание систем 112 и АПК «Безопасный город».

Налажена работа по вопросам цифровой экономики с муниципальными образованиями Ульяновской области в рамках реализации дорожных карт по региональным проектам «Информационная инфраструктура», «Цифровое государственное управление», «Информационная безопасность» и «Кадры для цифровой экономики», а также по разработке собственных стратегий цифровой трансформации муниципальных образований (в частности, г. Ульяновск). Проведено обучение глав администраций муниципальных образований и глав ряда поселений Ульяновской области по направлению цифровой экономики.

Основные направления работы в сфере цифровой экономики

— подготовлены изменения в Стратегию социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года;

— разработана Стратегия цифровой трансформации экономики и государственного управления Ульяновской области до 2030 года;

— оказано содействие в разработке и принятии Стратегии развития отрасли информационных технологий в Ульяновской области  и Концепции информатизации государственного управления в Ульяновской области;

— разработаны соглашения с компаниями из сферы ИКТ, а также дорожные карты по сотрудничеству с областными отделениями ПАО «Мегафон», ПАО «Сбербанк», проведены встречи по вопросам сотрудничества с ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», Банком России и рядом ИТ-компаний;

Руководство реализацией региональных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»:

— сформированы рабочие команды по региональным проектам;

— организована работа проектного офиса по направлению «Цифровая экономика» в ОГКУ «Правительство для граждан»;

— в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» заключены 5 нефинансовых соглашений о реализации региональных проектов национальной программы на территории Ульяновской области между руководителями федеральных проектов и руководителем региональных проектов: «Информационная инфраструктура (Ульяновская область)», «Кадры для цифровой экономики (Ульяновская область)», «Информационная безопасность (Ульяновская область)», «Цифровые технологии (Ульяновская область)», «Цифровое государственное управление (Ульяновская область)».

Финансирование региональных проектов национальной программы «Цифровая экономика»:

В утверждённых паспортах региональных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» финансирование мероприятий проектов на 2019 год не предусмотрено. Все мероприятия были сформированы как не требующие финансирования.

Однако для реализации мероприятий региональных проектов привлечены средства федерального бюджета, выделенные в рамках реализации федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В рамках проекта «Информационная инфраструктура» средства выделены напрямую исполнителю государственного контракта (ПАО «Ростелеком») на оказание услуг по подключению социально значимых объектов Ульяновской области к сети передачи данных. Цена государственного контракта – 476,8 млн рублей.

В рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» финансирование распределяется напрямую образовательным организациям Ульяновской области. В соответствии с протоколом заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации по конкурсным отборам на предоставление грантов от 10.07.2019 №МР-6/02нр 14,4 млн. рублей предоставлены 3 образовательным организациям Ульяновской области.

На реализацию мероприятий региональных проектов «Информационная безопасность» и «Цифровое государственное управление» субсидии из федерального бюджета областному бюджету Ульяновской области в 2019 году не выделялись. Для реализации мероприятий привлекались внепроектные средства из областного бюджета Ульяновской области.