Общественная палата представляет  к ознакомлению заключительную часть отчета Е.В.Уба об итогах работы Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия, Министерства искусства и культурной политики, Министерства физической культуры и спорта и Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области в 2019 году.

Напоминаем, если у вас возникли вопросы или предложения к отчету Е.В.Уба, то их можно направить на электронную почту opuo@list.ru

Полная информация в материале: Отчет Первого заместителя Председателя Правительства Е.В.Уба за 2019 год

 

 

Основные показатели работы Министерства  семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области за 2019 год

В прошедшем году в 31 учреждении социального обслуживания проведены капитальные и текущие ремонты более чем на 95 млн. рублей, принято решение о строительстве нового жилого корпуса с пищеблоком в с. Водорацк Барышского района на базе специального дома-интерната для престарелых и инвалидов в с. Акшуат.

Кроме того, мы запланировали завершить к 2021 году капитальный ремонт здания бывшего санатория-профилактория УАЗ на 100 мест и закончить капитальный ремонт в специализированном здании для размещения 25 койко-мест для лиц без определенного места жительства.

Максимально ускорить процесс предоставления услуг призвана цифровизация. Министерством сделан анализ возможности использования цифровых ресурсов для формирования пакета заявителя. Есть проблемы в отношении 19 услуг, которые лежат в поле взаимодействия с федеральными структурами. Тем не менее мы ставим перед собой задачу по переводу услуг в электронную форму. В настоящее время мы принимаем непосредственное участие в реализации программы по созданию цифрового профиля жителя региона, которыйпозволит принимать  решение о формировании программы поддержки гражданина.

В стадии отладки находится единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), которая создается для того, чтобы гражданин самостоятельно, зарегистрировавшись в личном кабинете, мог определить, на какую поддержку он может рассчитывать.

С 1 апреля 2020 Министерством запускается система СМС-оповещения получателей мер социальной поддержки, которая позволит своевременно предоставлять информацию гражданам, обратившимся за помощью в органы социальной защиты, о статусе обработки заявления, принятом положительном решении с указанием размера оказываемой поддержки или обоснованном отрицательном решении по заявлению.

В пилотный проект по СМС-информированию войдут 2 услуги.

Между МФЦ и Министерством в 2020 будет продолжена организация электронного документооборота. Реализация данного проекта в среднем на 5 дней сокращает сроки определения права на меры социальной поддержки.

Возвращаясь к теме финансовых затрат хочу сказать, что все выделенные средства расходовались в соответствии с утвержденной государственной программой в рамках следующих подпрограмм: «Семья и дети» — 3,4 миллиарда, «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»-6,3 миллиарда, «Доступная среда» — 40,9 миллионов, «Обеспечение деятельности государственной программы» — 2,5 миллиарда.

В Ульяновской области 150 тысяч семей с детьми. На «Финансовую поддержку семей при рождении детей» в 2019 году были предусмотрены 1 160 799, 4 тыс. рублей консолидированного бюджета. Благодаря этим средствам ежемесячные выплаты при рождении первого ребенка получили 4308 семей, при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком трехлетнего возраста -7397 семей.В 2020 году субвенции из федерального бюджета на первого ребенка увеличены на 68%, а субсидия на третьих детей составит почти 629 миллионов рублей.Трудно переоценить необходимость этих выплат для семьи, где рождается ребенок, и мамы временно прерывают свою профессиональную деятельность. Именно с появлением ребенка возникает опасность попадания семьи за черту бедности.

В рамках утвержденного плана в 2019 году мы внесли изменения в 12 законов. Изменение закона о капитале «Семья» позволило реализовать сертификаты почти семи тысячам семей на улучшение жилищных условий. Это в 10 раз больше, чем в 2018 году. В этом году запланировали ещё 5000 сертификатов. Мы сделали очень важный шаг. До введения изменений в закон граждане обвиняли власть в том, что сертификат практически невозможно реализовать. Сотрудники министерства в диалоге с гражданским обществом нашли правильное решение и тем самым не только изменили отношение людей к законотворчеству в регионе, но и реально помогли семьям.

Грамотно  совместно с общественностью был разработан и реализуется проект «Подарок новорожденному». 12 тысяч семей при рождении ребенка получат комплект необходимых товаров для малыша. И это тоже вклад в снижение бедности.

Введение новых мер поддержки семей, инициированных В.В.Путиным в послании Федеральному Собранию потребует от нас такого же ответственного подхода и слаженной работы. В июне текущего года будут приняты все необходимые документы для выплат на детей от 3 до 7 лет включительно в малоимущих семьях. Мы готовы к проведению своевременного информирования населения в короткие сроки, с тем, чтобы уже с 1 июля начать предоставлять выплату. Для нас важно, чтобы все граждане, имеющие с 1 января 2020 право на эту выплату, успели обратиться за ней до 31 декабря текущего года.

В целях содействия развитию благотворительности и оказания помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуация мы активно сотрудничаем с благотворительными фондами, организациями и отдельными спонсорами. Все знают об акциях «Помоги собраться в школу», «Добрая почта», «Щедрый вторник», «Подарок к школьному балу» и т.д. Скажу лишь, что за год привлечено более 33 млн. рублей благотворительных средств. Это существенный вклад в копилку добрых дел. Всего адресную материальную помощь, в том числеи за счет бюджета, получили 7744 человека на сумму 173,5 млн. рублей.Сегодня мы ведем переговоры с банками по вопросу оказания благотворительной помощи социально-ориентированным учреждениям.

К слову сказать, мы привлекаем средства не только через благотворителей, но и через участие в грантах. В 2019 году – привлекли почти 13 миллионов рублей, на 20-21 годы выиграли грант на 25 миллионов, готовится к защите еще один комплекс мер в части работы над проблемой бедности на сумму 20 миллионов рублей. Эти средства позволяют нам решать спектр задач, не подкрепленных финансированием из бюджета. И это тоже вклад в реализацию семейной, демографической политики.

Разработаны новые меры поддержки семей с детьми. С 2020 года предусмотрены:

— единовременная выплата в размере до 700 тыс. рублей
на строительство жилья многодетным семьям, получившим в собственность бесплатно земельный участок;

— единовременная выплата в размере 100 тыс. рублей при рождении первого ребенка у женщин в раннем фертильном возрасте;

— предоставление дополнительных оплачиваемых дней отдыха беременным женщинам, работающим в бюджетной сфере.

По итогам 2019 года в регионе наблюдается положительная динамика снижения количественных показателей социального сиротства:

-на 3,4% сократилось общее количество детей-сирот, с 4223 до 4088 детей;

-на 9% снизилась численность воспитанников детских домов, с 316 до 287 детей.

В семьях граждан Ульяновской области воспитывается 3639 детей-сирот, что составляет 89% от общего количества детей данной категории.

Положительная тенденция семейного устройства детей-сирот открывает новые возможности по расширению предоставляемых услуг семьям с детьми. Так, в Ульяновской области 1180 детей имеют психофизические особенности здоровья и нуждаются в особом внимании. Для повышения качества жизни семей, воспитывающих таких детей, переформатировали Новодольский детский дом «Остров детства» в учреждение социального обслуживания детский психоневрологический интернат, рассчитанный на 60 мест. За получением новой социальной услуги по реабилитации детей могут обратиться не только кровные семьи с детьми, но и приёмные семьи.

Важным направлением, над которым будет работать Министерство в 2020 году – это защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся собственниками жилых помещений.

В связи с этим подготовлен проект Закона Ульяновской области «О внесении изменения в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,на территории Ульяновской области», которым предлагается предусмотреть норму об освобождении детей-сирот, являющихся собственниками жилых помещений, от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на время их пребывания в детских домах или под опекой.

На территории Ульяновской области проживает более 8 тысяч детей, которым установлена инвалидность, и детей с ограниченными возможностями здоровья. Ровно 50% из них были ограничены в праве на социализацию из-за удаленности от областного центра.Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов принял решение об организации на территории каждого муниципального образования микрореабилитационных центров для детей-инвалидов. МРЦ нами созданы во всех муниципальных образованиях в рамках государственной программы  Российской Федерации «Доступная среда» и позволяют организовать непрерывный процесс реабилитации не только для детей, но и для молодых инвалидов по индивидуальным программам с учетом нозологии.Каждому муниципальному образованию, на территории которого размещён МРЦ, из областного бюджета будут выделены средства в течение 2019-2021 годов на приобретение автомобиля для организации перевозки инвалидов и детей-инвалидов. В 2019 году закупка автомобилей Лада-Ларгуспроизведена для трех районов – Новоспасского, Ульяновского и Чердаклинского. В 2020 году средства областного бюджета будут предоставлены 9 муниципальным образованиям: Новомалыклинскому, Старомайнскому, Сенгилеевскому, Мелекесскому, Майнскому, Сурскому, Инзенскому, Цильнинскому, Барышскому районам. Оставшимся муниципалитетам, за исключением города Ульяновска и города Димитровграда, в которых уже действует служба социального такси, средства областного бюджета могут быть предоставлены в 2021 году (Базарносызганский, Вешкаймский, Карсунский, Кузоватовский, Николаевский, Павловский, Радищевский, Старокулаткинский, Тереньгульский районы Ульяновской области и г. Новоульяновск).

В 2020 году открыт многопрофильный комплексный реабилитационный центр «Доверие» в г. Димитровграде. В 2021 году в рамках программы в созданном центре планируется обустроить социальную гостиницу для организации сопровождаемого проживания инвалидов и обеспечить их дневную занятость в трудовых мастерских, а также внедрить современные методы медицинской реабилитации.

Также, мы увеличиваем мощность Реабилитационного центра «Подсолнух» в г. Ульяновске путём присоединения дополнительных площадей. Имеющаяся в  настоящее время материально-техническая база не даёт возможности удовлетворить растущую потребность семей с детьми-инвалидами и молодых инвалидоввреабилитационныхуслугахи использовать в полном объёме накопленный опыт и потенциал Центра. Благодаря реорганизации количество получателей услуг Реабилитационного центра «Подсолнух» возрастёт в 2 раза –  с 45 до 90 человек в день или с 1 тыс. до 2 тыс. человек в год.

Увеличение продолжительности жизни и создание комфортных условий для граждан старшего поколения — не просто цель, дело чести всех нас. Особенно в «Год Славы и Памяти», в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

Все выплаты к 75-летию Победы будут произведены в апреле месяце. Мы дойдём до каждого ветерана и решим его проблемы. В приоритетном порядке обеспечим нуждающихся надомным обслуживанием, окажем адресную материальную помощь на ремонт жилья, лечение и другие нужды.

В Ульяновской области проживает более 331 тысячи граждан старшего поколения, это 30% от общей численности населения региона. Для достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, необходимо повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет).  По предварительным данным в регионе по итогам 2019 года продолжительность жизни выросла почти на 11 месяцев и составила 73,4 года (мужчины – 68,3 г., женщины – 78,3 г.), план составлял 73,44 года.

Одним из показателей для достижения данной цели является увеличение доли граждан старшего поколения, вовлечённых в мероприятия, способствующие продолжительности периода активного долголетия и здоровой жизни. Сегодня это — 55% граждан старшего поколения. К 2024 году планируется увеличить охват до 80 %.

В Ульяновской области эта задача решается через Центры активного долголетия. Первый Центр появилсяв декабре 2015 года в г. Ульяновске. На начало этого года в регионе уже работают 212 Центров, из них 84 (40%)открыты в 2019 году.

Более 17 тыс. чел. (6,3 % от числа граждан старшего поколения от 50 до 80 лет) систематически их посещают. Основная задача 2020 года — оснащение Центров активного долголетия с одновременным расширением перечня оказываемых услуг, в том числе через проведение консультативных медицинских занятий.

В 2019 году у нас появилась новая уникальная профильная площадка для старшего поколения — проект «Серебряный университет» на базе пансионата в Языково, где обучилось 460 человек. А в областных мероприятиях, которые прошли на его базе, приняло участие более трёх тысяч человек. Это место, где дают новые знания, обучают руководителей и специалистов Центров активного долголетия. Проект нашёл широкий отклик, появилась очередь из желающих принять в нём участие. Для этого в самое ближайшее время мы планируем увеличить количество участников мероприятийза счёт расширения коечного фонда.

Результатом работы является увеличение продолжительности жизни в регионе. Три года назад численность граждан в возрасте 90 лет и старше составляла около 4 тысяч человек, а сейчас их более 6 тысяч, из них 58 человек от 100 лет и старше.

Не все граждане могут быть активными участниками мероприятий. Есть те, кто нуждаются в постоянном социальном обслуживании. Число их с каждым годом растет. В этом году услугами организаций социального обслуживания воспользовались 16271 человек, из них 5231 с начала 2019 года.

Учитывая рост количества потенциальных потребителей услуг, министерство работает над увеличением реестра поставщиков услуг.

В 2019 году социальные услуги для 2916 получателей оказывали 13 негосударственных организаций, что составляет 18% от общего количества получателей социальных услуг, обслуживаемых во всех формах социального обслуживания (16271 человек), что значительно больше процента прошлого года (8,4 %). В 2020 году данный показатель должен составлять 25%.Также в 2019 году достигнут показатель развития конкуренции на рынке социальных услуг инвалидам и престарелым гражданам, который составляет 3%. В 2020 году данный показатель должен составлять 5%.

В 2019 году мы организовали новый формат работы с гражданами пожилого возраста на территории всей Ульяновской области с использованием мобильных бригад. Для этого закуплено 17 автомобилей. Предметом проекта является выявление лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, нуждающихся в социальном обслуживании, медицинской помощи и их перевозка в государственные учреждения здравоохранения для проведения скрининга.

По итогам 2019 года в 21 муниципальном образовании мобильные бригады проехали 466 сельских населенных пунктов, что составляет 51% от общего количества населенных пунктов Ульяновской области (909 населённых пунктов). Обследованы 13 588 граждан старше 65 лет (из 58 000 человек старше 65 лет), что составляет 17% от общего количества граждан старше 65 лет, из них 2584 человек доставлены в медицинские учреждения, остальные граждане, согласившиеся на обследование, включены в график доставки на последующие периоды.

Создание системы долговременного ухода – еще одно направление, которое будет развиваться в Ульяновской области. Главная цель — обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию.  В 2020 году мы запустим систему долговременного ухода в тестовом режиме на базе Геронтологического центра,Психоневрологического интерната в с. Акшуат и Комплексного центра социального обслуживания «Исток».

Для этого нам необходимо проделать следующую работу: пересмотреть нормативную правовую базу; организовать межведомственное взаимодействие;выявить граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в системе долговременного ухода; обучить специалистов; внедрить новые технологии работы, в том числе —  «Социальная передышка»; открыть«Центр дневного пребывания граждан с когнитивными нарушениями и ограничениями мобильности» и другие.

В завершении отчета мне бы хотелось еще раз акцентировать ваше внимание на главных задачах ведомства на 2020 год, а именно:

Первое — в рамках развития отрасли:

  • Развитие отделений по работе с детьми-инвалидами в каждом муниципальном образовании и их оснащение современным реабилитационным оборудованием.
  • Обеспечение увеличения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан, до 90%.
  • Увеличение охвата граждан старшего поколения, вовлечённых в мероприятия проекта «Активное долголетие» до 60% от общего количества граждан старшего поколения
  • Проведение инвентаризации мер социальной поддержки в контексте преодоления порога бедности.
  • Формирование и реализация обновленной системы мер социальной поддержки населения Ульяновской области.

Второе: в рамках межведомственного взаимодействия

  • Перевод 15 услуг с июля 2020 года в цифровой формат и передача их в МФЦ, на основании соглашения.
  • Обеспечение достижения показателя «Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума» на уровне, не выше 13,1%
  • Активизация работы по реализации социального контракта, как одной из наиболее эффективной меры вывода малоимущих семей и граждан из черты бедности.

И третье: в части реализации инвестиционной политики и модернизации подведомственной сети:

— привлечение в бюджет Ульяновской области:

  • не менее 30 млн. рублей за счет грантовых программ;
  • не менее 360 млн. рублей за счет внебюджетных источников;

— организовать работу по привлечению частных инвестиций для развития и укрепления инфраструктуры учреждений социального обслуживания.

Основные показатели работы Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области по итогам 2019 года

Сеть учреждений

Достояние жителей Ульяновской области – разветвленная сеть учреждений культуры и искусства, объединяющая 1290 объектов.Сеть сократилась на 13 единиц.

Изменения сети выглядят следующим образом:

Музеи (+1 ед.)

В 2019 году поставлено на учет 2 музея: Историко-краеведческий музей с. Подкуровка МО «Тереньгульский район» и Старомайнский краеведческий музей АО «Дом культуры муниципального обоазования «Старомайнское городское поселение».

Исключён (1) из реестра учёта музеев Народный музей революционной, боевой и трудовой славы АО «Ульяновский патронный завод» (основание: ходатайство АО «Ульяновский патронный завод» от 16.04.2019 №3-1008)

Библиотеки (- 7ед.)

В Инзенском районе в связи реорганизацией библиотек в форме слияния объединеныИнзенская городская детско-юношеская библиотека имени Д.П. Ознобишина и районная детская библиотека, Глотовская взрослая и Глотовская детская библиотеки (постановление Главы администрации МО «Инзенский район» от 06.02.2019 № 53), в связи с оптимизацией и с целью эффективного расходования бюджетных средств закрыты 3 сельские библиотеки:  Большеборисовская, Первомайская и Чумакинская (постановление Главы администрации МО «Инзенский район» от 27.12.2018 № 830).  В

В Павловском районе с 01.01.2019 прекратила деятельность Плетьминская сельская библиотека (протокол схода граждан от 19.11.2018), обслуживание жителей возложено на Баклушинскую сельскую библиотеку.

В связи с отсутствием условий для оказания услуг населению ликвидирован отдел-библиотека № 23 МБУК «ЦБС» г. Ульяновска.

Учреждения культурно-досугового типа (–3 ед.)

Справочно:

Открыт «Малоборлинский СДК» МО «Кузоватовский район» на основании Постановления Администрации муниципального образования Малоборлинское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области «Об открытии Малоборлинского СДК» № 48 от 01.02.2018 г., в статистический учет внесён в 2019 году.

Восстановлена с октября 2019 года деятельность ранее не функционирующего клуба в МО «Инзенский район» «Троицкий СДК», в статистический учет внесён в 2019 году.

Закрыто – 5 клубов в муниципальных образованиях «Вешкаймский район», «Николаевский район», «Павловский район», «Сенгилеевский район».

Кинотеатры (кинозалы) (-4 ед.);

Ликвидирован КВЦ «Художественный», закрыты 3 кинозала сети Мувиз в ТК «Версаль»

Кадровый потенциал

В отрасли по состоянию на 31.12.2019 работает 6921 человек, их них – 24,2% мужчин и 75,8% женщин.

Сложной остается ситуация по уровню профильного образования в отрасли. Всего в отрасли с высшим образованием работают 3 149 человек или 45,5% от общего числа, из них с профильным образованием работают 26,3%, непрофильным высшим – 19,2%. Со средним профильным образованием – 19,8%.

Таким образом, кадровый потенциал отрасли по-прежнему недостаточен. При этом, необходимо отметить, что число специалистов с профильным образованием увеличилось на 11% по сравнению с прошлым годом.

Этот рост обеспечен, в первую очередь, за счет вновь принятых на работу в учреждения культуры с профильным образованием 358 человек. А также в 2019 году получили профильное среднее специальное образование 200 человек (заочное обучение в ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» по специальностям «Социально культурная деятельность», «Библиотековедение», «Педагогика дополнительного образования»).

Финансирование отрасли

В 2019 году консолидированный бюджет отрасли «Культура» составил
3 541 935,7 тыс. рублей, что больше уровня 2018 года (2 973 671,0 тыс. рублей) на 19,1% или на 568 264,7 тыс. рублей. Исполнение бюджета за 2019 год составило 98,9%.Рост объема бюджета обеспечен, преимущественно, за счет привлеченных средств федерального бюджета – 596 420,3 тыс. рублей, в том числе на проведение ремонтно-реставрационных работ здания Ленинского мемориала (500 млн. рублей).

Основными источниками финансирования отрасли «Культура» в 2019 году стали средства федерального, областного и муниципального бюджетов: 596 420,3 тыс. рублей, 1 223 852,9 тыс. рублейи 1 721 662,5 тыс. рублей соответственно. Доля этих источников составляет 83,2% от общего объёма финансового обеспечения отрасли.

Вторым источником финансового обеспечения отрасли являются доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности учреждений.

Доходы государственных учреждений культуры Ульяновской области за 2019 год составили 140 247,8 тыс. рублей, что на 7,6% или на 9 944,5 тыс. рублей больше, чем в 2018 году (130 303,3 тыс. рублей). За 2019 год объём расходов бюджетными и автономными учреждениями увеличился на 23 780,1 тыс. рублей по сравнению с первоначальным утверждённым планом по доходам на 2019 год (116 467,7 тыс. рублей).

Доходы от платных услуг и иной приносящей доход деятельности муниципальных учреждений культуры Ульяновской области за 2019 год также выросли по сравнению с 2018 годом (129 702,8 тыс. рублей), на 9,3% или 12 099,6 тыс. рублей и составили 141 802,4 тыс. рублей.

Важно сравнить соотношение доходов от приносящей доход деятельности учреждений культуры с бюджетным финансированием. Это соотношение по итогам 2019 года составляет 0,08. То есть на каждую 1000 рублей, выделенных из бюджета, учреждения «зарабатывают» 80 рублей.

Важнейшим показателем финансирования сферы «Культуры» является доля расходов на культуру в совокупных расходах консолидированного бюджета Ульяновской области. В 2019 году доля расходов на культуру и искусство составила 4,1% в общих расходах консолидированного бюджета Ульяновской области (86 771 828,5 тыс. рублей). Доля расходов на культуру и искусство в 2019 году выросла по сравнению с 2017 годом на 1,1% и снизилась по сравнению с 2018 годом на 0,5%. В 2017 году доля расходов составляла только 3,0%, в 2018 году – 4,6%.

Расходы на душу населения по итогам 2019 года выросли и составили 2 860,1 рублей, что выше уровня 2018 года (2 385,4 рубля) на 19,9% или 474,7 рубля. Причем, главным фактором, обеспечившим рост данного показателя, является увеличение объема финансирования отрасли, а не снижение численности населения. Влияние фактора сокращения численности населения с 1 246 618 человек в 2018 году до 1 238 416 человек в 2019 году составляет 0,7%, когда рост объёма расходов консолидированного бюджета 19,1%.

В структуре данных расходов доминируют затраты на:

— заработная плата с начислениями – 2 224 842,3 тыс. рублей (62,8%);

— укрепление материально-технической базы (ремонты, оборудование) – 762 019,3 тыс. рублей (21,5%);

— иные расходы (налоги, коммунальные услуги, охрана, содержание учреждений –487 961,9 тыс. рублей (13,8%);

— проведение социально-значимых мероприятий – 67 112,2 тыс. рублей (1,9%). В среднем затраты на 1 мероприятие(в плане СЗМ-2019 325 мероприятий) – 206,5 тыс. рублей

По статистическим данным, средняя заработная плата работников учреждений культуры всех форм собственности в 2019 года составила 26 664,4 рубля или 102%к средней по Ульяновской области за 2019 год. Рост к 2018 году (25 360,0 рублей) составил 105,1% или на 1 304,4 рубля. Второй год средняя заработная плата работников культуры превышает среднемесячный доход от трудовой деятельности по Ульяновской области.

За первый год реализации нацпроекта «Культура» Ульяновская область выполнила ВСЕ поставленные задачи и 100%-но достигла целевых показателей.

На учреждения культуры возлагаются большие задачи по реализации мер поддержания института семьи, формирования здорового общества, поддержки и развития культур, традиций и обычаев представителей народов, проживающих на территории Ульяновской области.

В Год 75-летия Победы важно создать для ветеранов исключительные условия. Торжественные или культурно-просветительские мероприятия должны стать для них радостными событиями, которые оставят в душе тепло и свет доброго общения.

Особое внимание в отрасли должно быть обращено к детям и нашему молодому поколению – будущему современной России, в рамках Года молодых в Ульяновской области.

Основная цель нашей деятельности — это объединение ресурсов для устойчивого развития территориичерез творчество и развитие креативной экономики, с вовлечением в этот процесс всех трех секторов гражданского общества (государственный, коммерческий и некоммерческий).

Именно поэтому мы ставим своей главной целью подготовку Проекта и его реализация до 2024 года глобальной инициативы региона «Всемирная столица книги», которая безусловно реализуется нами через все локальные задачи:

— модернизация зданий (Аксаковка, Библиотека Гончарова, молодёжная Библиотека «Свияга», 100 обновлённых модельных библиотек по региону до 2024),

— материально-техническое обновление и оснащение современным оборудованием учреждений культуры (ДШИ, библиотеки, архивы – ПО, цифровые технологии, планетарные сканеры, музейные гиды) – это лишь инструменты для использования в процессе приобщения населения к ценности искусства и формирования постоянной потребности в творческой реализации.

— содержательное наполнение обновлённой и усовершенствованной инфраструктуры – клубов, библиотек, музеев, театров, детских школ искусств и архивов;

— вовлечение населения в творчество через проекты «За народную песню» и «За народное чтение».

Все мероприятия, включая национальный проект «Культура», должны быть направлены на духовное воспитание юных граждан страны, пропаганду ценностей гуманизма и патриотизма, сбережение, развитие и распространение лучших образцов культуры, обеспечения достойного уровня культурного досуга, и тем самым обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной культуры.

Создавая условия для творческой самореализации юношества, приобщая детей с ранних лет к художественному наследию, мы создаём здоровое, духовно богатое, высоко ориентированное и интеллектуальное общество, которое в будущем сможет развитие Ульяновской области целенаправленным и эффективным.

Культурная политика Ульяновской области призвана обеспечить приоритетное развитие национального проекта «Культура»в 2020 году в соответствиис Целями и задачами, обозначенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 и отражёнными в Паспорте регионального проекта «Культура», Публичной декларации целей и задачМинистерства искусства и культурной политики Ульяновской области на 2020 год, где основной показатель востребованности учреждений культуры – увеличение их посещаемости на 3% (цель 2020 года).

Основные показатели работы Министерства физической культуры и спорта в Ульяновской области за 2019 год

В сфере физической культуры и спорта одной из главных задач по-прежнему остаётся формирование у населения потребности в ведении здорового образа жизни. С этой целью мы стараемся привлекать в спортивно-соревновательную деятельность все возрастные группы населения от воспитанников детских садов до пенсионеров, а также создавать условия для занятия физической культурой и спортом на территории нашего региона.

На протяжении последних лет (с 2014 по 2019 год) наблюдается положительная динамика численности систематически занимающихся физической культурой и спортом.

По сравнению с 2004 годом доля жителей, регулярно занимающихся спортом и физической культурой в Ульяновской области, возросла в 5 раз. Численность жителей региона, ведущих здоровый образ жизни, с 2004 года увеличилась на 388 тыс. 628 человек. Если в 2004 систематически занимался спортом каждый одиннадцатый житель региона, то сейчас это каждый третий. К 2024 году это должен быть каждый второй житель Ульяновской области.

По итогам 2019 года доля жителей Ульяновской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 44,2 % населения региона, что на 4,3 % больше уровня 2018 года (в 2018 году – 39,9%) и на 3,9 % выше среднего показателя по России (40,3%).

Данный показатель является основным показателем регионального проекта «Спорт – норма жизни», целью которого является популяризация здорового образа жизни и вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом граждан Ульяновской области. Целевой показатель к 2024 году – 55 процентов населения Ульяновской области.

За год численность жителей, ведущих активную физкультурно-спортивную жизнь, выросла на 49 тыс. 214 человек и составила 511 тыс. 622 человека.

В разбивке по возрастной категории населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ситуация выглядит следующим образом:

Доля детей и молодёжи (возраст 3-29 лет): плановый показатель 87% — составляет 87,7%, что на 7,4 % выше среднего показателя по России (80,3%);

  • Доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет): плановый показатель 30,2%- составляет 32,1%, что на 2,7 % выше среднего показателя по России (29,4%);
  • Доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет): плановый показатель 13,3% — составляет 13,3%, что на 2,7 % выше среднего показателя по России (10,6%);
  • Уровень обеспеченности граждан Ульяновской области спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта: плановый показатель 65,7% – составляет 66,05%, что на 14 % выше среднего показателя по России (52,0%);
  • Доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта в Ульяновской области: плановый показатель 88,0% — составляет 89,4%, что на 36,4 % выше среднего показателя по России (53,0%).

По итогам 2019 года на развитие отрасли в целом федеральным, региональным и местными бюджетами, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, а также инвесторами и внебюджетными фондами было направлено 3 млрд. 75 млн. 601 тыс. рублей, что на 430 млн. 610 тыс. рублей  больше уровня 2018 года (2018 год – 2 млрд. 644 млн. 900 тыс. рублей.) Динамика показателей финансирования отрасли за 2004-2019 годы представлена в таблице:

Объём финансирования отрасли за период с 2004 по 2019 год увеличился в 51 раз.

При этом область физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные сферы деятельности, отличающиеся содержанием реализуемых внутри них мероприятий и целевыми аудиториями.
Эти сферы охватывают массовую физическую культуру и спорт, детский спорт, формирование и подготовку спортивного резерва, а также подготовку спортсменов спортивных сборных команд Ульяновской области и Российской Федерации и образуют единое целое.

В рамках реализации государственной программы Ульяновской области «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014-2021 годы» утверждённой постановлением Правительства ульяновской области от 11.09.2013 № 37/416-П, на 2019 год было выделено 2 млрд. 172 млн. 809,33 тыс. рублей (в 2018 году 1 млрд. 442 млн. 289,7 тыс. рублей, увеличение в 1,5 раза), в том числе:

— средств федерального бюджета 216 млн.  133,4 тыс. рублей (в 2018 году 14 млн. 586,6 тыс. рублей, увеличение в 14 раз связано началом  реализации национального проекта «Демография»);

— средств областного бюджета Ульяновской области 1 млрд. 954 млн. 319,7 тыс. рублей (в 2018 году 1 млрд. 427 703,1 тыс. рублей, увеличение в 1,3 раза);

— 2 356,2 тыс. рублей средства из местных бюджетов.

Финансирование отрасли физической культуры и спорта Ульяновской области в 2019 году осуществлялось с учётом приоритетных целей и задач, определённых федеральным проектом «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» по следующим направлениям:

  1. Поддержание и развитие массового спорта, в том числе реализация комплекса ГТО.
  2. Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва.
  3. Развитие адаптивного спорта.
  4. Развитие кадрового потенциала (поддержка молодых специалистов).
  5. Развитие спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта на территории Ульяновской области.
  6. Обеспечение деятельности подведомственных Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов по спортивной подготовке и Министерства.

Первое направление – это поддержание и развитие массового спорта, в том числе реализация комплекса ГТО

На поддержание и развитие массового спорта, пропаганду здорового образа жизни, проведение физкультурно-массовых спортивных мероприятий в 2019 году за счёт средств областного бюджета Ульяновской области направлено 120 млн. 427,0 тыс. рублей (в 2018 году 135 млн. 566,9 тыс. рублей) (снижение связано с тем, что в 2018 году в регионе проходил «Форум «Россия – Спортивная держава».

С 2019 года реализация календарного плана областных, межрегиональных, всероссийских спортивно-массовых мероприятий Ульяновской области является одним из приоритетных направлений, вошедших в региональный проект «Спорт – норма жизни».

На реализацию календарного плана областных, межрегиональных, всероссийских спортивно-массовых мероприятий Ульяновской области, включая реализацию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», проведение тренировочных сборов, обеспечение участия ульяновских спортсменов в спортивных мероприятиях различного уровня —   69 476,1 тыс. рублей, что в 1,5 раза больше чем в 2018 году  (в 2018 году финансирование составляло 47 740,9 тыс. рублей).

Всего на территории Ульяновской области успешно развивается 78 видов спорта, из них для Ульяновской области 14 видов спорта являются базовыми.

72  региональные спортивные федерации  являются аккредитованными.

В 2019 году 214 спортсменов Ульяновской области вошли в составы сборных команд Российской Федерации, из них 122 человека по базовым видам спорта, 92 человека по не базовым видам спорта. По летним видам спорта – 69 человек, по зимним вида спорта – 3 человека, по неолимпийским видам спорта – 116 человек, по адаптивным видам спорта – 26 человек.

По итогам 2019 года 7 613 ульяновских спортсменов приняли участие в 555 выездных соревнованиях межрегионального, всероссийского уровня и тренировочных сборах сборных команд Ульяновской области по видам спорта.

Всего согласно календарного плана областных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнований Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области за 2019 год ульяновские спортсмены приняли участие в 1 029 спортивных и тренировочных мероприятий.

В 2019 году присвоено званий/разрядов 717 спортсменам, в т.ч. МСМК 4 спортсменам, МС – 47 спортсменам, КМС – 666 спортсменам.

Так же за 2019 год на территории Ульяновской области проведено 456 официальных соревнований (за 2018 года — 381 соревнование), на которых приняли участие 208,5 тысяч спортсменов (за 2018 года – 194 тысячи спортсменов) из которых:

— 325 официальных соревнований регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней, где приняло участие более 110 тысяч спортсменов.

— 131 официальное физкультурно-спортивное мероприятие, относящееся к категории любительского и массового спорта, где приняло участие более 98,5 тысяч человек.

Второе направление – «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва»

Развитие спорта высших достижений, подготовка резерва для сборных команд страны было и остаётся одним из основных направлений деятельности Министерства.

В 2019 году присвоено званий/разрядов 717 спортсменам, из них:

666 ульяновских спортсменов были удостоены звания кандидата в мастера спорта (КМС);

47 спортсменов – звания мастера спорта (МС);

4 спортсмена – звания мастера спорта международного класса (МСМК).

Всего в 2018 году на развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва в Ульяновской области в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014-2021 годы» направлено 218  млн. 050,6 тыс. рублей (в 2018 году 156 млн. 736,1 тыс. рублей или 139,1 % к 2018 году.

Третье направление – развитие адаптивного спорта

Год от года увеличивается количество детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, желающий заниматься спортом. Так, на конец 2019 года, по информационным данным Министерства здравоохранения Ульяновской области в регионе количество инвалидов составляет 115913 человека. Количество детей в возрасте от 4 до 18 лет в Ульяновской области — 5533 человек, из них занимающихся физической культурой и спортом 3468 человека, что составляет 68,7% (показатели на 2018г. – 68,1%, 2017г. 55,7%).

Рост числа детей с отклонениями в развитии заставляет все чаще обращать внимание на их своевременную реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих их полноценной жизни, а также осознанию своей необходимости и своего личного вклада в социальное развитие общества.

Важнейшим компонентом всей системы реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, всех ее видов и форм является адаптивная физическая культура. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности ребёнка и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой, социально-психологической и социально-педагогической реабилитации.

Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт не только развивают физические качества и оказывают оздоровительный эффект на организм детей-инвалидов, но является отличным средством благотворного влияния на их качество жизни, несмотря на те обстоятельства, в которых они оказались, в связи со своей болезнью и инвалидностью.

Работа по вовлечению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия адаптивной физической культурой и спортом носит актуальный характер в Ульяновской области.

По данным на 01.01.2020 в регионе развивается более 22-х адаптивных видов спорта и спортивных дисциплин для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее массовыми и востребованными из них являются: лёгкая атлетика, плавание, баскетбол на колясках, пауэрлифтинг, армрестлинг, бадминтон, греко-римская борьба, настольный теннис, бочча, футзал, дзюдо, лыжные гонки шашки, шахматы, шаффлборд, новус, танцы на колясках, дартс, городошный спорт.

В регионе функционируют 6 региональных отделений всероссийских общественных организаций и 2 общественных организации развивающих спорт инвалидов:

  • Региональное отделение Паралимпийского комитета России;
  • Ульяновское региональное отделение общероссийской общественной организации «Федерация спорта слепых»;
  • Ульяновское региональное отделение «Всероссийское общество глухих»;
  • Региональная общественная организация «Ульяновская региональная федерация спорта для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата»;
  • Ульяновская областная общественная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»;
  • Димитровградская местная общественная организация инвалидов-опорников «Преодоление» Ульяновской областной общественной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»;
  • Ульяновское региональное отделение  «Специальная Олимпиада России»;
  • Гуманитарный центр реабилитации инвалидов Ульяновского Государственного Педагогического Университета им. И.Н.Ульянова.

Кроме того, в процессе аккредитации находится Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями» в Ульяновской области.

В регионе на базе Ульяновского Государственного Университета функционирует факультет физической культуры и реабилитации, который обеспечивает регион специалистами по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту.

С сентября 2016 года, по поручению Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, в г.Ульяновске работает Областное государственное казённое учреждение «Ульяновская спортивно-адаптивная школа». Стратегической задачей адаптивной школы является социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей-инвалидов, и привлечение их к занятиям физической культурой и спортом, а также подготовка спортсменов высшего спортивного мастерства.

На базе адаптивной школы реализуются программы спортивной подготовки по многим направлениям адаптивного спорта (паралимпийские, неолимпийские и сурдлимпийские виды спорта):

  • спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата: легкая атлетика, настольный теннис, плавание, баскетбол на колясках, пауэрлифтинг, армрестлинг, бочча;
  • спорт глухих: легкая атлетика, футзал, настольный теннис, греко-римская борьба, армрестлинг;
  • спорт слепых: дзюдо, легкая атлетика, пауэрлифтин, плавание, самбо;
  • спорт лиц с интеллектуальными нарушениями: лёгкая атлетика.

По состоянию на 01.01.2020 в спортивно-адаптивной школе занимаются 221 спортсмен-инвалид и спортсмен с ограниченными возможностями здоровья, из них 76 несовершеннолетних занимающихся и воспитанников.

Значимым событием в области адаптивного спорта стало проведение в регионе Первых Детских Паралимпийских игр (27.05-01.06.2019г.). В состязаниях приняли участие дети-инвалиды и дети с ОВЗ в возрасте 10-18 лет со всего региона (всего более 200 человек). С 2020 года Детские Паралимпийские Игры включены в сводный календарный план мероприятий по физической культуре и спорту среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области.

Направление четвертое – развитие кадрового потенциала

В 2019 году численность работников, занятых в физкультурно-спортивной сфере на территории Ульяновской области, составила 2 724 человека.

Из них: 1 993 с высшим и 549 со средним физкультурным образованием (2018 год – 1994 и 549). Вместе с тем в учреждениях имеется 57 свободные ставки штатных работников физической культуры и спорта (13 в дошкольных образовательных учреждениях, 9 в общеобразовательных учреждениях, 23 в учреждениях дополнительного образования детей, 5 ставок на спортивных сооружениях 1 ставка в  образовательной организации высшего  образования, осуществляющих работу по физической культуре и спорту, 4 ставки в физкультурно-спортивных клубах 1 ставка в органе управления физической культурой и спортом, 1 ставка в другой организации).

В настоящее время остается потребность в специализированных кадрах, особенно в сельской местности.

Направление пятое – развитие спортивной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом и укрепление материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта на территории Ульяновской области

Развитие материально-спортивной базы в регионе – это очень важное направление в создании условий для занятий физической культурой и спортом в Ульяновской области.

Количество спортивных сооружений в Ульяновской области в 2019 году составило 2 734 единиц (по итогам 2018 года – 2 676 единица). Общее количество спортивных сооружений увеличилось на 58 единиц (за счет увеличения количества плоскостных сооружений и площадок ВФСК ГТО), единовременная пропускная способность увеличилась на 9684 человек и составляет  100 462 человека (2018 год – 90 778человек).

В 2019 году уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями составил 66,05%.По сравнению с 2018 годом этот показатель увеличился на 2,05%.

В период с 2004 по 2019 год  объём финансовых средств, затраченных на создание и совершенствование физкультурно-спортивной инфраструктуры составил 6 млрд. 98,8 млн. рублей увеличение произошло в 17 раз.

В 2019 году на создание и совершенствование физкультурно-спортивной инфраструктуры на территории Ульяновской области было направлено 472 млн. 591 тыс. рублей (в том числе 226  млн. 554,7 тыс. рублей – из федерального бюджета; 228 млн. 350 тыс. рублей – из регионального бюджета; 17 млн. 686,1 тыс. рублей – из муниципальных бюджетов; 18 млн. 540,9 тыс. рублей – внебюджетные источники).

В рамках  государственной программы Ульяновской области «Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на 2014-2021 годы», а также программ Российской Федерации и муниципальных образований Ульяновской области на создание и совершенствование физкультурно-спортивной инфраструктуры в 2014-2019 годы были направлены средства в размере 1 млрд. 902,7 млн. рублей.

Распределение выделенных в 2018 году средств в размере 310 млн. 689,83 тыс. рублей выглядит следующим образом:

из федерального бюджета 216 млн. 133,4 тыс. рублей;

из областного бюджета Ульяновской области 92 млн. 200,23 тыс. рублей;

из местных бюджетов 2 млн. 356,2 тыс. рублей.

В 2019 году активно развивалась материальная база как областной, так и муниципальной собственности.

На развитие объектов спорта, находящихся в государственной собственности Ульяновской области» профинансировано 33 167,0 тыс. рублей.

На развитие создание и модернизацию объектов спорта и развитие материальной базы учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов по спортивной подготовке в рамках  регионального проекта «Спорт – норма жизни» выделено 255 млн. 145,6 тыс. рублей:

  • 213 480,5 тыс. рублей средств федерального бюджета;
  • 40 211,9 тыс. рублей средств областного бюджета;
  • 1 453,2 тыс. рублей из областного бюджета.

В рамках регионального проекта финансируются мероприятия, включенные в федеральный проект «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография».

Шестое направление — обеспечение деятельности подведомственных Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области учреждений, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов по спортивной подготовке

В Ульяновской области в 2019 году осуществляют свою деятельность 53 физкультурно-спортивные организации, в том числе: 20 детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); 1 специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР), 18 спортивных школ (СШ), 10 спортивных школ олимпийского резерва (СШОР), 1 региональный центр спортивной подготовки (ЦСП), 1 ульяновский физкультурно-спортивный техникум олимпийского резерва (УФСТОР), и другие организации.

По ведомственной принадлежности 20 учреждений (детско-юношеские спортивные школы) находятся в сфере образования, 32 учреждение – в сфере физической культуры и спорта (1 — специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, 18 — спортивных школ, 10 — спортивных школ олимпийского резерва, региональный центр спортивной подготовки и ульяновский физкультурно-спортивный техникум олимпийского резерва, другие — 1) и 1 организация – другой ведомственной принадлежности.

В 2019 году подведомственная сеть Министерства состояла из 18 областных  государственных учреждений, в числе которых:

— 4 областных государственных казенных учреждения (спортивная школа олимпийского резерва по спортивной борьбе им. А.И. Винника, центр спортивной подготовки, спортивно-адаптивная школа, спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо);

— 11 областных государственных бюджетных учреждений (8 спортивных школ олимпийского резерва, спортивная школа национальных и неолимпийских видов спорта, физкультурно-спортивный техникум олимпийского резерва, спортивная  школа по хоккею);

— 3 областных государственных автономных учреждений (ОГАУ «Волга-Спорт-Арена», ОГАУ «Управление спортивными сооружениями», ОГАУ «Сокол»).

В 2019 году на обеспечение деятельности подведомственной сети было выделено  1 млрд. 503 млн. 135,61 рублей.

В рамках выполнения государственного задания в областных учреждениях проходили спортивную подготовку по видам спорта и этапам спортивной подготовки 5 703 спортсмена, в спортивно-оздоровительных группах занимались 253 человека, на базе спортивного техникума обучалось 353 студента, доступ к объектам спорта обеспечен в количестве 56 747 часов. Кроме того, объекты спорта посетили 64 313 человек.

Доходы учреждений от оказания платных услуг в 2019 году составили 54 млн. 122,1 тыс. рублей.

Основные задачи на 2020 год

В 2020 году продолжится реализация регионального проекта «Спорт — норма жизни», направленного на доведение к 2024 году доли жителей региона, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Ульяновской области до 55%, путём:

— создания системы мотивации населения Ульяновской области;

— активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях и в корпоративной среде;

— подготовки спортивного резерва;

— развития спортивной инфраструктуры.

Основными показателями регионального проекта, являются:

— доля детей и молодежи в возрасте от 3 до 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности детей и молодёжи, который к концу 2020 года должен достигать 87,5%;

— доля граждан среднего возраста  женщины: 30-54 года и мужчины: 30-59 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста, который к концу 2020 года должен достигать 32,2%,

— доля граждан старшего возраста женщины: 55-79 лет и мужчины: 60-79 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан старшего возраста, который к концу 2020 года должен достигать 16,2%;

— уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, который к концу 2020 года должен достигать 67,8%.

В связи с этим в сфере физической культуры и спорта одной из главных задач по-прежнему остаётся формирование у населения потребности в ведении здорового образа жизни. С этой целью мы стараемся привлекать в спортивно-соревновательную деятельность все возрастные группы населения от воспитанников детских садов до пенсионеров, а также создавать условия для занятия физической культурой и спортом на территории нашего региона.

Основные показатели работы Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области в 2019 году

Общая численность безработных (рассчитанная по методологии Международной организации труда) составила в октябре-декабре 2019 года 23,2 тыс. человек, уровень общей безработицы составил 3,8 %.

Уровень регистрируемой безработицы на 01 января 2020 года составлял 0,46% к численности экономически активного населения. На учёте в органах службы занятости населения состояло 2859 безработных граждан. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдалось снижение численности безработных граждан – на 170 человек и повышение уровня безработицы на 0,04 п.п.

По уровню регистрируемой безработицы Ульяновская область по-прежнему занимает второе место в ПФО, незначительно уступая Нижегородской области.

За 2019 год в службу занятости населения области  за содействием в поиске подходящей работы обратилось 17685 человек,  в том числе 1307 человек из числа высвобожденных с предприятий (7,4%). Трудоустроено при содействии органов службы занятости 11698 человек, уровень трудоустройства составил 66,1%. 51,9% трудоустроенных составили женщины, 53,9% – молодёжь в возрасте 14-29 лет. Было признано безработными 7839 человек.

За 2019 год работодателями были представлены сведения на 74,6 тыс. вакансий. Потребность в работниках по состоянию на 01.01.2020 составила по области 10,2 тыс. человек. В структуре банка вакансий 66,3% составляют рабочие профессии, 33,7% – специалисты и служащие, 98,0% вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума.

Коэффициент напряжённости на рынке труда по состоянию  на 01.01.2020 составил 0,31 против 0,38 – на конец декабря 2018 года.  На одного незанятого гражданина приходится порядка 3-х вакансий.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и распоряжения Правительства Ульяновской области от 09.04.2013 № 220-пр «О Программе создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест на территории Ульяновской области на период до 2020 года» ведётся мониторинг создания рабочих мест.

В 2019 году на территории Ульяновской области создано 25853 рабочих места, в том числе 1302 сезонных рабочих места и 3378 временных рабочих мест. Выполнение годового плана составляет 113,8 %.

В рамках реализации инвестпроектов создано 2512 рабочих мест  (9,7 % от общего количества созданных рабочих мест).

В сфере малого и среднего бизнеса создано 17837 рабочих мест, что составляет 69,0 % от общего количества созданных рабочих мест.

Наибольшее количество рабочих мест создано в отраслях, курируемых министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (10476 ед.) и министерством промышленности и транспорта Ульяновской области (4736 ед.).

Справочно: В сфере торговли создано 6984 рабочих места.

В сфере обрабатывающих производств создано 3682 рабочих места.

В сфере сельского хозяйства создано 1845 рабочих мест.

В сфере образования создано 1501 рабочее место.

В сфере пищевой, перерабатывающей промышленности создано  1412 рабочих мест.

В сфере транспортировки и хранения создано 1054 рабочих места.

В сфере строительства создано 918 рабочих мест.

В сфере энергетики и ЖКХ создано 660 рабочих мест.

В сфере здравоохранения и социальных услуг создано 643 рабочих места.

В сфере лесного хозяйства создано 235 рабочих мест.

В сфере культуры, искусства и спорта создано 103 рабочих места.

В прочих сферах создано 6816 рабочих мест.

В 2019 году упразднено 3601 рабочее место (сальдо 22252), из них 746 высокопроизводительных рабочих мест.

На территории Ульяновской области создано 7396 высокопроизводительных рабочих мест, что составляет 108,5 % от выполнения годового плана.

Лидирующие позиции по количеству созданных высокопроизводительных рабочих мест занимают муниципальные образования: г.Ульяновск, г.Димитровград, Чердаклинский район.

  1. В рамках Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» осуществлялась реализация мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста, их последующего трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» по итогам 2019 года.

Реализация обучения в 2019 году предусматривала выполнение трех целевых показателей. По состоянию конец 2019 года все три показателя достигнуты.

Всего в 2019 было обучено 1369 человека, из них:

по направлению работодателей — 225 человек;

с применением образовательного сертификата — 1144 человек.

По состоянию на конец 2019 года  общий кассовый расход составил 33  891 745, 06 руб. (99,7% от годового показателя), из них:

— выплачено субсидий 29 работодателям на сумму 4 723 320 руб. (14%);

— выплачено образовательным организациям по сертификатам
29 168 425, 06 копеек (86%).

Перевыполнение планового показателя по количеству обученных людей связано с меньшей стоимостью обучения в регионе. Максимальная стоимость обучения по проекту в 2019 году составляла 68,5 тыс. рублей, средняя стоимость в регионе в 3 (2,78) раза меньше от заявленной суммы и составляет 24,6 тыс. рублей.

Средняя стоимость обучения по сертификату составила — 25,3 тыс. рублей;

Средняя стоимость обучения по направлению работодателей – 21 тыс. рублей.

  1. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» следует обратить внимание на следующее.

Повышение заработной платы отдельных категорий работников, занятых в социальной сфере, является важной задачей региональных органов исполнительной власти, которая решается в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации  государственной социальной политики».

За последние 3 года  средняя заработная плата в Ульяновской области выросла в 1,2 раза (или на 4539 руб.) с 26134 руб. в 2017 году до 30673руб. в 2019 году.

По официальным данным статистики за 2019 год среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций выросла на 105,1% к соответствующему периоду 2018 года и составила – 30673,3 рублей, по  крупным и средним предприятиям – 32770,2 рублей.

Целевой показатель по темпу роста заработной платы на 2019 год — превышение уровня инфляции на 1,5% – аналогично 2018 году. Темп роста заработной платы за  январь-декабрь 2019 года превысил  уровень инфляции на 2,2 процентных пункта (уровень инфляция 102,9%). Практически по всем отраслям экономики в 2019 году зафиксирован рост уровня зарплаты по сравнению с 2018 годом.

В рейтинге социально-экономического развития ПФО Ульяновская область  по номинальному уровню  заработной платы занимает 9 место.

В сфере образования:

Среднемесячная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций должна составить величину не менее уровня среднемесячного дохода по региону (прогноз – 26153 рубля).

За 2019 год среднемесячная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составила 104,2% (27245,6 рублей) от уровня среднемесячного дохода по региону. (Показатель выполнен).

Среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций должна составить величину не менее средней заработной платы в сфере общего образования в регионе.

За 2019 год среднемесячная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составила 104,9% (25393,9 руб.) от расчётного значения средней заработной платы в сфере общего образования за январь-декабрь (24187,5 рублей). (Показатель выполнен).

Среднемесячная заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования должна составить величину не менее средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций в регионе.

За 2019 год уровень средней заработной платы педагогов дополнительного образования составил 26937,5 руб. или 99,7% к расчётному значению средней заработной платы учителей (27030,8 руб.).

Среднемесячная заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций начального и среднего профессионального образования должна составить величину не менее уровня среднемесячного дохода по региону (прогноз – 26153 рубля).

За 2019 год уровень средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения составил 29246,0 руб. или 111,8% прогнозного значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности. (Показатель выполнен).

В сфере культуры:

По оперативным данным, средняя заработная плата работников учреждений культуры всех форм собственности за январь-декабрь 2019 года составила 26664,4 рублей или 102,0% (при утверждённом целевом значении – 100%) от прогнозного среднемесячного дохода. (Показатель выполнен).

В сфере социального обслуживания:

— среднемесячная заработная плата социальных работников составила 26771,9 рублей или 102,4% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности, по плану 26153,0 рублей или 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2019 год (26153 рублей – оценка). (Показатель выполнен).

— среднемесячная заработная плата педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей составила 27629,6 рублей или 105,6% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности, по плану 26153 рублей или 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности (26153 рублей – оценка). (Показатель выполнен).

В сфере здравоохранения:

— среднемесячная заработная плата врачей составила 50316,1 рублей или  192,4% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности, по плану 52306 рублей или 200% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2019 год (26153 рубля – оценка). (Показатель не выполнен на 7,6 процентных пункта).

— среднемесячная заработная плата среднего медицинского персонала составила 26991,3 рубля или 103,2% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности, по плану 26153 рубля или 100% от среднемесячного дохода              от трудовой деятельности на 2019 год (26153 рубля – оценка). (Показатель            выполнен).

— среднемесячная заработная плата младшего медицинского персонала составила 26630,1 рублей или 90,3% от среднемесячного дохода от трудовой          деятельности, по плану 26153 рубля или 100% от среднемесячного дохода            от трудовой деятельности на 2019 год (26153 рубля – оценка). (Показатель не            выполнен на 9,7 процентных пункта).

В 2020 году необходимо обеспечить уровень заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2019 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В сфере здравоохранения: Фактическое значение целевого показателя по врачам и младшему медицинскому персоналу не достигнуто в связи с тем, что государственные организации здравоохранения Ульяновской области обременены принятыми и неоплаченными обязательствами перед поставщиками и подрядчиками. Во избежание банкротства организации вынуждены часть средств, предусмотренных на текущее содержание, в том числе и на заработную плату, направлять на погашение кредиторской задолженности. Именно этим и обусловлено невыполнение целевого показателя заработной платы по категории персонала «врачи» и «младший медицинский персонал».

Задачами на 2020 год по направлению деятельности является:

  • Обеспечить создание в 2020 году 24799 новых рабочих мест;
  • Закончить смену у учреждений системы СПО учредителя с Министерства образования и науки Ульяновской области на Агентство по развитию человеческого потенциала Ульяновской области.
  • Внедрить принцип клиентоцентричности в работе службы занятости населения Ульяновской области (глубокая методическая работа со специалистами) через аттестацию всего персонала.
  • Сохранения стабильной ситуации на рынке труда Ульяновской области.