Напоминаем, что Общественная палата региона продолжает собирать вопросы к отчетам  заместителей Председателя Правительства Ульяновской области о результатах деятельности за 2019 год.

В отчете Е.В.Уба представлены результаты деятельности возглавляемых региональных исполнительных органов государственной власти: Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки, Министерства молодёжного развития, Министерства искусства и культурной политики, Министерства физической культуры и спорта, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия, Управления по охране объектов культурного наследия,  Агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов, Агентства записи актов гражданского состояния.

 

Представляем к ознакомлению основные показатели работы регионального Министерства здравоохранения за 2019 год.

В ведомственную структуру расходов Министерства 2019 года были включены расходы на содержание 70 медицинских учреждений, в том числе:

  • 6 казенных учреждений;
  • 64 бюджетных учреждений.

Из них в сельской местности расположено  20 районных больницах, 6 участковых  больниц Мелекесского района, 2 городские больницы (ГУЗ Новоульяновская ГБ и ГУЗНовомайнская ГБ). В структуре районных больниц функционируют 24  врачебных амбулатории, 18 участковых больниц.

Расходы по отрасли «Здравоохранение» за 2019 год составили 10,87 млрд. руб. (или 99% от утвержденных годовых лимитов бюджетных обязательств 10,95 млрд. руб.), что на 21% больше расходов в 2018 году (8,99 млрд. руб.) и на 25% больше расходов 2017 года (8,67 млрд. руб.).

Из них расходы за счет средств областного бюджета (за исключением расходов на страховые взносы на ОМС неработающего населения) в 2019 году составили 4,7 млрд. рублей, что на 1,6 млрд.руб. или на 52% больше расходов 2018 года (3,1 млрд. руб.) и на 1,9 млрд.руб. или на 68% больше расходов 2017 года (2,8 млрд. руб.).

Исполнение по отрасли «Здравоохранение» за 2019 год в разрезе государственных программ:

  • по мероприятиям государственной программы «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» – 10,82 млрд. руб. Из них расходы на обеспечение деятельности государственных учреждений здравоохранения составили 3,56 млрд. руб., что выше уровня 2018 года на 49% (2,39 млрд. рублей), 2017 года — на 91% (1,86 млрд. рублей);
  • по мероприятиям государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» расходы составили 3,61 млн. руб., т.е. 98,6% от плана 3,66 млн. руб.;
  • по мероприятиям государственной программы Ульяновской области «Обеспечение правопорядка и безопасности жизнедеятельности на территории Ульяновской области» на 2014-2020 годы расходы составили 6,0 млн. руб., т.е. 100% от плана;
  • по непрограммным мероприятиям исполнение составило 36,6 млн. руб., т.е. 68% от плана 53,7 млн. руб.

В 2019 году выделены средства на исполнение мероприятий в рамках национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» в сумме 677,5 млн. рублей. Исполнение составило 663,0 млн. рублей (98%).

На 01.01.2020 размер кредиторской задолженности по государственным учреждениям здравоохранения составляет 2,5 млрд. руб., в том числе просроченная задолженность в сумме 1,85 млрд. руб. Рост кредиторской задолженности в 2019 году произошел за счёт не оплаты Минфином Ульяновской области в конце декабря принятых обязательств на сумму 360 млн. руб. В число должников попали благополучные учреждения, такие как ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер», ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница». Без учета не проведенных платежей, кредиторская задолженность учреждений здравоохранения осталась на уровне 2018 года.

Уровень среднемесячной заработной платы медицинских специалистов составил за 2019 год — 27 545 рублей, что выше значения 2018 года на 1 119,7 рублей или на 4,2%, при этом:

  • средняя заработная плата врачей составила 49 566 рублей, что выше уровня 2018 года на 1 513 рублей или возросла на 3,1% (48 053 рубля);
  • средняя заработная плата  посреднему медицинскому персоналу составила 26 756 рублей, что выше уровня 2018 года на 1 160 рублей или возросла на 4,5% (25 596 рублей);
  •  средняя заработная плата по младшему медицинскому персоналу составила 23 424 рубля, что ниже уровня 2018 года на 832 рубля (24 256 рублей). Снижение показателя устранено путем увеличения должностного оклада младшего медицинского персонала с 01.10.2019 на 4%. В январе 2020 года  средняя зарплата составляет 25 871,9 рублей.

На 2020 год финансирование отрасли «Здравоохранение» увеличено на 14% и составляет 12,5 млрд. руб., в том числе на погашение кредиторской задолженности – 1 млрд. руб.

Выполнение ремонтных работ

Первичная медико-санитарная помощь оказывается более чем в 700 зданиях, из которых 60% это не специализированные, а приспособленные для нужд здравоохранения здания и помещения. Капитального ремонта требуют 14% из них.

В 2019 году вложения на модернизацию материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения за счет всех источников финансирования на  текущий и капитальный ремонты составили более 280,0 млн. рублей (в 2018 году – 187,8 млн руб., 2017 году — 276,780 млн руб.).

Работы выполнены в 55 учреждениях на 100 объектах, в том числе в 30 учреждениях, расположенных в г. Ульяновске (219,6 млн руб.) и в 25 учреждениях районов области (63,7 млн руб.).

В рамках национального проекта «Здравоохранение» и регионального проекта «Развитие детского здравоохранения» выполнены ремонтные работы в 17 учреждениях детства и родовспоможения, в том числе в семи детских поликлинических отделениях (112,8 млн руб.).

Построено 5 ФАП и 1 ОВОП в районах области в рамках национального проекта «Здравоохранение» и федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий»: Новоспасский, Чердаклинский, Майнский, Старомайнский, Кузоватовский районы, г. Новоульяновск.

Требуют капитального ремонта 229 зданий, в том числе 78 лечебных корпусов, 4 ОВОП, 103 ФАП и ФП, 44 здания прочего назначения.

Из числа зданий лечебных корпусов, требующих проведения капитального ремонта, в 2020 году ремонты будут проведены  на 22 объектах.

Также будут продолжено строительство новых объектов ФАП и ОВОП, строительство вертолетно-посадочной площадки как в рамках   государственной программы «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» на 2014-2020 годы», так и в рамках национального проекта «Здравоохранение».

В  региональный сосудистый центр ГУЗ УОКБ закуплено 12 единиц оборудования,  в том числе томограф рентгеновский компьютерный от 64 срезов с программным обеспечением, установка навигационная стереотаксическая, ультразвуковые аппараты и комплексы. На переоснащение было выделено из федерального бюджета 130 785,90 тыс. рублей (освоение в полном объеме).

На развитие материально-технической базы детских поликлиник освоено 88954,49 тыс. рублей, закуплено 12 единиц оборудования: аппараты УЗИ для 5 районных больниц; аппараты УЗИ экспертного класса и рентгенологические аппараты для 2 городских больниц и областной больницы; оборудование для оснащения кабинета ЛОР-врача ГУЗ УОДКБ им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева.

Проведено оснащение ГУЗ ОКОД, куда закуплено оборудование в количестве 101 единицы для  отделения хирургии и реанимации, УЗИ-аппараты, эндоскопическое и лабораторное оборудование и 1 УЗИ-аппарат  для ГУЗ УОДКБ им. политического и общественного деятеля Ю.Ф.Горячева. Общая сумма средств, выделенных из федерального бюджета, составила  247 062,90 тыс. рублей.

Проводился также ремонт имеющегося оборудования. На эти цели из  средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2019 году было  израсходовано   17,2 млн. руб., что соответствует 2018 году (2017 год  – 4,9 млн. руб.).

Проведена и закупка медицинского оборудования на сумму 54,9 млн. руб., что на 43% больше, чем в 2018 году (2018 год —  38,4 млн. руб., 2017 год  — 37,2 млн. руб.).

Реализация ГЧП

В настоящее время в активной стадии реализации находится 6 инвестиционных проектов отрасли на общую сумму инвестиций 1 млрд. 939 млн. рублей.  В результате реализации данных проектов  планируется создание более 360 рабочих мест.

В 2019 году вышли на активную стадию реализации проекты:

  1. Открытие Медицинского центра «Нефросовет». Общий объём инвестиций составляет 100,0 млн. рублей. Количество созданных рабочих мест – 16.
  1. Открытие кабинетов острой почечной недостаточности (проект ООО «Фрезениус Нефрокеа»). Общий объём инвестиций 160 млн. руб. Количество создаваемых рабочих мест 63. Планируемый срок открытия и оказания медицинской помощи II квартал 2020 года.
  2. Открытие Центра острой почечной недостаточности в г. Димитровграде (проект ООО «Фрезениус Нефрокеа»). Срок завершения ремонтных работ и монтажа оборудования II квартал 2020 года, ввод объекта в эксплуатацию и лицензирование в III квартале 2020 года.     Общий объём инвестиций 140 млн. руб. Количество создаваемых рабочих мест 40.
  3. Открытие Филиала Клиники репродуктивного здоровья с малой операционной. В настоящее время выполняются работы по разработке проектно-сметной документации. Общий объём инвестиций составляет 40,0 млн. рублей. Количество рабочих мест — 20. Планируемый срок ввода в эксплуатацию и начала оказания медицинской помощи – 2020 год.
  4. Строительство и эксплуатация лечебного корпуса со стационарным отделением скорой медицинской помощи по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Корюкина, 28.
  5. Проект по открытию Центра томотерапии на базе ГУЗ ОКОД.

Активно развивается оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Ежегодно отмечается  увеличение количества пациентов, получивших ВМП. В 2019 году ВМП получили 11104 человека,  что на 15% больше, чем в 2018 году(10581 человек) (2017 год – 7806), из них 4358 – в федеральных центрах, что на 11% больше, чем 2018 году(3897 человек). Остальные непосредственно в регионе на базе 9 Государственных учреждений здравоохранения  и 3 учреждений частной формы собственности.

Кадры

По состоянию на 01.01.2020  численность врачей всех специальностей, работающих в системе ОМС, составляет 4482,  среднего медицинского персонала  — 13688, из  них в государственных медицинских  организациях  работает   4006 врачей и 12564 среднего медицинского персонала.

Укомплектованность врачами составляет  52,2 %, средним медицинским персоналом – 72,6 %, коэффициент совместительства – 1,5 и 1,25 соответственно.

Обеспеченность врачами-специалистами в целом составляет 36,1 на 10 тысяч населения, средним медицинским персоналом – 110,5 на 10 тысяч населения. (РФ – 37,4, ПФО – 36,0), среднего медицинского персонала  —  109,5  на 10 тысяч населения).

В возрастной структуре около трети  это  лица пенсионного и предпенсионного возраста.

Дефицит врачебных кадров составляет 619 человек (с учётом коэффициента совместительства 1,2 – 516 человек), средних медицинских работников  — 1464 (с учётом коэффициента совместительства 1,2  – 1220 человек).

В 2019 году: врачей трудоустроилось 270 человек (2018 год – 233) (из них  в первичное звено трудоустроилось 177 человек), из них 117 впервые трудоустроенных молодых специалиста (в 2018 – 102 специалиста), средний медицинский персонал – 445 человек (2018 год -361) (из них в первичное звено 212).

В 2019 году систему здравоохранения Ульяновской области пришло 168 выпускников медицинских колледжей, что на 7% больше показателей 2018 года (157 чел.). Привлечению кадров способствуют  федеральные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер»,  региональная программа «Земская медицинская сестра».

В Ульяновской области активно внедряется система непрерывного медицинского образования и аккредитации.

Количество медицинских работников участников системы непрерывного медицинского образования в 2019 году составило 8160. Это выше планового показателя по нацпроекту «Медицинские кадры» на 5480 человек.

Лекарственное обеспечение

Одной из причин неудовлетворенности граждан работой всей системы регионального здравоохранения, на наш взгляд, является ситуация с лекарственным обеспечением. Количество обращений граждан по данному вопросу более 1500 ежегодно и это практически треть от всех поступающих обращений. Одна из основных причин — прекращение деятельности  АО «УльяновскФармация».

Лекарственное обеспечение граждан осуществляется в стационарах больниц, а также амбулаторно по льготе и путём розничных продаж аптеками.

По данным нашего мониторинга обеспеченность медицинских организаций лекарственными препаратами в 2019 году неуклонно повышалась, достигнув на конец года 77,9% (в целом за год на 14%) На январь 2019 года обеспеченность составляла в среднем около 64 %, на 30.12.2019 – 77,9%.

Улучшилось обеспечение в 20 медицинских организациях, причём в 12 из них значительно (на 30% и более). Из 7 медицинских учреждений, в которых на начало 2019 года обеспеченность была на очень низком уровне (ниже 30%), низкая обеспеченность сохраняется только в одном (ГУЗ городская поликлиника № 6 (18,3-25,9%).

В 30% медицинских организаций обеспеченность лекарствами стабильно высокое (от 80% до 100%).

Нами  пересмотрен подход к планированию и проведению закупок на предстоящий 2020 год. Объём закупок, лекарственных препаратов, проведенных в конце 2019 года на средства бюджета 2020 года, вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичных периодом 2018 года. Итогом стало то, в первом квартале 2020 года большинство учреждений не имеет проблем с лекарствами.

Министерством приняты необходимые меры по открытию частных аптек для обеспечения населения розницей  в районах Ульяновской области.

В течение 2019 года договоренности достигнуты с 4-мя фарморганизациями: ООО «АВС Норма» в Мелекесском районе и г. Димитровграде, ООО «Ной» в Ульяновском и Тереньгульском районе, ООО «Аникс-Фарм» в Павловском, Радищевском и Вешкаймском районах,  ПАО «Тандер», планирующем открыть 13 аптечных пунктов в своих розничных магазинах.

Главные врачи проводят  лицензирование структурных подразделений учреждений на оказание фармацевтической деятельности в части розничной реализации гражданам с  обучением  сотрудников.

С начала 2019 года открыто 68 аптечных организаций, в том числе ФАП, ОВОП, врачебных амбулаторий.

На сегодняшний день из 117 населённых пунктов осталось только 5, в которых аптечные пункты остаются закрытыми. Министерство продолжает проводить работу по лицензированию структурных подразделений больниц под реализацию розничной торговли лекарствами и привлечению частных фармацевтических компаний.

В течение 2019 года было сделано немало и для выравнивания ситуации с льготным лекарственным обеспечением.

Был увеличен областной бюджет Ульяновской области на 59,4 млн руб. (2019 – 568,05 мл. руб., 2018 — 508,6 млн руб.), исполнение судебных впервые выделены дополнительно  средства 45 млн руб. на решений), что позволило  полностью снять проблемы с обеспечением региональных льготников,  больных сахарным диабетом таблетированными формами препаратов,  решить вопрос с обеспечением лекарственными препаратами детей первых трёх лет жизни, увеличить перечень льготных лекарств для региональных льготников дорогостоящими препаратами. Граждане, страдающие сахарным диабетом, в 2019 году обеспечены инсулинами и медицинскими изделиями на общую сумму 297,5 млн руб., что составляет 47% от суммы всех обеспеченных рецептов. В том числе региональные льготники обеспечены на сумму 139,9 млн руб., федеральные льготники – на 157,6 млн руб. Всего 30495 человек, имеющих данное заболевание, воспользовались правом получения препаратов и мед изделий, из них 75,6% региональных льготников (23055 человек) и 24,4% федеральных льготников (7440 человек).

В Ульяновской области проживают 153 человека, больных «орфанными» заболеваниями. Максимальная стоимость лечения одного больного редкими (орфанными) заболеваниями составляет 22 млн руб. в год, что является существенной нагрузкой для областного бюджета Ульяновской области. Всего в 2019 году на лекарственное обеспечение 87 больных редкими (орфанными) заболеваниями (те, кто требует лечения) направлено  105,76  млн руб.

Обеспеченность федеральных льготников в 2019 году  ниже уровня прошлого года в связи с существенным снижением на 16,6 млн руб.  федерального финансирования (337,8 млн руб., 2018 — 354,4 млн руб.) (выданы препараты по 265,7 тыс. рецептам на сумму 261,2 млн руб (за 2018 год – обеспечено 15843 человек по 311,7 тыс. рецептов на 310,16 млн руб.).

В 2019 году объём отпуска препаратов региональным льготникам, имеющим льготы за счёт средств областного бюджета Ульяновской области, выше уровня 2018 года на 9,7 тыс. рецептов — выданы препараты по 341,3 тыс. рецептам на 372,2 млн руб., (2018 год – 331,6 тыс. рецептов на 428,73 млн руб.).

В 2019 году в рамках развитие паллиативной помощи Министерство провело закупки на поставку обезболивающих лекарственных средств на сумму 13,1 млн рублей.

В целях улучшения льготного лекарственного обеспечения граждан в 2019 году создано Государственное учреждение «Ульяновская государственная аптека». В настоящее время госаптека получила лицензию на оптовую фармацевтическую деятельность, начала оказывать услугу как пункт отпуска на территории медицинских организаций ГУЗ «Ульяновская РБ» и ГУЗ «Новоульяновская ГБ им.А.Ф.Альберт» в г. Новоульяновск, ещё открыты три аптечные организации в г.Ульяновске. Еще десять  аптечных учреждений находятся на стадии лицензирования, а в 10 идут работы по подготовке помещений, согласно утверждённой Дорожной карты.

Демографические показатели

На протяжении нескольких лет отмечается увеличение средней продолжительности жизни в регионе. В 2019 году она достигла 73,4 лет, в том числе мужчин – 68,3 года, что на 1,6 лет больше чем в предыдущем году, а женщин –78,3 лет, что на 9 месяцев больше прошлогоднего показателя.

Умерло на 481 человека меньше, в том числе трудоспособных граждан, но при этом,  и родилось на 1123 человека меньше.

И в общем итоге с учётом всех потерь демографических, миграционных населения области сократилось на 8,2 тысячи человек.

Коэффициент общей смертности за 2019 год составил 13,8 на 1000 населения, что на 2,1% меньше чем за 2018 год – 14,1. Это исторический минимум за последние 20 лет.

Младенческая смертность снизилась на 20,8%. Показатель составил 4,2 на 1000 родившихся живыми, что ниже показателя по РФ – 5,1. Это самый низкий показатель в этом тысячелетии в нашем регионе.

В течение 2020 года  нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Продолжить работу по увеличению финансирования системы здравоохранения.
  2. Снизить кредиторскую задолженность государственных учреждений здравоохранения.
  3. Совершенствовать эффективность государственных закупок.
  4. Использовать ГЧП с выгодой для государства.
  5. Реализоватьвсе составляющиенацпроекта «Здравоохранение».
  6. проведение модернизация первичного звена медико-санитарной помощи, развитие профилактического направления.
  7. Совершенствование трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, организация межрайонных центров по некоторым профилям оказания медицинской помощи.
  8. Совершенствование обеспечения пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, как в стационаре, так по льготе и в розничной сети.
  9. Развитие системы внутреннего контроля качества в каждой медицинской организации.

Если у вас возникли вопросы или предложения к отчету Е.В.Уба, то их можно направить на электронную почту opuo@list.ru.

Полная информация в материале: Отчет Первого заместителя Председателя Правительства Е.В.Уба за 2019 год