5 мая в силу вступил Федеральный закон N 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Теперь запрещено продавать алкоголь в заведениях, расположенных в многоквартирных домах или на прилегающих к ним территориях, в которых зал обслуживания посетителей имеет площадь менее 20 квадратных метров.
Комментирует внесение изменений Николай Солодовников, предприниматель, член комиссии ОП УО по развитию экономики и предпринимательства:
«Я обычно против ограничений такого характера. Очевидно, если люди хотят пить, то они будут пить. Мы не меняем саму культуру, а только вносим запреты, это спорный момент. Необходимо воспитывать культуру пития. Да, это сложно, но от запретов мало что изменится, нужно решать проблему в корне. Те же люди купят потом алкоголь в магазине и сядут во дворе на лавочке или в подъезде.
У нас развито производство, поступают значительные налоги в бюджет от акцизов на алкоголь, а непосредственно саму торговлю почему-то постоянно ограничивают.
Но раз уж запреты вводятся, они должны быть максимально объективными и максимально ограничивающими продажу, чтобы на фоне введения нового закона не создались условия для недобросовестной конкуренции.
Ограничение по площади ничего не даст, как «разливайка» была, так она ею и останется, что в 20 кв.м, что в 21. Мы же четко понимаем, что есть заведения, куда приходят напиться, а куда приходят, чтобы хорошо провести время, поесть и культурно выпить. Конечно, в законе это прописать тяжело. Поэтому нужно понимать, какого формата то или иное заведение. Было бы логично привлечь для решения вопроса и самих рестораторов, чтобы не получилась так, что ограничивая продажу алкоголя на розлив, мы навредим реально действующим полноценным заведениям.
Еще один важный момент. Вот жилое помещение, в котором закроют «разливайку», а напротив находится небольшое торгово-офисное здание, там подобное заведение так же продолжит работать. Получается, мы одному предпринимателю говорим закрываться, а второй делает то же самое, но проходит в рамки формально, хотя по факту ничего для жителей близлежащих домов не изменится. То есть везде, где мы ограничиваем конкуренцию искусственно, ее нужно ограничивать полностью, то есть подобные заведения не должны работать нигде.
И еще один необходимый фактор – это регулярные проверки. Например, запретили продажу пива в киосках, бизнес понес убытки. Многие конечно перестали его продавать, но один киоск из десяти продолжает торговать, причем круглосуточно. Это говорит о том, что мы 9 предпринимателей из 10 практически убили, а десятый продолжает работать, нарушая законодательство. Поэтому, если мы ограничиваем, то должны и жестко контролировать соблюдение мер. Иначе это порождает недобросовестную конкуренцию».