«Еще несколько недель назад мы существовали в эпоху потребления, где лидеры мнений, любимчики фортуны, медийные и высокооплачиваемые персоны ежедневно демонстрировали «правильный» лайфстайл, коллекции брендовой одежды, новые ультрасовременные модели телефонов, планшетов, компьютеров, бытовой техники, автомобилей.
Теперь наши кумиры – многочисленные актеры, певцы, спортсмены – выкладывают домашнее фото и видео с призывами о безопасности и самосохранении. Это могло бы быть мило, если бы возможность не работать и сидеть дома имели все желающие. Однако наш социум устроен по-другому. Я не буду рассуждать о социальном неравенстве. Тем более не буду обращаться с лозунгами. Я лишь хочу сегодня обратить внимание на то, что важно: мир уже никогда не будет прежним.
В сети активно распространяется пост якобы испанского биолога: «Вы даёте миллионы евро в месяц футболистам и 1800 евро в месяц биологам. Сейчас вы нуждаетесь в лечении. Идите к Роналдо или Месси, и они найдут вам вакцину», – говорится в сообщении. Несмотря на то, что фейк разоблачили – на фото 2018 г. не врач и не ученый, а испанский политик, экономист и правовед Изабель Гарсия Техерина – заметка обошла весь мир.
Предполагаю, что большая часть людей с напряжением ожидает развитие ситуации с пандемией коронавируса. Мы все надеемся на талант наших ученых. Говорим друг другу: «Вроде бы в Новосибирске (Томске, Подмосковье, Петербурге и т.д.) изобретают вакцину и уже близки к прорыву. Поэтому все будет нормально». Эти люди из условного Новосибирска стали нашими героями. Мы их не знаем, но истово верим в их Гений. Мы убеждены, что где-то в лабораториях 24 часа посменно трудятся люди, которые не «ОставайсяДома». И что эти люди спасут нас.
Давайте поговорим о них. Точнее о том, кем эти люди являются. Они – ученые. Создатели вакцины должны быть научными сотрудниками высокого уровня, так как их работа лежит в плоскости фундаментальной и прикладной науки. Они потратили как минимум 5 лет на высшее образование, еще 3 года на кандидатские диссертации. Потом практический опыт, скорее всего не менее 10 полноценных лет. Если есть докторская степень, то накиньте еще лет пять. Итого, ученые к расцвету научного таланта приходят примерно через 15-25 лет кропотливой РАБОТЫ. Увы, эта работа не оплачивается по тарифу «Месси». Даже по тарифу «Кокорин» не оплачивается.
Мы помним с каким скрипом последние 20 лет существовала наука. Только в недавние годы ситуация начала хоть как-то выправляться. И то, деньги выделялись большей частью на практические исследования с понятной итоговой коммерциализацией результата. Фундаментальная наука финансировалась значительно скромнее.
Сегодня эпоха потребления заканчивается. У нас появляются новые герои: ученые и врачи. И волонтеры. А еще – педагоги, которые когда-то всех обучали и вдохновляли. Нынешний кризис показывает, что государственные ресурсы и возможности госкорпораций должны быть направлены на поддержку образования, фундаментальной и прикладной науки. Считаю, что пока мы «#ОставайсяДома», всем нам стоит поразмыслить о будущих приоритетах».
Елена Истягина-Елисеева, член Общественной палаты Российской Федерации от Ульяновской области