18 марта состоялось заседание Общественной палаты Ульяновской области в рамках «Темы недели»: как защитить потребителей в сфере ЖКХ. В нем приняли участие представители Министерства энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области, департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора, члены ОП УО, Ульяновского центра общественного контроля в сфере ЖКХ, представители УК, ООО «РИЦ-Ульяновск» и другие эксперты. Модератором выступил Руслан Хайров, руководитель Ульяновского регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член ОП УО.
В регионе на сегодняшний день зарегистрировано 192 УК. Количество обращений в органы государственно-жилищного надзора по итогам 2019 года снизилось на 23%, а количество исков в суд, составленных контакт-центром при главе города, увеличилось на 7%, и составило 1120 исков. С 2020 года введены плановые проверки УК по ряду лицензионных требований. В целом, по мнению экспертов, работа УК заметно улучшилась за последние годы, рынок регулирует качество, а собственники стали более просвещены и грамотны в вопросах ЖКХ.
Основные тезисы участников заседания:
Александр Сорокин, директор департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора – главный государственный жилищный инспектор Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области: «По итогам 2019 года наблюдается снижение количества обращений на 23% в органы государственно-жилищного надзора, общероссийский показатель также снижается, составляет 11,3%. Предполагаем, что это связано с улучшением качества работы в этой сфере, но нельзя сказать, что наведен абсолютный порядок, мы продолжаем работу. С этого года введены плановые проверки УК, согласованные с прокуратурой, в рамках которых мы проверяем все лицензионные требования. Это, например, нарушения в схожести и тождественности наименований, проверка наличия задолженности перед ресурсоснабжающими компаниями и целый ряд других требований. По плану этого года необходимо проверить 152 лицензиата, в месяц это 10-12 компаний. За январь-март этого года было составлено уже 36 протоколов. Отдельно отмечу ситуации, когда один дом сменяет 3-4 УК за год, в связи с этим компании лишены стимула вносить серьезные инвестиции в ремонт и содержание дома. Считаю, что имеет смысл законодательно установить минимальный срок управления УК на год или два».
Геннадий Антонцев, заместитель Министра энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области: «Связываю уменьшение количества обращений с несколькими причинами. Это и работа надзора, и более профессиональная работа УК на рынке, претензий к качеству услуг и начислениям становится меньше. В целом, сейчас качество коммунальных услуг отличается от уровня 2006-2007гг. Теперь обращения приобретают немного другой характер, собственников начинают интересовать особенности в сфере управления».
Григорий Калёнов, член совета при Губернаторе Ульяновской области по развитию гражданского общества и правам человека, Председатель общественного совета при министерстве ЖКХ: «Снижение количества жалоб, по-моему, заслуга существования конкуренции между УК. Да, временами она может быть и нездоровая, но последние пять лет результат конкуренции точно виден. Рынок регулирует качество. Если несколько лет назад была монополия 3-4 управляющих компаний, сегодня в регионе зарегистрировано 192 лицензиата».
Михаил Медведев, замдиректора контакт-центра при главе города: «Обращения поступают регулярно, есть стихийные обращения по определенным актуальным темам, например, в прошлом году это была тема перехода на цифровое телевидение. Но есть и постоянные вопросы. Сейчас могу отметить две главные тенденции. Люди перестали бояться обращаться в суд, чаще просят консультацию по этому вопросу, количество исков за 2019 год увеличилось на 7%, было составлено 1120 исков с помощью контакт-центра. И вторая — это запрос на информацию и просвещение в части предоставления услуг».
Андрей Павлов, исполняющий обязанности заместителя главы города Ульяновска – Начальник управления ЖКХ и благоустройства: «Сейчас жители стали более грамотны в этом вопросе. Мы организовали школу грамотного потребителя, где отвечаем на вопросы граждан, два раза в месяц организуем личные приемы. Согласен с тезисом, что должен быть фиксированный разумный срок управления УК, чтобы компания успела вложиться, например, в капитальный ремонт дома».
Денис Каленков, начальник отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области: «В этом году увеличение количества составленных исполнительных документов связано, в основном, с проблемами дольщиков. Что касается УК, на практике у собственников всегда есть возможность решить многие вопросы с УК напрямую, 90% УК идут на мировое соглашение».
Илья Гуров, директор ООО «УК Галактика»: «Как рынок был поделен между УК, таким он и остался сейчас. Под управлением нашей компании на сегодняшний день 17 многоквартирных домов, которые смогли провести титаническую работу по переходу, все прошли через суд. Некоторые УК целенаправленно не обучают жителей грамотно вести общедомовые собрания, составленные протоколы не проверяются, люди сталкиваются в криминалом. Считаю, что товарищество собственников недвижимости — самая эффективная форма управления, но не все жители хотят заниматься этими вопросами».
Также был поднят вопрос по строке «управление» в счетах УК. Ни одна компания не сможет существовать только на оплату, заложенную в данной строке. Некоторая часть закладывается в подрядные работы, все дополнительные затраты также ложатся на плечи собственников, как и затраты на материальную базу, которая позже становится собственностью УК. Также в счетах обычно не указано, что какой именно перечень работ входит в строку «управление», однако сумма оплаты увеличивается, этот вопрос, по мнению участников, необходимо рассмотреть и закрепить на законодательном уровне.
Руслан Хайров, руководитель Ульяновского регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член ОП УО: «ЖКХ меняется, но многие вопросы остаются открытыми. К нам в Центр контроля часто обращаются жители с жалобами на то, что не могут сменить УК, несмотря на абсолютное большинство желающих сменить управляющую организацию. Большое количество законодательных актов в этой сфере создают ширму полной защищенности потребителя, хотя на самом деле права потребителей жилищных услуг защищены только законодательно, но по факту не защищены механизмом реальной реализации защиты прав. Например, большинство решений судов в пользу потребителей в денежном выражении: штрафы в пользу потребителей, компенсация имущественного ущерба — так и остаются нереализованными, несмотря на вступившее в силу решение суда. Это связано со схемами денежных потоков, которые используют УК, счета этих компаний всегда пусты или арестованы, по строке управления на них поступают копейки (или не поступают вовсе), деньги через расчетно-кассовые центры сразу поступают подрядчикам, а это уже другие юридические лица. По сути, такие компании нельзя назвать недобросовестными в условиях существующего рынка и его правил — если законодательно такая лазейка была предоставлена УК, естественно, компания ими воспользуется, дабы сократить свои расходы. Ситуация с комиссиями аналогичная. Комиссии отменят, в результате, банки перестанут принимать платежи за ЖКУ, а УК будут прятать строку услуги РКЦ (РИЦ) в строку «управление». Нагрузка на кошельки граждан не изменится, зато платежка станет менее прозрачной. И эта ситуация повсеместна и характерна для всей страны. У нас, в Центре общественного контроля, есть предложения, как ситуацию изменить, и вывести из серых схем на чистую воду игроков этого рынка, мы направили свои предложения в ГД РФ».
Посмотреть трансляцию можно на сайте ulpravda.ru.