18 марта состоится заседание Общественной палаты Ульяновской области в рамках «Темы недели» по мерам защиты потребителей в сфере ЖКХ. К участию приглашены представители Министерства энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области, департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора, члены ОП УО, Общественного Совета собственников, представители УК и другие эксперты.

Александр Потапов, советник губернатора в сфере ЖКХ, член комиссии ОП УО по ЖКК, строительству и благоустройству:

«Совсем незащищенных граждан у нас нет. В сфере ЖКХ достаточно рычагов влияния, чтобы отстоять свои права. Однако основная проблема в том, что население плохо просвещено в данной теме. И не потому, что источников информации недостаточно, зачастую люди сами этого не хотят. Не зная законодательства, сложно бороться за свои права. Считаю, что необходимо дополнительно проводить именно информационно-просветительскую работу среди населения. Например, сейчас организованы обучающие семинары для председателей домовых советов. После чего УК почувствовали разницу, что к ним стали обращаться более грамотные, подкованные в этой сфере собственники. По всей области организуются выезды, транслируются все изменения в законодательстве, права и обязанности граждан в сфере ЖКХ. На общественных началах создан и успешно функционирует Координационный областной совет собственников помещений в многоквартирных домах. В рамках работы совета также проводятся информационно-просветительские мероприятия, семинары, экскурсии, приёмы граждан по обращениям в сфере ЖКХ на территории всей Ульяновской области. По итогам проведения этих мероприятий выявляются наиболее острые вопросы, волнующие население. Выявление проблемных вопросов и их общественное обсуждение на заседаниях Координационного областного совета с участием представителей органов государственной власти Ульяновской области, способствует информированности и оперативному взаимодействию между органами власти и населением. Однако я бы внес некоторые изменения в части именно надзорной деятельности. Когда поступает жалоба, по регламенту необходимо за три дня уведомлять об этом УК, согласовывать проверку с прокуратурой, что занимает много времени. К приезду проверяющих органов УК уже готова, все недочеты поправляются, а жалобы от собственников потом снова возобновляются. Хочу напомнить, что граждане могут обращаться, в первую очередь, в Департамент жилищной политики администрации города, а также в прокуратуру, которая проводит надзорную деятельность по исполнению законодательства РФ. Еще собственники могут обращаться за бесплатной консультацией и правовой помощью в контакт-центр при главе города».

Геннадий Антонцев, заместитель министра энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области:

«На мой взгляд, сегодня существуют три основные проблемы, из которых вытекают все остальные: нехватка соответствующих знаний у собственников, недочеты в законодательстве и нехватка грамотных управленцев. Реформа ЖКХ легла на неподготовленных собственников. Нехватка знаний об особенностях управления общедомовым имуществом многоквартирного дома — это основная проблема. Собственники должны быть подготовлены, чтобы решать любые возникающие вопросы. Если нет грамотных собственников, значит нет грамотных управленцев общедомового имущества. Поэтому сейчас в регионе отсутствует должное взаимодействие в треугольнике: собственник — УК — поставщик ресурсов, в котором главную роль играет именно собственник. Необходимо наконец-то понять, что с УК не нужно бороться, нужно настроить грамотное взаимодействие, чтобы было понимание и взаимоучет интересов. И этот баланс должно поддерживать государство. Что касается нормативно-правовой базы, могу с уверенностью сказать, что нормативных актов, защищающих права собственников, более чем достаточно. Проблема не в их количестве, а в качестве. Количество даже нужно сокращать, чтобы у людей не возникало путаницы и недопонимания сути всех процессов в ЖКХ. В Жилищный Кодекс в свое время было внесено множество поправок, которые не снабжены соответствующим постановлением правительства. То есть в закон поправки внесены, а реально исполнить их невозможно. Также на текущий момент у нас «сырое» законодательство о твердых коммунальных отходах, где тоже постоянно возникает путаница. Собственники звонят в Министерство ЖКК, но сейчас это входит в полномочия Минприроды, хотя услуга и коммунальная. Много претензий и к прозрачности расчетов тарифов, высокие тарифы не соответствуют платежеспособности граждан. Если говорить о предпринимаемых мерах, мы давно занимаемся образованием собственников, повышением их уровня квалификации. На уровне министерства — это специальные обучающие курсы. Также существует договор с УлГТУ о подготовке кадров сферы ЖКХ. На сегодняшний день там обучается более 150 человек. Однако в отрасли не только дефицит кадров, здесь добавляется и низкая оплата труда специалистов. Это тоже одна из проблем. То есть вопрос по сфере ЖКХ более обширный, все необходимо приводить в соответствие. Куда заявителям следует подавать возникшую жалобу, зависит от сути проблемы. Можно обращаться в УК, департамент надзора при министерстве, Роспотребнадзор, прокуратуру, органы местного самоуправления, к исполнительным органам госвласти — все зависит от уровня проблемы, с которой человек обращается. Например, если беспокоят проблемы с горячей водой — в УК, либо ресурсоснабжающую организацию. Если претензии к плохой работе УК — в департамент надзора, если вопросы по тарифам за коммунальные услуги — за разъяснениями можно обратиться в департамент по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и так далее».

Руслан Хайров, член ОП УО комиссии по ЖКК, строительству и благоустройству, руководитель Ульяновского регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ:

«Почему-то многие считают, что для решения проблем сферы ЖКХ не хватает нормативных актов. На самом деле их огромное количество, зачастую даже происходят законодательные коллизии, то есть противоречие одного нормативного акта другому. Некоторые акты уже пора отменить, усилить другие, провести полноценную реформу. Сейчас рынок ЖКХ урегулирован актами до такой степени, что в итоге в судах обычному потребителю практически невозможно самостоятельно защитить свои права. Также я бы разделил два понятия: есть жилищные услуги, а есть коммунальные. По вопросу коммунальных услуг, а это все ресурсы, которые поступают в наши квартиры (вода, электричество, телефон, газ) — тут вопросы возникают редко. Здесь работает государственное регулирование рынка, контролируется и качество коммунальных услуг, и их стоимость. То есть здесь, я считаю, потребители защищены. А вот по вопросу качества жилищных услуг, которые оказывают УК, защищенность становится гораздо слабее. Здесь главный инструмент потребителя, если не устраивает качество услуг, это смена УК. Но это не всегда удается сделать. Смена УК не только бюрократически сложный процесс, в плане бумажной работы и специфики многоквартирных домов по организации общих собраний, но и потому что существуют негласное разделение рынка по районам между УК. Новым небольшим УК, даже если они добросовестно выполняют работу, выжить на этом рынке практически невозможно. Существует государственный жилищный надзор, однако у них тоже есть определнные рамки, которые они обязаны соблюдать. Или, например, вопрос может упираться в те же противоречащие друг другу законодательные акты. В такой ситуации потребитель справиться сам не может. Необходимо организовывать не только мероприятия по просвещению и правовой грамотности, но и развивать систему защиты прав потребителей, оказывать поддержку общественным организациям, которые занимаются защитой прав в этой сфере. Сейчас подобной поддержки становится все меньше в Ульяновске, а в муниципальных образованиях ее по факту совсем нет, там потребитель наименее защищен».

Илья Гуров, руководитель УК «Галактика»:

«Собственникам сложно реализовать свои права по выбору УК, поскольку этот рынок монополизирован, честной здоровой конкуренции среди УК нет. Есть 2-3 крупных игрока, ворваться другим компаниям очень сложно. В процессе участвуют не только большие финансовые ресурсы, но и давление криминальных структур. Законом и нормативными актами предусмотрен и описан процесс перехода из одной УК в другую, но реализовать это очень сложно, у некоторых собственников опускаются руки. Жители сталкиваются с множеством проблем, судами. Некоторые УК угрожают и вредят собственникам целенаправленно. Был один пример, в подвале дома, который переходил в нашу УК, молотками расколотили канализацию, стоки текли в подвал и копились. Со стороны управляющей компании также могу сказать, что должного контроля от надзорных органов тоже нет. Некоторые дома просто брошены, где собственники безынициативные — полная разруха. Также люди не защищены, например, и от завышенных цен, особенно за отопление по тарифам центрального теплоснабжения, ценник просто зашкаливает. В домах под управлением нашей компании с крышными котельными цены в 2-3 раза дешевле. Мне до сих пор неясно, почему была принята именно эта стоимость. Единственный ответ, который поступал, что это экономически обосновано, и больше тариф повышаться не будет».

Посмотреть прямую трансляцию мероприятия можно в официальной группе фейсбук «Группа «Общественная палата Ульяновской области»»