Через неделю на площадке региональной Общественной палаты состоится заседание «Темы недели»: как защитить потребителей в сфере ЖКХ. Сегодняшнюю ситуацию в регионе комментирует Руслан Хайров, член комиссии по ЖКК, строительству и благоустройству ОП УО, руководитель Ульяновского регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ:
«Почему-то многие считают, что для решения проблем сферы ЖКХ не хватает нормативных актов. На самом деле их огромное количество, зачастую даже происходят законодательные коллизии, то есть противоречие одного нормативного акта другому. Некоторые акты уже пора отменить, усилить другие, провести полноценную реформу. Сейчас рынок ЖКХ урегулирован актами до такой степени, что в итоге в судах обычному потребителю практически невозможно самостоятельно защитить свои права.
Также я бы разделил два понятия: есть жилищные услуги, а есть коммунальные. По вопросу коммунальных услуг, а это все ресурсы, которые поступают в наши квартиры (вода, электричество, телефон, газ) — тут вопросы возникают редко. Здесь работает государственное регулирование рынка, контролируется и качество коммунальных услуг, и их стоимость. То есть здесь, я считаю, потребители защищены.
А вот по вопросу качества жилищных услуг, которые оказывают УК, защищенность становится гораздо слабее. Здесь главный инструмент потребителя, если не устраивает качество услуг, это смена УК. Но это не всегда удается сделать. Смена УК не только бюрократически сложный процесс, в плане бумажной работы и специфики многоквартирных домов по организации общих собраний, но и потому что существуют негласное разделение рынка по районам между УК. Новым небольшим УК, даже если они добросовестно выполняют работу, выжить на этом рынке практически невозможно. Существует государственный жилищный надзор, однако у них тоже есть определнные рамки, которые они обязаны соблюдать. Или, например, вопрос может упираться в те же противоречащие друг другу законодательные акты.
В такой ситуации потребитель справиться сам не может. Необходимо организовывать не только мероприятия по просвещению и правовой грамотности, но и развивать систему защиты прав потребителей, оказывать поддержку общественным организациям, которые занимаются защитой прав в этой сфере. Сейчас подобной поддержки становится все меньше в Ульяновске, а в муниципальных образованиях ее по факту совсем нет, там потребитель наименее защищен».