20 февраля в региональной Общественной палате состоялось заседание «Темы недели»: Создание дизайн-кода города Ульяновска. В заседании приняли участие представители Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Управления архитектуры и градостроительства администрации Ульяновска, представители Управления по охране объектов культурного наследия администрации, члены ОП УО, архитекторы и представители бизнеса. Посмотреть трансляцию заседания можно на официальной странице Общественной палаты УО в Фейсбуке.

Мнения по данной теме разделились. Представители Управления архитектуры считают, что существующей нормативной базы достаточно, и она работает. По мнению представителей бизнеса и Председателя Общественной палаты Дмитрия Ежова — эта сфера недостаточно регламентирована. Например, нет четкого понимания и регламента, как определяется «архитектурный облик города», на законодательном уровне это понятие не закреплено. На сегодняшний день, чтобы понять, вписывается ли какая-либо рекламная конструкция в архитектурный облик, смотрится вся «развертка» улицы и общий панорамный вид, не перекрываются ли архитектурные элементы фасадов и так далее.

Основные тезисы участников заседания:

— Понятия рекламная конструкция и информационная конструкция необходимо разграничивать. Рекламные конструкции регулируются федеральным законом о рекламе. На территории города сейчас существуют разработанные правила размещения информационных конструкций, которые утверждены постановлением администрации города Ульяновска от 17.10.2014 № 5580 «Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования «город Ульяновск». До 2016 года Управлением архитектуры и градостроительства фактически проводились только разъяснительные работы по принятым правилам. Данные правила, по мнению Управления, полностью устраивают и граждан, и предпринимательское сообщество. Другие существующие нормативы: Градостроительный Кодекс, Правила землепользования застройки, генплан города — также работают на дизайн-код.

— Баннерная реклама на фасадах зданий в Ульяновске запрещена с 2017 года, разрешения больше не выдаются. Оставшиеся конструкции, а это практически все баннеры на ТЦ Ульяновска (ЦУМ, «Аквамолл», «Самолет», «Дом быта» и др.), будут демонтированы по истечению срока действия разрешений в 2023 году. Однако не учитывается тот момент, что согласованные конструкции со временем приходят в негодность.

— По словам Управления архитектуры и градостроительства, жалоб по вывескам, установленным после 2014 года, нет. В основном поступают жалобы на «визуальный мусор» старых вывесок. Со стороны надзорных органов необходимо более активно требовать с бизнеса выполнения существующих правил.

— Часто возникают вопросы и по размещению киосков в центральной части города, но и они в свое время были законно утверждены. Значит, что существующие нормы позволили создать сегодняшний облик города.

— Целостного подхода к благоустройству города также нет. Если администрация будет вкладываться в благоустройство более активно, бизнес поддержит.

— Объектами культурного наследия в Ульяновске является значительная часть зданий в историческом центре – на улицах Гончарова, Дворцовой, Карла Маркса, Ленина, Спасской, Матросова, Льва Толстого, Энгельса, Бебеля, Корюкина и ряде других. То есть «дизайн-код» для этой территории уже фактически есть. В 2017 году было принято постановление правительства Ульяновской области № 232-П «Об утверждении порядка согласования проектов вывесок и их размещения на объектах культурного наследия и в границах достопримечательных мест». Оно довольно четко определяет, какие вывески могут быть вообще размещены на ОКН.

— Дизайн-код, по мнению архитекторов и дизайнеров, вопрос не только уличной рекламы, он более обширный. Это понятие в целом культуры и бренда, «лица» города, который определяет его идентичность. То есть дизайн-код — составляющая часть единого бренда всего региона. «Лицо» Ульяновска сейчас скрыто за баннерами. У архитекторов уже есть конкретные идеи и предложения по концептам внешнего облика главых улиц, дизайну. Сейчас около 80% профессиональных местных архитекторов работают не на Ульяновск.

— В Ульяновске должность главного художника города (по направлению архитектуры) была ликвидирована. В свое время именно он отвечал за художественный облик города. А Градостроительный Совет в Ульяновске восстановлен, однако решения и оценка совета носят только рекомендательный характер.

— Концепция комплексного благоустройства Ульяновска была создана в 2009 году проектной мастерской «Лад» и начала реализовываться с 2010 года. Все изменения до 2015 года по внешнему облику центральной части города были разработаны этой компанией, даны рекомендации, была разработана стилистика, направления работы, которые себя еще не исчерпали.

— По мнению Управления архитектуры и градостроительства, в Ульяновске процесс идет планомерно, уже существуют проекты благоустройства центральных улиц города. Однако наличие проекта ни к чему не обязывает ни предпринимателей, ни собственников зданий. В среднем, создание полного проекта одной улицы стоит около миллиона рублей.

— По словам представителя Управления по охране объектов культурного наследия администрации, никакая самая совершенная и «модная» нормативно-правовая база не сделает для украшения городского пространства того, что может сделать хороший вкус и чувство меры. Если многолетний собственник здания имеет свое устойчивое представление «о прекрасном» – переубедить его очень трудно. Это сложный, длительный процесс. Способность эффективно управлять бизнесом не всегда тождественна желанию и возможности эстетически воспринимать действительность. А желание извлечь из своих квадратных метров максимум возможного очень часто подавляет все прочие мотивы. Бизнес должен подходить к этим вопросам сознательно.