Тему создания дизайн-кода города, которая будет обсуждаться на площадке региональной Общественной палаты через неделю, прокомментировал Вице-президент Союза архитекторов России, эксперт Союза архитекторов России в сфере градостроительства, профессор Международной Академии Архитектуры отделения в Москве (МААМ) Дмитрий Наринский:
«В советский период аналога правил землепользования застройки не было. Существовали генпланы, был аналог проекта планировки территории в виде проекта застройки. Нынешняя система регулирования городской застройки во многом заимствована из американского опыта. В основе американской системы градорегулирования лежит – зонинг (англ. — zoning), городской закон о зонировании. Именно этот опыт был взят за основу при формировании положений Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) о правилах землепользования и застройки – ПЗЗ.
В последнее время наблюдаются системные попытки внедрения в отечественную практику нового понятия – «дизайн-код», которое позиционируется как грандиозная новация, хотя на самом деле, является продолжением развития американской системы требований к застройщикам, основанной на зонировании. В момент разработки и принятия ГрК РФ мы не все взяли из американского опыта. И в последние годы коллеги продолжают его изучать, предлагать нам заимствовать и дополнять некоторые разделы, которые у нас остались неописанными. Однако применение зарубежного проекта в российской практике показало, что не все западные инструменты регулирования эффективно применяется и у нас.
Я не очень понимаю, почему мы с упорством достойным лучшего применения оперируем зарубежными практиками, но не используем то, что написано в российском законодательстве в настоящее время. Поэтому я хочу обратиться к коллегам, которые будут обсуждать эту тему, прочитайте внимательно действующий ГрК РФ, в нем уже изложены все возможности, которыми мы не пользуемся. Я считаю, что дизайн-код может быть реализован без существенных изменений внутри правил землепользования застройки. Нынешние параметры застройки составлены таким образом, что в конце основного перечня находятся дополнительные параметры. Например, в статье 38 ГрК РФ указаны требования к параметрам для исторических поселений. Фактически, эти требования тождественны содержанию дизайн-кода. В рамках этих параметров могут быть описаны «требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки». По сути, это и есть компоненты дизайн-кода.
Также в рамках дизайн-кода могут быть описаны требования к внешнему виду информационных носителей. Возможность установить требования к ним сейчас тоже имеются – внутри правил благоустройства. Таким образом, то, что предлагается в рамках дизайн-кода — это часть правил землепользования и часть правил благоустройства. Например, в Москве часть функций дизайн-кода реализовано в рамках Постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2013 г. № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве», который детально описывает требования к информационным носителям.
Однако у нас реализует свою деятельность такая коммерческая структура как ООО «КБ Стрелка», которая по факту просто занимается переводом с английского на русский язык текстов и правил, которые узким специалистам известны давно. И в ряде городов эта компания продает по сути «американский секонд-хенд» за очень большие деньги. Предполагается, что новый документ обеспечит кардинальный прорыв в качестве регулирования застройки, при этом не учитывается слабая интегрированность данного документа в отечественную правовую систему.
Считаю, что не нужно создавать новый документ, нужно более требовательно подходить к качеству тех документов, которые заложены нашим законодательством. Если мы сможем обеспечить качественную подготовку законодательных документов, мы получим качественный результат. Необходимо проведение образовательных программ, в рамках которых будет происходить обогащение знаниями местных специалистов, их подготовка к решению новых задач».