Решение было озвучено на заседании комиссии Общественной палаты Ульяновской области по социальной политике, развитию здравоохранения и охране здоровья граждан, экологии и охране окружающей среды. В рабочей встрече приняли участие члены Общественной палаты, профильных некоммерческих организаций, приглашенные эксперты, представители министерства семейной, демографической политики и социального благополучия, а также ФКУ «ГУ МСЭ по Ульяновской области».
Общественники и эксперты обсудили проблему реабилитации совершеннолетних жителей региона с психическими расстройствами. Главная цель такой реабилитации, помочь человеку стать самостоятельным, научить его себя обслуживать, возможно, помочь устроится на работу.
Для организации подобной реабилитации, необходимы усилия различных ведомств, как государственных (Минздрав и соцзащита), так и негосударственных – социально ориентированные НКО.
Как пояснила член Общественной палаты Татьяна Лучникова, сейчас есть два основных направления в реабилитации таких людей: в стационарных и полустационарных формах.
Организация комплексной реабилитации, в социально бытовом и социокультурном направлении осуществляется на базе центров дневного пребывания, это и амбулаторные консультативные пункты и отделения социокультурной реабилитации.
— Если говорить об этом направлении, то главная задача, которая ставится перед органами власти, это создание многочисленных структур оказывающих такие услуги. Их могут оказывать и общественные, некоммерческие организации, учреждения соцзащиты, здравоохранения, культуры. Такая практика уже есть. Например, в центре «Подсолнух» оказываются услуги по трудовой реабилитации, там есть гончарная, сувенирная и живописная мастерские. Аналогичные направления есть и в других центрах. Задача в том, чтобы таких структур, куда можно обратиться нашему молодому инвалиду, было как можно больше (в том числе и в районах области), чтобы они были в шаговой доступности. Это позволяет улучшить качество жизни людей с психическими расстройствами, — подчеркнула Татьяна Лучникова.
Направление реабилитации в стационарных учреждениях, рассматривалось на заседании комиссии в контексте повышения эффективности услуг. Важно, что бы в каждом психоневрологическом интернате был широкий перечень направлений реабилитации и каждый пациент получал услуги в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации.
На совещании главный эксперт по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГУ МСЭ по Ульяновской области» Наталья Соловьёва, подчеркнула, что ИПР является одним из главных документов человека страдающего психическими расстройствами. Работа с пациентом в строгом соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, должна улучшить качество жизни инвалида находящегося в интернате.
При этом, как пояснила Татьяна Лучникова, крайне важно и грамотное составление ИПР, чтобы такой большой раздел как социальная реабилитация (социально-средовая, социокультураная реабилитация, технические средства реабилитации, психологическая помощь…) не ограничивался только поездками в музеи или кинотеатры. Необходимо организовывать активную социальную жизнь в самом интернате, где проживают инвалиды.
Другая проблема, затронутая на совещании – недостаток информации. Необходимо наладить обмен информацией, чтобы родитель, который воспитывает молодого человека с психическими расстройствами, оперативно узнавал, где он может получить помощь, позволяющую облегчить ему уход за таким человеком, и помогающую подготовить его к самостоятельной жизни.
По итогам совещания, признав необходимость наличия отлаженной системы трудовой реабилитации людей с психическими отклонениями, заместитель главного врача Ульяновской областной клинической больницы имени В.А. Копосова Валерий Акимов озвучил, что принято решение о восстановлении в медучреждении такого направления работы, как трудовая реабилитация. Также планируется наладить подобную работу на базе учреждений социального обслуживания населения. Будет рассмотрен вопрос о выстраивании системы при которой пациент после стационарного лечения будет направляться психиатрами в организацию соцобслуживания, где есть центры временной трудовой занятости для людей с психическими отклонениями, позволяющие решать проблемы адаптации и возможно дальнейшего трудоустройства на постоянной основе.