С 18 марта ульяновские перевозчики подняли «ценник» на 3 рубля. Дневной тариф теперь составляет 23 р., вечерний – 27 р. Рост цен возмутил горожан. Перевозчики, в свою очередь, уверяют, что это вынужденная мера и на прежних тарифах они работали чуть ли не себе в убыток.
Сегодня, 22 марта, общественники, представители региональной и муниципальной власти, перевозчики и приглашенные эксперты в рамках совместного проекта Издательского дома «Ульяновская правда» и Общественной палаты Ульяновской области «Тема недели» обсудили повышение цен на проезд: обоснованность изменения тарифа, и методы, при помощи которых власть контролирует ценообразование и качество услуг.
Говоря о причинах повышения стоимости проезда, исполнительный директор Ульяновского территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный Альянс» Виктор Сидоренко, подчеркнул, что ульяновские перевозчики долгое время работали на максимально низком тарифе. Но сейчас, в связи с повышением цен на горючее и обслуживание транспорта они не могут вести бизнес на эти деньги. При этом он подчеркнул, что расчет себестоимости оказываемой услуги, был проверен и подтвержден специалистами Торгово-промышленной палаты.
— Более того, если вступит в силу федеральный закон о необходимости установки в общественном транспорте кассовых аппаратов и тахографов, то в этом году проезд может подорожать до 30 рублей (в вечернее время до 35 р.). Средства на все эти дополнительные расходы мы можем получить только от пассажиров, — сообщил Виктор Сидоренко.
При этом, власть не может запретить перевозчикам поднимать цены. По действующему законодательству, есть два вида пассажирских перевозок — с регулируемым и нерегулируемым тарифом. Принципиальное отличие в том, что если власть берется контролировать ценообразование того или иного вида пассажирских перевозок, то она должна компенсировать потери транспортников. Например, если себестоимость проезда составляет 20 рублей, а тариф устанавливается в 18 р., то предпринимателю полагается получать из бюджета дотацию в 2 р. на каждого провезенного пассажира.
Маршрутчики относятся ко второй категории и имеют право самостоятельно устанавливать тариф. По словам Виктора Сидоренко, «ценник» в данном случае ограничен лишь «законом рынка». То есть, если размер платы будет слишком высоким, то люди просто пересядут на другой транспорт. Однако в Ульяновске такой «ограничитель» весьма относителен. У многих маршрутов нет альтернативы, и соответственно у пассажиров нет выбора.
— Есть ли в данной ситуации у городской власти возможность контролировать качество работы перевозчиков, есть ли рычаги воздействия? — обратился к присутствующим чиновникам председатель региональной Общественной палаты Дмитрий Ежов.
Отвечая на вопрос, начальник ульяновского управления дорожного хозяйства и транспорта Игорь Бычков пояснил, что в случае срыва пассажирских перевозок или других систематических нарушений, информация направляется в управление государственного автодорожного надзора, которое уже «выходит» с ней в суд. Так в прошлом году 6 перевозчиков были оштрафованы на 30 тысяч рублей каждый.
Так же в Ульяновске сейчас действует соглашение, заключенное между перевозчиками и властями, где прописаны стандарты работы. Однако все договоренности по этому документу соблюдают лишь 6 перевозчиков из 16.
Членов Общественной палаты также интересовал вопрос, повысится ли уровень оказания услуг после роста цен? Станут ли маршрутки более комфортабельными, а водители более вежливыми и дисциплинированными? Ответ Виктора Сидоренко прозвучал не утешительно. Он пояснил, что пассажирам не стоит ждать быстрых перемен, одномоментного решения всех проблем не будет.
Большой проблемой, по словам регионального министра промышленности и транспорта Дмитрия Вавилина, является то, что сегодня никто из контролирующих организаций не видит всю доходную базу предпринимателей. Как власти могут перевести перевозки в категорию регулируемых, если сейчас невозможно точно установить объем дохода маршрутчиков, и следовательно – определить размер дотации.
— Сегодня частные перевозчики практически не платят налоги. У многих водителей официальная зарплата составляет 13,5 тысяч рублей, как определить насколько это соответствует действительности? Установка кассовых аппаратов поможет определить уровень их реальных доходов и вывести этот бизнес «из тени», — пояснил Дмитрий Вавилин.
Так же чиновник сообщил, что сейчас основная задача властей, это добиться ухода с рынка пассажирских перевозок микроавтобусов (на 13-14 мест) и заменить их на более комфортные и безопасные автобусы средней вместимости, а также наладить строгий контроль за объемом пассажирских перевозок и соблюдением водителями графика движения. Решить эти задачи поможет установка в машинах кассовых аппаратов и тахографов.
Общественная палата Ульяновской области продолжит разбирать и рассматривать проблемные вопросы работы пассажирского транспорта в ходе следующих встреч.
Жителям региона предлагается сообщать о всех нарушениях и вопросах, возникающих при пользовании общественным транспортом в профильное Министерство по телефону: (8422) 62-46-66, с 09.00 до 18.00 час.