11 декабря 2018 года состоялось очередное расширенное заседание Совета Общественной палаты Ульяновской области. Его основой темой стало рассмотрение проекта регионального бюджета на 2019 г.

Открывая встречу, заместитель председателя региональной Палаты Марат Аряпов напомнил, что с ноября члены ОП УО принимали участие в обсуждении проекта закона «Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на различных площадках, в том числе на заседаниях профильных комитетов Законодательного Собрания региона. Рассмотрение документа на заседании Совета Общественной палаты подвело итоги проделанной работы.

Законопроект об областном бюджете общественникам представила Министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая. По ее словам, доходная часть областной казны сформирована на 2019 г. в сумме более 52,2 миллиарда рублей с ростом к первоначально утвержденному бюджету 2018 года почти на 4 млрд. руб. На более чем 4,2 миллиарда рублей прошлогодний показатель превысила расходная часть, составив порядка 51,8 млрд. руб. Профицит регионального бюджета в 2019 г. составит 446,3 миллиона рублей.

«Отмечу, что большая часть средств расходной части бюджета заложена в рамках реализации региональных государственных программ, общее число которых в 2019 году составит 18. Ввиду особой социальной значимости на госпрограмму «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» на 2014-2021 гг. запланировано выделить порядка 9,9 миллиардов рублей, что почти на 1,5 млрд. руб. или на 17,4% превышает аналогичные цифры по 2018 году», — сообщила Екатерина Буцкая.

Более 5 миллиардов рублей составят страховые взносы на ОМС неработающего населения, 584 млн. руб. — средства на лекарственное обеспечение региональных льготных категорий граждан, 500 млн. руб. — на погашение кредиторской задолженности государственных учреждений здравоохранения. На ремонт зданий и укрепление материально-технической базы больниц выделят 242,4 миллиона рублей – в 2,6 раза больше, чем в первоначальном бюджете на 2018 г.

На реализацию государственной программы «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» в будущем году предусмотрено более 10,3 миллиардов рублей, что позволит в полном объеме сохранить ныне действующие в регионе меры социальной поддержки нуждающимся гражданам. Почти 10 млрд. руб. выделят на госпрограмму развития и модернизации образования. Средства предусмотрены на субвенции местным бюджетам (более 6,5 миллиардов рублей), создание новых мест в общеобразовательных учреждениях в р.п. Тереньга и микрорайоне «Искра» областного центра (495,5 миллионов рублей), строительство детских садов в Ульяновске, Барыше и селе Большой Чирклей Николаевского района (316,5 млн. руб.), организацию отдыха и оздоровления детей (352,2 млн. руб.).

На реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы Ульяновской области» в 2019 году направят более 4,8 миллиардов рублей, на отрасль культуры – порядка 1,2 млрд. руб., на физическую культуру и спорт – более 1,9 млрд. руб. Госпрограмма «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» будет профинансирована более чем на 2,5 миллиарда рублей, государственные программы в сферах охраны окружающей среды и формирования благоприятного инвестиционного климата – на 827,6 млн. руб. и 717 млн. руб. соответственно.

Ознакомившись с основными параметрами регионального бюджета на 2019 год, члены Общественной палаты озвучили дополнительные вопросы и комментарии. Большая часть из них была посвящена целесообразности выделения значительных средств на обеспечение деятельности организаций, подведомственных Правительству Ульяновской области, а также ряда АНО.

«К примеру, общий объем средств, который планируется выделить Фонду «Ульяновск – культурная столица», составляет порядка 13,6 миллионов рублей, а для АНО «Региональный центр поддержки и сопровождения предпринимательства» по различным статьям расходов предусмотрено более 34 млн. руб. Не совсем понятно, во-первых, на что конкретно будут потрачены такие деньги, а, во-вторых, почему часть своих расходов эти организации не могут покрывать за счет заработка собственных средств. 4,5 миллиона в региональной казне заложено на проведение АНО «Дирекция конгрессных и социально значимых мероприятий» круглых столов и семинаров в муниципальных образованиях. Уверена, что последние стоили бы гораздо дешевле, если бы средства на них были распределены между некоммерческими организациями области на конкурсной основе», — подчеркнула член региональной Палаты Елена Малышева.

Ее коллега Дарья Дубаева обратила внимание на выделение АНО «Цивилизация» более 53,5 миллионов рублей на обеспечение затрат в связи с созданием системы вызова экстренных служб по единому номеру 112. Член ОП УО Анатолий Кушев, в свою очередь, попросил разъяснить порядок формирования расходов на содержание Законодательного Собрания и Правительства Ульяновской области, телекомпании «Арсенал». Он также обратил внимание, что несмотря на значительные средства, направляемые на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, в целом по региону их состояние оставляет желать лучшего.

По словам Екатерины Буцкой, большая часть этих и других замечаний, высказанных общественниками, была учтена при доработке проекта регионального бюджета после его принятия ЗСО в первом чтении. «Финансирование Фонда «Ульяновск – культурная столица» по результатам внесения правок в бюджет будет сокращено на 2 млн. руб. по сравнению с первоначальным показателем. На 5 миллионов рублей уменьшатся затраты на содержание ЗСО, на 4 млн. руб. — Правительства региона и компании «Арсенал». Высвобождаемые деньги будут направлены на здравоохранение и ЖКХ. Что касается автодорог, помимо 3,4 миллиардов рублей, заложенных на обеспечение их сохранности и развития в региональной госпрограмме, 1,047 млрд. руб. поступит из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — пояснила Екатерина Буцкая.

Подводя итоги дискуссии, представители Общественной палаты приняли решение одобрить законопроект о региональном бюджете на 2019 г. При этом Марат Аряпов и руководитель Комиссии ОП УО по вопросам развития культуры и сохранению духовного и культурного наследия Юлия Володина заявили, что поскольку вопросы, озвученные на заседании Совета, неоднократно поднимались членами Палаты ранее, необходимо с участием Министерства финансов и профильных ИОГВ проанализировать результаты деятельности организаций, эффективность расходования средств на которые вызывает сомнения, по итогам первого квартала будущего года. В случае если их работа не будет замечена населением и не окажет влияние на повышение качества жизни ульяновцев, члены Общественной палаты предложат пересмотреть их финансирование в сторону уменьшения.

В завершение заседания о недавнем рассмотрении Комиссией ОП УО по жилищно-коммунальному комплексу, строительству и благоустройству новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами рассказал ее председатель Вячеслав Ярош. По его словам, нововведения повлекут за собой как плюсы, так и минусы. Положительный момент заключается в том, что услугу по сбору и утилизации ТКО перенесут из разряда жилищных в коммунальные, что позволит представителям льготных категорий граждан оплачивать 50% ее стоимости. Кроме того, новая система будет способствовать улучшению экологической ситуации и ликвидации несанкционированных свалок.

«Озабоченность вызывает тот факт, что до настоящего времени не определен региональный оператор в сфере ТКО по пятой (южной) зоне. Недовольство у многих граждан вызывает тариф – за новую услугу с каждого проживающего будет взиматься от 101,8 до 119 рублей в месяц в зависимости от зоны. На заседании нашей профильной комиссии мы предложили рассмотреть возможность сокращения расходов региональных операторов и меры, способные снизить величину платежа за услугу для населения на 30%», — заявил Вячеслав Ярош.

В завершение он напомнил коллегам и всем жителям региона о необходимости заключить договор на сбор и утилизацию твердых коммунальных отходов. Для домов, находящихся под управлением УК и ТСЖ, это должны сделать управляющие организации, в МКД, находящихся на непосредственном управлении, — советы собственников жилья, а для частных домов – сами владельцы.