5 декабря 2018 г. в Общественной палате РФ состоялась пресс-конференция, посвященная старту работы первого Всероссийского конгресса по вопросам развития физической культуры, спорта, здоровья в системе образования Российской Федерации.

Одна из основных задач участников конгресса — рассмотреть перспективы модернизации учебного предмета «физическая культура», возможности повышения его образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала в общеобразовательных организациях на основе преемственности и интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации ЗОЖ, директор ФГБУ «Государственный музей спорта» Елена Истягина-Елисеева отметила, что в России уже несколько десятилетий идет дискуссия о судьбе урока физической культуры.

«Каким должен быть урок физической культуры? На этот счет выражаются разные мнения. Например, в московском парламенте предложили сделать урок физической культуры по выбору, чтобы ученик мог сам выбирать, куда ему идти — заниматься футболом, плаванием, дзюдо и т.д. Чтобы это не было обязаловкой. Парламентарий утверждал, что такая форма не будет отвращать ученика от занятий спортом. Насколько это правильно? Любой специалист в области спорта скажет, что это в корне неверно, ребенок проходит определенные этапы развития, соответственно которым выстраивается методика. И да, действительно, в советское время мы имели отличную методику, которая сейчас нуждается в реновации, но реновация — это не уничтожение, а модернизация с учетов всех современных веяний. Эти вопросы мы и будем обсуждать в рамках работы конгресса», — рассказала она.

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, член президиума Всероссийской федерации плавания Сергей Кашников уверен, что гармонично развитую личность без занятий физкультурой вырастить нельзя. «Мы стремимся к тому, чтобы доля населения, занимающегося физической культурой, достигла 55 процентов. Но, чтобы добиться этой цифры, нужно прививать любовь к занятиям физкультурой с самого детства, а не в 60–70 лет», — отметил он.

Директор Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Министерства просвещения России Николай Федченко рассказал о том, что органы власти уделяют большое внимание развитию здорового подрастающего поколения. «Одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства является оздоровление нации, формирование здорового образа жизни, гармоничное воспитание физически крепкого молодого поколения. Минпросвещения РФ уделяет пристальное внимание созданию условий для регулярных занятий спортом в образовательных организациях, — подчеркнул Николай Федченко. — Подобный конгресс мы проводим впервые в целях объединения профессионального, интеллектуального, социально-общественного потенциала педагогического сообщества. В ходе реализации трехдневной программы конгресса будут обсуждаться вопросы условий развития физической культуры, спорта, здоровья в системе образования и современные тенденции образования, перспективы обновления преподавания физической культуры».

Заместитель президента Российской академии образования (РАО) доктор психологических наук Виктор Басюк отметил, что академия является активным участником тех процессов обновления содержания образования, которые происходят в системе воспитания и обучения. «Сейчас наблюдаем интересный момент, когда во исполнение поручения Президента РФ по обновлению содержания образования Минпросвещения РФ ведется серьезная работа по детализации требований к содержанию федеральных государственных образовательных стандартов. И мы с вами, являлись активными участниками создания концепции предмета «физическая культура», надеемся, что в ближайшее время эта концепция будет одобрена и у нас появится еще один важный регулятор обновления содержания образования по данному предмету. Физическая культура сегодня оказывает серьезное влияние и на организацию внеурочной деятельности, является важным элементом системы дополнительного образования, и все это требует активного участия в обновлении содержания предмета в связи с запросами нашего общества», — заявил он.

И.о. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Жанна Садовникова, поблагодарив организаторов конгресса за проведение мероприятия на актуальную тему, напомнила, что в рамках конгресса будут обсуждаться важные вопросы по сохранению и укреплению здоровья детей. «Именно от физической культуры с раннего возраста зависит здоровье человека. Мы понимаем и уверены в том, что в рамках этих встреч будут услышаны новые предложения от коллег, учителей, педагогов из разных субъектов РФ для того, чтобы физическая культура стала приоритетом для юного поколения», — поделилась она.

Член экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, член Общественного совета при Минпросвещении России, директор Международной академии спорта Ирины Винер Ольга Цыганкова подчеркнула, что от физической культуры зависит не только здоровье, но и интеллектуальное развитие детей. «Вопросы модернизации содержания учебного предмета «физическая культура», развития дополнительного образования будут рассмотрены на конгрессе и включены по мере их рассмотрения в план работы Министерства просвещения», — заявила она.

Биатлонистка, двукратная олимпийская чемпионка Светлана Ишмуратова отметила, что для детей и подростков необходимо разрабатывать приемлемые технологии оздоровительных и спортивных тренировок при максимально возможной свободе выбора вида двигательной активности. «Все это требует постоянной интеллектуальной, методологической работы, технологического обновления и совершенствования для воспитания всесторонне развитого активного человека будущего», — считает Светлана Ишмуратова.

Во второй день конгресса, 6 декабря, пройдут мастер-классы, направленные на обмен инновационным педагогическим опытом в сфере физической культуры и здорового образа жизни, демонстрацию современных методик по формированию новых подходов в образовательной деятельности учителей и специалистов по физической культуре.

По итогам обсуждений будут сформированы рекомендации для Минспорта РФ и других ведомств.