Такое решение было принято на прошедшем 23 июля 2018 года заседании Совета ОП УО. По итогам сбора предложений граждан и мнений самих ее представителей региональная Палата подготовит серьезный аналитический документ, который направит в Государственную Думу России и Общественную палату РФ.

Участники заседания Совета также обозначили свои позиции относительно проекта изменений пенсионного законодательства в стране.

Александр Чепухин, председатель Общественной палаты Ульяновской области:

— Очевидно, что изменения пенсионного законодательства в России назрели. Большинство людей, с кем мне довелось беседовать на эту тему, говорят, что на пенсию в размере 8-12 тысяч рублей нереально прожить даже в сельской местности. Поэтому в первую очередь на государственном уровне необходимо искать источники пополнения Пенсионного фонда. Первый – борьба с неформальной занятостью. По разным оценкам до 30% населения сегодня не платят никакие налоги и отчисления, а это прямые потери для бюджета. Вторая проблема – «серые» зарплаты.

Касаясь положений законопроекта об изменении возраста выхода граждан на пенсию, важно учитывать, что профессии бывают разные. С одной стороны, есть юристы, экономисты, чиновники, с другой — скотники, механизаторы, шахтеры, которым в 65 лет выполнять свои профессиональные обязанности уже достаточно сложно. Что касается женщин, на них лежит колоссальная нагрузка – воспитание детей. Нужен дифференцированный подход.

Наконец, следует принимать во внимание технический прогресс. С течением времени механизмы заменяют людей, и они все больше будут выбывать из экономики, все раньше оставаться без работы. В этой связи нужна четкая аналитика, куда мы двигаемся, увеличивается или сокращается количество рабочих мест и т.д., исходя из которой можно будет сделать выводы об оптимальном возрастном цензе для пенсионеров.

Владимир Малинин, заместитель председателя региональной Палаты:

— Изучая предполагаемые нововведения, я посмотрел, как изменения пенсионного законодательства проходили в других странах. Практически нигде не обошлось без митингов, народных волнений. Из 15 бывших союзных республик только в России и в Узбекистане пока не поднят возраст выхода на заслуженный отдых. В большинстве европейских стран пенсию начинают получать в 62-65 лет.

С одной стороны, изменения экономически оправданы: если в 1970 году соотношение числа пенсионеров к количеству работающих было 1 к 4, то сегодня оно составляет 1,7-1,8. С другой, не секрет, что многие россияне, особенно это касается мужчин, сегодня не доживают до пенсии. Задача, обозначенная Президентом России Владимиром Путиным, о вхождении нашей страны к концу следующего десятилетия в пул государств 80+, может быть реализована лишь при самых благоприятных условиях. Государству предстоит максимально вложиться в здоровье людей, чтобы они физически могли продолжать работать в шестидесятилетнем и еще старшем возрасте. Считаю, что повышение возрастного ценза необходимо увязать с улучшением уровня жизни, чего в нынешнем варианте законопроекта нет. Дифференциация возраста выхода на пенсию должна осуществляться не только исходя из профессий, но и регионов России, поскольку продолжительность жизни по стране тоже разнится.

Надежда Ярушкина, председатель Комиссии ОП УО по развитию науки, инноваций, образования, делам молодежи, физической культуре, спорту и популяризации здорового образа жизни:

— На мой взгляд, чтобы организовать качественное обсуждение вопроса, на сегодняшний день недостаточно аналитических материалов. Об этом говорят представители образования и науки, инженерных коллективов, с которыми мне случается общаться. Названы некоторые демографические параметры, возраст выхода на пенсию в ряде государств, и на это предлагается ориентироваться, что весьма поверхностно. Практически ничего не говорится о показателях производительности труда, вложениях в развитие промышленности и сельского хозяйства, от состояния которых напрямую зависят доходы государства, а значит, и пенсионная система.

У нас достаточно образованная страна, и многие граждане готовы обсуждать изменения пенсионного законодательства на глубинном уровне. Пока люди не убедятся, что нововведения разумны и оправданы, их сторонниками они не будут. Сегодня всем очевидно, что в российской пенсионной системе не все в порядке — низкие пенсии не обеспечивают достойную старость, — а значит, ее нужно реформировать. Только ли за счет повышения возрастного ценза? Полагаю, что нет.

Светлана Ильина, председатель Комиссии по безопасности граждан, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами, ветеранскими организациями и системой судебно-правоохранительных органов:

— На меня произвело впечатление недавнее участие в дискуссии на площадке ульяновской трикотажной фабрики «Русь». Швеи, трудящиеся на предприятии, в основном начинают трудовую деятельность в 15-17 лет. Они говорят: почему мы должны работать до 63-х, как и те, кто получают одно или несколько высших образований и выходят на работу гораздо позже. Поэтому мое предложение – при расчете величины пенсии и времени ее наступления исходить из отработанного стажа. Оптимально дать гражданам право выбора, чтобы каждый мог при желании выйти на пенсию раньше установленного возраста, получая при этом меньшие деньги. Кроме того, если человек будет знать, что его пенсия зависит от трудового стажа, он будет стремиться трудоустроиться официально, меньше будет «серых» зарплат.

Владимир Сидоров, председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению:

— Важно учитывать, что все люди разные, и на состояние здоровья также влияет генетика. Мой отец, к примеру, до 66 лет занимался тяжелыми физическим трудом и до последнего не хотел выходить на пенсию. С другой стороны, немало знакомых, которые уже в 50-55 лет не могут полноценно трудиться из-за наличия тяжелых заболеваний. В целом считаю, что законопроект «сырой» и нуждается в серьезной доработке. Пенсии в России должны, в первую очередь, быть достойными.

Вячеслав Ярош, председатель Комиссии по жилищно-коммунальному комплексу, строительству и благоустройству:

— Я согласился бы с предложением, выработанным частью наших коллег, о повышении пенсионного возраста на 2-3 года для женщин при сохранении нынешнего ценза у мужчин. Поддерживаю позицию коллег о необходимости учета трудового стажа и обеспечении граждан открытой информацией о произведенных на них отчислениях, чтобы они имели возможность самостоятельно рассчитывать величину будущей пенсии.

Наталья Тамарова, председатель Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства:

— Полагаю, что еще не все варианты и способы реформирования пенсионной системы в России использованы и показали свои результаты. Я выступаю против резкого поднятия пенсионного возраста. Сегодня Пенсионный фонд РФ — чисто фискальный орган, деньги в нем не работают и не приносят доходов. Как известно, в экономике всего два способа увеличения денежной массы: повышение доходов и сокращение расходов. В этих направлениях Пенсионному фонду и нужно двигаться. В основу законодательных изменений, по моему мнению, должны лечь два критерия: трудовой стаж человека и его уровень заработка (и отчислений).

Для нынешних выпускников образовательных учреждений целесообразно внедрить контрактную систему с государством с возможностью выбора времени и условий выхода на пенсию в будущем. Для более старшего поколения можно предложить индивидуально вносить добровольные отчисления в размере 12 тысяч рублей в год (на эту сумму повысить пенсии планирует Правительство России) с условием отмены повышения возрастного ценза.

Для справки:

Сбор предложений жителей региона по вопросу изменения пенсионного законодательства в стране Общественная палата Ульяновской области осуществляет до 1 сентября 2018 года по электронной почте: opuo@list.ru. К обсуждению итогового документа, составленного на их основе, ОП УО пригласит всех, кто поделится с общественниками своими мнениями.

Призываем всех неравнодушных ульяновцев присоединиться к дискуссии!