Такое решение принято 6 июля 2018 года по итогам круглого стола, проведение которого инициировала заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, член ОП УО Елена Истягина-Елисеева.
Открывая встречу, она напомнила, что в ближайшее время профессионалам и экспертам в сфере физкультуры и спорта совместно с профильным министерством Правительства региона предстоит сформировать стратегию развития отрасли на ближайшее время. Эта задача в настоящее время стоит перед всеми регионами страны и вызвана пересмотром ряда приоритетных показателей и задач до 2024 г. Президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, количество вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом к этому времени в России должно составлять 55% или на 28 миллионов человек больше, чем сегодня.
Елена Истягина-Елисеева представила собравшимся системный аналитический отчет о состоянии физкультурно-спортивной отрасли Ульяновской области, сформированный на основании данных Минспорта России. В настоящее время наш регион занимает в рейтинге 47 строчку из 85 субъектов РФ. Это место складывается из трех основных групп показателей. Первая – физическая культура и массовый спорт. Здесь у Ульяновской области относительно неплохое 24 место, которое также разбивается на ряд подпоказателей: доля граждан, имеющих массовые спортивные разряды, вовлеченность в систему ГТО, единовременная пропускная способность спортивной инфраструктуры. Вторая группа – подготовка спортивного резерва, здесь область занимает 38 место. Учитывается, сколько людей перешло из группы спортивного совершенствования в группу высшего спортивного мастерства, участие в спартакиадах различного уровня и число завоеванных медалей.
По показателю «спорт высших достижений» Ульяновская область занимает 61 место в рейтинге, по числу граждан, систематически занимающихся спортом – 20-е, что выше общероссийского уровня. «В возрастных группах 18-29 и 30-50 лет ситуация в целом благоприятная, однако среди людей в возрасте 55-79 лет по статистике положение дел значительно хуже. Не дотягивает до общероссийского и число занимающихся в фитнес-клубах, загруженность спортивных объектов. Исходя из представленных данных, очевидна необходимость улучшения показателей числа вовлеченных в систематические занятия физкультурой и спортом граждан, единовременной пропускной способности спортивной инфраструктуры, количества завоеванных медалей на чемпионатах России, мира и Олимпийских играх, числа кандидатов в юношеские и юниорские сборные», — отметила Елена Истягина-Елисеева.
По словам члена Общественной палаты РФ от Ульяновской области, то, как всего этого добиться, лежит в плоскости выбора стратегии и тактики развития отрасли. Для сравнения она взяла два ближайших к нашему региону и сопоставимых по числу населения субъекта РФ – Республику Мордовия и Пензенскую область, — которые в рейтинге развития физкультурно-спортивной отрасли занимают 22 и 25 места соответственно. Основные различия между Ульяновской областью и ними заключаются в высокой развитости у нас неолимпийских видов спорта (ими занимаются почти половина всех выдающихся спортсменов), тогда как соседи в качестве приоритетов обозначают олимпийские виды – всего около 40. В Республике Мордовия больше, чем в нашем регионе спортсменов высокой квалификации, Пензенская же область выигрывает за счет числа спортсменов в резерве. Оба региона направляют большие средства на участие во всероссийских соревнованиях. Зарплата тренеров в Ульяновской, Пензенской областях и Мордовии сопоставима, однако на оплату труда работников в нашем регионе тратится 72% бюджета отрасли, тогда как в Пензе 55%, а в Мордовии — 66%. Больший объем средств соседние регионы тратят на содержание спортивных сооружений и обеспечение их деятельности.
«Что касается системы управления физической культурой и спортом в регионах России, таковых всего три. Первая – распределительная система, которая характеризуется автономностью субъектов управления, т.е. спортшкол, к которым «прикрепляют» спортивные объекты. По этому пути пошла Пензенская область. Второй вариант — централизованная система, которую выбрали в Республике Мордовия. В данном случае все полномочия по управлению отраслью передаются одному учреждению. Существует и смешанная система (ее предпочли в Татарстане), когда в столице управляющая организация единая, а в сельской местности в основе принцип децентрализации», — подчеркнула Елена Истягина-Елисеева.
Она также добавила, что в ближайшее время Ульяновской области предстоит не только выбрать оптимальную систему управления отраслью, но и определить, на какие виды спорта делать акцент, развивать ли в приоритетном порядке массовый спорт или спорт высших достижений.
В качестве комментария директор Центра спортивной подготовки г. Ульяновска, чемпион мира по греко-римской борьбе Александр Безручкин поделился мнением, что одна из причин высоких мест Республики Мордовия и Пензенской области в рейтинге – высокое качество спортивных объектов, позволяющих проводить соревнования практически любого уровня, чем не может похвастаться Ульяновская область. Еще один значимый фактор – недофинансирование в нашем регионе расходов на проведение спортивных турниров. Наличие конфликта интересов при распределении средств внутри отрасли подтвердил и президент Олимпийского комитета Ульяновской области Олег Калмыков. По его словам, по общему объему финансирования регион занимает достаточно высокую позицию в России, тогда как спортивные достижения ульяновских спортсменов оставляют желать лучшего, а значит, налицо неэффективное расходование денег.
Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Павел Дегтярь поблагодарил Елену Истягину-Елисееву за представленную развернутую информацию и заверил, что методология расчета статистических данных Министерства спорта России будет взята за основу и в нашем регионе. «Очень хотелось бы сравнить положение Ульяновской области не только с соседями, но и субъектами РФ, занимающими высшие позиции в рейтинге, потому что, как говорит Губернатор Сергей Морозов, нам необходимо ориентироваться на лидеров. Те показатели, на которые можно повлиять уже сегодня, разумеется, необходимо повышать. Если же говорить о подходе в целом, считаю, что мы должны работать открыто, стратегически. Сегодня регион входит в процесс бюджетного планирования, и к октябрю мы должны иметь на руках полноценный проект бюджета, чтобы отстаивать в ЗСО позиции, касающиеся спорта», — сообщил Павел Дегтярь.
Как отметил заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, особое внимание в соответствии с указом главы государства будет уделено увеличению вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом. Как считает Павел Дегтярь, с учетом огромного числа пожилых граждан, участвующих в региональных программах, связанных с активным долголетием, вызывают сомнения данные статистики о количестве пенсионеров в регионе, занимающихся спортом. Что касается качества спортивных объектов и их содержания, с точки зрения планирования загрузки должен учитываться результат, которого регион желает достичь. Наконец, при разработке Стратегии развития физической культуры и спорта в Ульяновской области Павел Дегтярь порекомендовал учесть возможности привлечения дополнительных ресурсов из федерального центра.
В продолжение темы о спортивных сооружениях Елена Истяина-Елисеева проинформировала, что за 2017 год все спортобъекты региона заработали порядка 50 миллионов рублей. О возможностях привлечения представителей бизнеса к строительству и реновации спортивных сооружений в формате государственно-частного партнерства рассказал секретарь Экспертного совета Министерства спорта Российской Федерации Игорь Немов.
«Всего в России более 300 тысяч спортивных объектов, однако для обеспечения населению доступа к массовым занятиям физкультурой и спортом их должно быть примерно в три с половиной раза больше. Денег на содержание такого количества спорткомплексов в бюджете государства нет, поэтому решать задачу поставленную Президентом Владимиром Путиным, целесообразно с использованием ресурсов социально ориентированного бизнеса. О том, как это работает, мы посмотрели на примере одной из недавно созданных в формате ГЧП частных спортивных школ по фигурному катанию и конькобежному спорту. Было выявлено сразу несколько положительных эффектов: снижение нагрузки на бюджет, увеличение числа занимающихся спортом и юных талантов, удовлетворение спроса, который не могут охватить государственные ДЮШ», — пояснил Игорь Немов.
По сообщению эксперта, на областном уровне, прежде всего, необходимо проанализировать точки роста, т.е. направления, где могут взаимодействовать государство и частные предприниматели. Далее формируется приоритетный региональный проект и бизнес-модель. Если выбрана форма государственно-частного партнерства, соответствующая заявка подается в Министерство спорта России. В случае положительного решения бизнесмену представляется субсидия на реализацию проекта, которая проводится через Правительство региона. На старте проговаривается социальная нагрузка предпринимателя и гарантированный ему минимальный доход. Государство, в свою очередь, может давать руководству частных ФОКов заказ на обучение детей, мотивировать работать по стандартам. Таким образом, бизнес начнет заходить в отрасль, а та — насыщаться деньгами.
«Основная сложность сегодня – отсутствие понимания у представителей как органов власти, так и бизнеса механизмов государственно-частного партнерства. Поэтому Министерствам спорта на местах целесообразно задуматься о создании на своей базе коммуникационных площадок, ведении информационно-разъяснительной работы в данном направлении. Роль общественных палат может заключаться в осуществлении контроля за реализацией проектов ГЧП», — заявил Игорь Немов.
Во второй части круглого стола участники внесли еще несколько рекомендаций к содержанию будущей Стратегии развития развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области. Александр Безручкин поделился мнением о необходимости развития в регионе 40-50 опорных видов спорта, в первую очередь, олимпийских, поскольку именно спортсмены, достигающие в них высоких результатов, укрепляют имидж региона. При этом каждая из федераций должна также иметь стратегию развития на ближайшие годы, в том числе по подготовке молодых спортсменов для сборных. Для ряда категорий населения необходимо разработать преференции, к примеру, ввести бесплатные социальные часы для занятий физкультурой и спортом.
Основатель Ульяновского спортивного клуба «Старт» Геннадий Кочкарев призвал представителей власти при разработке стратегии уделить особое внимание массовой физкультуре и спорту, в том числе дворовому, среди ТОС и производственных коллективов.
Член Общественной палаты Ульяновской области Николай Цуканов поднял проблему, связанную с неумением на региональном уровне грамотно рассчитывать число граждан, посещающих спортивные клубы и секции. «К примеру, данные Минспорта РФ относительно популярности фитнес-индустрии в нашем регионе явно занижены. Только в каждом из 10 крупнейших клубов регулярно занимаются по 2000 человек. Чтобы получать объективные данные, предлагаю Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области рассмотреть возможность заключения договоров с фитнес-центрами о предоставлении такой информации», — отметил он. Николай Цуканов также заявил о важности проанализировать целесообразность финансирования малопосещаемых спортивных объектов. В завершение президент Ульяновской областной федерации хоккея на траве Сергей Осипов представил проект объединения федераций по пяти опорным олимпийским видам спорта: спортивной борьбе, тхэквондо и паратхэквондо, боксу, тяжелой атлетике и дзюдо. Всего в конфедерацию войдут 28 заслуженных мастеров спорта, 48 мастеров международного класса, более 600 мастеров спорта России, 32 заслуженных тренера РФ, более 100 клубов и секций.
В завершение Елена Истягина-Елисеева предложила инициировать на региональном уровне два масштабных мониторинга – состояния инфраструктуры дворового спорта и стационарных спортивных объектов Ульяновской области. Павел Дегтярь, в свою очередь, заверил, что полученную информацию, наряду с планом реализации нескольких проектов в формате государственно-частного партнерства региональные власти готовы представить в двухнедельный срок.
Столько же времени, по заверению председателя Ульяновской областной федерации спортивной борьбы, кандидата на должность регионального Министра физической культуры и спорта Назира Шамсутинова, понадобится для разработки проекта Стратегии развития развитие физической культуры и спорта. «На мой взгляд, сегодняшнее мероприятие получилось достаточно плодотворным. Относительно системы управления физкультуры и спортом мне ближе всего смешанный подход. Каждый вид спорта имеет свою специфику, поэтому важно помочь специалистам выявить его потенциал и точки роста. По отдельному принципу должно строиться финансирование базовых олимпийских видов, задача которых – подготовка спортсменов высокого класса. Остальным видам спорта предстоит конкурировать за финансовые и другие ресурсы – здесь кстати придется реализация программ по принципу ГЧП», — пояснил Назир Шамсутинов.
Подводя итоги, Елена Истягина-Елисеева заверила, что с целью подробного обсуждения проекта Стратегии развития развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области и инициатив в сфере ГЧП в ближайшие недели будут организованы дополнительные круглые столы. К участию в них пригласят всех заинтересованных представителей отрасли, специалистов органов власти и общественность.