Вопросы ответственности муниципальных органов власти и собственников жилья, взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями и другие особенности при непосредственном управлении многоквартирными домами обсудили 29 июня 2018 года участники заседания Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по жилищно-коммунальному комплексу, строительству и благоустройству.

Открывая встречу, председатель комиссии Вячеслав Ярош напомнил, что в прошлом году при рассмотрении вопроса о подготовке жилого фонда к началу отопительного сезона он и коллеги-общественники убедились, что жители домов, находящихся в непосредственном управлении, не имеют представления о том, кто должен проводить обследование состояния конструктивных элементов зданий и инженерных систем, как составляется программа подготовки МКД к работе в зимних условиях и как она контролируется. Учитывая большое число проблем с жилым фондом, относящимся к вышеуказанной категории, их решено было обсудить более подробно.

По словам члена Общественной палаты Александра Потапова, из трех ныне существующих форм управления многоквартирными домами: с привлечением управляющих организаций, через ТСЖ/ЖК и непосредственно собственниками – последняя наиболее неоднозначна. «Уже третий год я провожу выездные мероприятия в муниципальных образованиях, в рамках которых, в частности, встречаюсь с жильцами МКД на непосредственном управлении. К примеру, две недели назад беседовал с собственниками таких объектов в р.п. Старая Кулатка, где все 29 многоквартирных домов переведены на непосредственное управление после закрытия в 2015 г. муниципальной управляющей компании. Внешне дома выглядят неплохо, однако их внутренние инженерные системы находятся в ужасном состоянии. При этом жители абсолютно уверены, что осуществлять ремонт должны местные власти и попросту не знают, какая форма управления у них выбрана. Фактически ни собственники, ни местная администрация не владеют ситуацией, все пущено на самотек», — заявил Александр Потапов.

Он также пояснил, что аналогичные проблемы сложились во всех муниципальных образованиях региона. Особенность непосредственной формы управления заключается в том, что, выбрав ее, собственники не платят за услуги ЖКХ по статье «ремонт и содержание жилья», а с ресурсоснабжающими организациями заключают прямые договора. В случае аварийных ситуаций ответственность на практике несут местные власти, хотя не обязаны делать этого по закону. К примеру, когда в одном из домов р.п. Старая Майна было короткое замыкание, заместитель главы района по ЖКХ за свои деньги вынужден был нанять специалиста, чтобы тот устранил аварию. Основная сложность, уверен Александр Потапов, заключается в невозможности при непосредственной форме управления привлечь собственника за некачественное содержание общедомового имущества.

На вопрос Вячеслава Яроша о том, как производится подготовка таких МКД к отопительному сезону, ответил заместитель Главы администрации г. Ульяновска Сергей Гигирев. Он сообщил, что всего в области на непосредственном управлении находится порядка 870 домов — более 15% всего жилого фонда. Это преимущественно те дома, с которыми не желают работать управляющие организации по причине их аварийного состояния и нерентабельности содержания. «Подготовка к зиме МКД в непосредственном управлении осуществляется в рамках соответствующих работ во всем городе. В части случаев мы просим УК за плату произвести необходимые работы, в остальных делаем это своими силами за счет перераспределения средств местного бюджета», — пояснил Сергей Гигирев.

Далее участники заседания обменялись мнениями о том, что необходимо предпринять для повышения правосознания жителей домов, находящихся на непосредственном управлении, чтобы те осознали, что они несут полную ответственность за содержание своего имущества.

Начальник управления ТЖР ЖКХ администрации муниципального образования Ульяновской области «Старокулаткинский район» Гаяз Кафизов предложил ввести для нерадивых собственников штрафы. «Наши граждане привыкли ждать, что в случае аварий или других проблем кто-то придет и устранит их, и в то же время не хотят платить за капитальный ремонт жилья. Аргумент приводят такой: в наших домах капремонт в соответствии с региональной программой запланирован на 2040-е гг. До этого времени я не доживу, а детям и внукам квартира тоже нужна не будет», — добавил он.

На это директор Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта УО — главный государственный жилищный инспектор региона Александр Сорокин возразил, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за отказ от содержания общего имущества МКД.

По просьбе Александра Потапова Сергей Гигирев проинформировал, что какие-либо меры воздействия на собственников домов, находящегося на непосредственном управлении, может предпринимать только Государственная жилищная инспекция. В целом же до тех пор, пока граждане не осознают ответственность за содержание своего жилья, положение дел в этой сфере не изменится.

В продолжение темы заместитель директора МБУ «Контакт-центр при Главе города Ульяновска» Алексей Палибин в качестве механизма решения проблемы предложил жестко определить минимальный размер платы за аварийное обслуживание МКД на непосредственном управлении, исходя из площади дома. Член региональной Палаты Руслан Хайров внес рекомендацию усилить разъяснительную работу с собственниками. Он также предложил выйти от ОП УО с законодательной инициативой о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, чтобы при переходе многоквартирных домов на непосредственное управление жильцы были бы обязаны заключать договора с организациями, которые будут их обслуживать. Поддержав коллегу, член Общественной палаты Ромуалдас Янушкявичюс подчеркнул, что за подобными МКД должен быть особо жесткий контроль как со стороны профильных органов, так и муниципальной власти. Александр Потапов, в свою очередь, поделился мнением о необходимости обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой об отмене непосредственной формы управления. По словам члена ОП УО Олега Савко, поскольку федеральный центр вряд ли пойдет на столь радикальное решение вопроса, он считает оптимальным идею Гаяза Кафизова о введении штрафов для недобросовестных жильцов.

Подводя итоги дискуссии, Вячеслав Ярош отметил, что профильная комиссия региональной Палаты подняла очень важную тему, которую ни в коем случае нельзя замалчивать. «В ближайшее время мы направим в общественные палаты муниципалитетов письма с рекомендациями обсудить этот вопрос на местном уровне и выработать свои предложения по изменению ситуации к лучшему. Наше обращение с просьбой рассмотреть проблему о качестве подготовки домов, находящихся на непосредственном управлении, к новому отопительному сезону поступит в Совет муниципальных образований Ульяновской области», — заявил он.

Общественники также призвали представителей Государственной жилищной инспекции региона провести собственную проверку по тем домам, где уже побывали члены ОП УО во главе с Александром Потаповым, чтобы определить реальное положение дел и вынести необходимые предписания. Региональному и муниципальному депутатскому корпусу, кураторам муниципальных образований в Правительстве Ульяновской области Общественная палата напомнит о состоянии проблемного жилого фонда, его старении и потребует принятия необходимых управленческих решений.

По мнению представителей региональной Палаты, вопросы содержания жилого фонда, находящегося на непосредственном управлении, важно максимально широко освещать в средствах массовой информации. В завершение участники встречи призвали специалистов контакт-центров, работающих в муниципалитетах, усилить разъяснительную работу с населением, в частности, в рамках собраний собственников жилья.