30 мая 2018 года в рамках заседания Комиссии региональной Общественной палаты по жилищно-коммунальному комплексу, строительству и благоустройству были рассмотрены две значимые темы. Первая касалась целесообразности выделения в отдельную структуру исполнительных органов государственной власти Ульяновской области направления «ЖКХ и энергетика», вторая — проблем долевого участия в жилищном строительстве.
Открывая встречу, председатель комиссии Вячеслав Ярош напомнил, что инициатором вопроса о создании в области отдельного Министерства ЖКХ и энергетики стал член региональной Палаты Александр Потапов. Ранее он уже озвучил эту идею в рамках слушания отчета Председателя Правительства области Александра Смекалина, а теперь настало время обсудить ее подробнее.
«В последнее время я очень плотно сотрудничаю с Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта региона и вижу, насколько колоссальный объем работы на него возложен. В основе моего предложения о разделении ведомства лежит факт, что оно наделено функциями, которые порой мало связаны между собой и различаются своей спецификой. Считаю, что ЖКХ, промышленность и дорожное хозяйство – три отдельных объемных сектора. Что касается жилищно-коммунального комплекса, проблемы отрасли являются одними из наиболее актуальных для ульяновцев и требуют особо пристального внимания. Сегодня, когда формируется областной бюджет и денежные средства распределяются между министерствами, сфера ЖКХ финансируется во многом по остаточному принципу, тогда как на ее развитие требуются глобальные вложения», — обозначил свою позицию Александр Потапов.
С мнением коллеги согласились члены Общественной палаты Виктор Шингаров, Руслан Хайров, Леонид Сороцкий и представитель Консультационного совета при ОП УО Анатолий Сторожков. По словам последнего, на федеральном уровне существует Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, во многих регионах страны министерства ЖКХ и энергетики также являются самостоятельными структурами. «Яркий пример — Самарская область, где профильное ведомство решает, в том числе, вопросы тарифного регулирования. Аналогичную систему целесообразно внедрить и в Ульяновской области. Задач для нового министерства предостаточно: необходимо решать проблемы водо- и теплоснабжения, строительства канализации в муниципальных образованиях и многие другие», — заявил Анатолий Сторожков. В его поддержку выступил также Вячеслав Ярош. Председатель профильной комиссии ОП УО отметил необходимость для будущего Министерства ЖКХ и энергетики курировать вопросы не только тарифообразования, но и оценки состояния конструктивных элементов и инженерных систем социальных объектов, освободив от этого другие подразделения регионального Правительства.
Как отметил Министр промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин, в ведомстве ведется постоянный поиск оптимальной модели управления. Основа действующей структуры министерства была сформирована в 2013 г. Годом позже в нее вошел блок промышленности, а в 2016 г. – Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники и Государственная жилищная инспекция региона. Был период, когда в структуре ведомства числились министр, один его заместитель, а остальные направления возглавляли директора соответствующих департаментов. В настоящее время количество заместителей министра доведено до трех, выделены профильные замы по ЖКХ, строительству и вопросам управления. Имеются вакантные должности руководителей департамента строительства, департамента жилищной политики и государственного жилищного надзора.
«В прошлом году Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов озвучивал предложение о выделении из нашего ведомства блока промышленности и создании отдельного Министерства промышленности и предпринимательства, и эта тема пока изучается. В целом глава региона объявил об изменении принципов работы системы управления. Вводится дополнительный функционал у заместителей Председателя Правительства, по приоритетным направлениям развития региона выделяются проектные офисы, носящие межведомственный характер», — пояснил Дмитрий Вавилин.
По словам министра, значительный объем работы в сфере ЖКХ курирует Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области. На нее, в частности, возложено решение проблем электро- и теплоснабжения, ведется работа по консолидации активов в водоснабжении и водоотведении. Важно учитывать и тенденцию снижения участия муниципалитетов в управлении отраслью с передачей функционала на областной уровень.
«Принцип, который был положен в основу при формировании нашего министерства, – сконцентрировать в одних руках весь спектр задач, стоящих перед регионом в части формирования комфортной среды проживания граждан. Кроме того, ряд функций каждого блока действительно пересекаются», — подытожил Дмитрий Вавилин.
По результатам обсуждения Комиссия ОП УО по ЖКК, строительству и благоустройству вынесла рекомендацию при анализе действующей структуры Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта учесть предложение о выделении направления «жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика» в отдельное ведомство.
Во второй части заседания общественники вернулись к проблеме обманутых дольщиков, которую региональная Палата неоднократно рассматривала в предыдущие годы. Член Общественной палаты Руслан Хайров проинформировал, что на федеральном уровне вводится запрет заключать с гражданами договоры долевого строительства с 1 июля 2019 года, однако решение вопросов по уже запущенным стройкам возложено на региональные и муниципальные власти. По его мнению, наиболее сложная ситуация сложилась на сегодняшний день на объектах строительных компаний «Максима» и «Птицефабрика Тагайская», именно поэтому Руслан Хайров предложил обсудить их в первую очередь.
О возводимом ООО «Максима» жилищном комплексе «Молодежный» на улице Буинской в областном центре заместитель Министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Шканов сообщил, что он с коллегами занимается поиском инвесторов с целью завершения строительства дома. Сегодня имеется компания, готовая взять на себя эту задачу, — ООО «Проект Инжиниринг Девелопмент» (руководитель — Василий Ивахненко), однако директор ООО «Максима» Андрей Сидоров отказывается с ней работать, заявляя, что хочет достроить дом самостоятельно. «В этом мы стараемся ему помогать – решаются вопросы с парковками, лифтами и закладкой кирпичом отверстий в фасаде. Сегодня на объекте работают порядка 7-10 человек — это сантехники, которые просверливают отверстия под коммуникации и готовятся делать разводку труб. Что касается наружных сетей, все они, за исключением теплосети, уже находятся на объекте», — подчеркнул Сергей Шканов.
Лидия Кучеренко – одна из участников долевого строительства ЖК «Молодежный» — рассказала собравшимся, что дом должен был быть сдан еще в декабре 2015 г. Однако Андрей Сидоров не желает встречаться с дольщиками, отчего многие уже утратили надежду въехать в свое жилье в ближайшие годы. По словам Сергея Шканова, если в течение месяца ситуация не изменится, можно будет начать процедуру банкротства компании «Максима». После этого по закону будет инициировано конкурсное наблюдение, назначен конкурсный управляющий, а затем утвержден новый застройщик. Самого Андрея Сидорова в этом случае ожидает уголовная ответственность.
В качестве комментария Вячеслав Ярош призвал представителей Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области вести самый серьезный контроль за объектом и инициировать в отношении недобросовестного застройщика разбирательство с привлечением сотрудников прокуратуры и судебных органов.
«ООО «Птицефабрика Тагайская» ведет строительство домов №№ 34, 67, 97 и 140 по улице Красноармейской в Ульяновске. Первый к настоящему времени ушел в конкурсную массу. Принято решение по сдаче домов №140 и №67 в октябре и ноябре этого года соответственно, однако из-за наличия ряда сложностей этот срок, вероятно, будет продлен. По дому №97 усилия по поиску выхода из проблемной ситуации нами также предпринимаются», — добавил Сергей Шканов.
Ознакомившись с материалами, члены профильной комиссии Общественной палаты выразили желание раз в две недели получать свежие данные об изменениях в процессе достройки вышеуказанных МКД и итогах работы министерства в этом направлении. Далее они попросили уточнить, каким образом в регионе осуществляется надзорная деятельность в сфере строительства жилья.
По просьбе Вячеслава Яроша и Руслана Хайрова руководитель Агентства регионального государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ульяновской области Марина Симунова уведомила, что проведение контрольных обмеров и лабораторных испытаний в полномочия агентства не входят. Законодательством предусмотрена возможность обращаться в экспертную организацию, однако чаще всего застройщик ради ускорения процесса проводит замеры сам. Кроме того, у фирмы-подрядчика запрашиваются протоколы, сертификаты и иная документация в полном объеме.
«Я часто бываю на стройках и, видя многочисленные нарушения технологии строительства, прихожу в ужас. Системы, подобной советской, когда весь процесс возведения жилья подлежал тотальному контролю, сегодня нет. Хотелось бы вновь обозначить недопустимость возложения ответственности за эксплуатацию зданий социальных объектов на их руководителей, которые не являются специалистами по строительству. Это вопрос безопасности, сохранности зданий, эффективности использования ресурсов», — заявил Вячеслав Ярош.
В продолжение темы представитель ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» Константин Алексич рассказал об имеющихся пробелах в федеральном законодательстве, вследствие чего из-под контроля выпадает значительный пласт вопросов, связанный с проведением капитального ремонта. Если ранее государственной экспертизе подвергались все разделы проектно-сметной документации, проходила защита проекта, то теперь этого не делается. Сегодня можно практически бесконтрольно разрушить здание до бетонного каркаса и затем «собрать» заново. С этой проблемой ОГКУ «Ульяновскоблстройзаказчик» все же старается бороться, организуя проверки документации на достоверность.