На сайте ОП УО публикуется статья из блога члена Общественной палаты РФ от ОП Ульяновской области Елены Истягиной-Елисеевой по итогам слушаний отчета о результатах деятельности Правительства Ульяновской области в сфере физической культуры, молодежи и туризма за 2017 год на площадке Общественной палаты региона.
25 апреля 2018 года в Общественной палате Ульяновской области прошли слушания отчета заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Кузьмина, курирующего вопросы физической культуры, молодежи и туризма, о результатах своей деятельности за 2017 год. Общественная палата Ульяновской области, после продолжительного обсуждения и обмена мнениями, не приняла отчет. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, подтверждая свое ранее принятое решение о том, что общественность контролирует и оценивает деятельность правительственных органов, отстранил Кузьмина от занимаемой должности.
Обсуждение текущего состояния дел в сфере физической культуры, молодежи и туризма в Общественной палате было продолжительным, в процессе жаркой дискуссии были затронуты очень важные проблемы Ульяновской области в этой сфере. Вопросы туризма и молодежной политики в нашем регионе находятся на этапе постановки задач, поэтому полемика по проблемам представленного социального блока предсказуемо сместилась в сторону физической культуры и здорового образа жизни. Представители спортивной общественности отметили положительные моменты и успехи, но в то же время, предъявили ряд серьезных замечаний к качеству работы министерства. Мы попробуем разобраться в этой теме без эмоций, только на основании фактов и цифр.
Успехи и проблемы в черно-белом спектре?
Первое, рассмотрим основные факты, которые свидетельствуют о состоянии физической культуры и здорового образа жизни в регионе в настоящий момент.
Факт первый. Позитивный. Ульяновская область находится в лидерах по показателю массовый спорт и физкультура. По официальной статистике Минспорта России мы находимся на 20 месте из 85 субъектов и имеем процент людей регулярно занимающихся физкультурой выше среднего по Российской Федерации. Однако, процент физкультурников старше 55 лет (вчетверо ниже от среднего по РФ) является важными показателем в соответствии с демографическим прогнозом изменения возрастной структуры населения в сторону старших возрастов. Необходимо разработать мероприятия по работе с этими возрастными группами: повысить привлекательность спорта и доступность спортивной инфраструктуры; необходимо заинтересовать людей старше 55 лет и предоставить им возможность заниматься.
Факт второй. Неблагоприятный. Спорт высших достижений в 2017 году продемонстрировал умеренно негативную динамику: по сравнению к показателям 2015 года на 7% или 46 человек уменьшилось число спортсменов высокого уровня. Однако, количество занимающихся в спортивных учреждениях имеет небольшой прирост, а также зарегистрировано в три раза больше федераций по различным видам спорта. Можно сделать вывод об интересе населения к новым формам физической активности на фоне стагнации олимпийских видов. Объективно, эта тенденция характерна для Российской Федерации в целом и связана со взрывным ростом новых видов спорта. Необходимо: определить приоритеты в развитии спорта высших достижений в регионе и разработать стратегию развития и экономическую политику в данном направлении. Важно повысить финансовую прозрачность текущей деятельности и наладить регулярное взаимодействие между представителями общества, бизнеса и государства. Оба показателя — массовый спорт и спорт высших достижений — являются основными для оценки эффективности исполнительной власти в отрасли.
Второе, важно прояснить: существующий сегодня программный подход к управлению, который применяют в своей работе министерства, рассчитан на долгосрочное планирование и ресурсоемкие цели. Этот подход зачастую не учитывает оперативные задачи отрасли, которые необходимо решать здесь и сейчас. Рассмотрим подробнее эту тему.
Задачи для решения – здесь и сейчас
Задача первая. Один из основных вызовов нашего времени – отсутствие достаточных стимулов для прихода молодых кадров на работу в сферу спорта. Интерес к отрасли у молодежи, в целом, есть. Но адресные меры материальной и нематериальной поддержки нуждаются в серьезной проработке.
Задача вторая. Между городскими и сельскими территориями существует разрыв в качестве физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Неравны условия как для самостоятельных занятий физкультурой, так и для реализации современных программ дополнительного образования в школах. Требуется сформировать комплекс мер для улучшения ситуации, включающий множество аспектов: развитие системы наставничества молодых специалистов со стороны опытных работников; стимулирование механизмов государственно-частного и социального партнерства; привлечения частных инвестиций в развитие данного сектора.
Задача третья. Требуется предпринять усилия для повышения уровня удовлетворенности населения физкультурно-оздоровительными и спортивными услугами. В данном случае необходимо развивать систему открытых информационных электронных ресурсов, оповещающих о работе спортивных учреждений. А также проводить регулярный мониторинг качества спортивной инфраструктуры, в том числе, дворовых спортивных объектов.
Задача четвертая. Отсутствие в рамках региональных спортивных программ и подпрограмм, как проектов с конкретными конечными результатами, четкими сроками и предусмотренным финансированием, размывает суть этих программ, нередко сводя их к реализации так называемых «мероприятий», целесообразность которых неочевидна. Мировая практика показывает, что государственные органы, не имеющие внешнего давления со стороны конкурентов, к разным управленческим новшествам относятся с недоверием. Однако, без разработки нового экономического инструментария и механизмов работы; без улучшения вертикальных и горизонтальных внутри- и межведомственных связей; без эффективного взаимодействия с бизнесом и обществом, хорошо сформулированные и правильно поставленные задачи не решаются.
Общественная палата Ульяновской области готова активно участвовать в постановке целей и задач развития физической культуры, спорта и молодежной политики, и надеется на активное, плодотворное сотрудничество с правительством Ульяновской области в реализации конкретных целевых проектов в этой сфере.