Промежуточные итоги проверки внутридомового газового оборудования обсудили 28 декабря 2017 года участники заседания Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по жилищно-коммунальному комплексу, строительству и дорогам. Напомним, поручение провести внеплановую проверку Правительству региона дал в ноябре Губернатор Сергей Морозов.
С основным докладом на мероприятии выступила директор Департамента жилищной политики и регионального государственного жилищного надзора Министерства промышленности, ЖКК, строительства, и транспорта Ульяновской области Татьяна Картузова. По ее словам, во исполнение поручения главы региона в целях обеспечения надежности и безопасной эксплуатации внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного (ВКГО) газового оборудования, использования в быту природного газа, являющегося источником повышенной опасности, в муниципальных образованиях региона были созданы межведомственные комиссии по проверке вышеуказанного оборудования, составлены планы и графики проведения проверок.
«Количество многоквартирных домов, оснащенных газовым оборудованием, в области составляет 6634, в а число квартир в них – 242003. Договоров на эксплуатацию ВДГО/ВКГО заключено 208764, что составляет 84%. Наиболее сложная ситуация с договорами эксплуатации внутридомового газового оборудования сложилась в г. Димитровграде, не заключенных договоров по ВКГО больше всего в г. Ульяновске, г. Новоульяновске и Сенгилеевском районе. Что касается индивидуальных домов, договоры заключили владельцы 79% из 143618 таких объектов. Здесь «аутсайдерами» являются жители г. Димитровграда, г. Новоульяновска, Новомалыклинского и Сенгилеевского районов», — проинформировала Татьяна Картузова.
Из 39802 квартир, запланированных к осмотру, комиссиями, созданными в муниципалитетах, по состоянию на 27 декабря пройдено 25336, из них квартир в многоквартирных домах – 20589, с одинокопроживающими престарелыми гражданами — 2266, инвалидами — 1382, многодетными семьями – 2552. Не предоставили доступ в свое жилье владельцы 5583 квартир. Таким образом, фактически осмотр произведен в 19753 квартирах,что составляет 63% от запланированного количества. Всего было выявлено 597 нарушений: отсутствие договоров, загрязнения варочной поверхности, отсутствие шлагов и тяги, истечение срока эксплуатации газового обрудования и/или договора на его обслуживание, заделка вентиляционного окна, установка вытяжки с нарушением т.д. По итогам гражданам выдано 549 предписаний, произведено 2 отключения газа (самовольная врезка).
«Злостные нарушения правил эксплуатации газового оборудования, как правило, выявляются при тотальных проверках. Считаю, что действия, организованные в конце текущего года по поручению Губернатора Ульяновской области, должны осуществляться ежегодно», — подытожила Татьяна Картузова.
Ознакомившись с представленной информацией, председатель профильной комиссии региональной Палаты Вячеслав Ярош попросил уточнить, какова величина штрафов за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования. Его коллега Руслан Хайров поинтересовался, какие еще последствия, кроме финансовых затрат, ожидают нарушителей закона. Как отметила Татьяна Картузова, часть 2 статьи 9.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает штрафы в размере от 1 до 2 тысяч рублей для граждан, от 5 до 20 тыс. руб. для должностных и от 40 до 100 тыс. руб. – для юридических лиц.
Главный инженер филиала ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в г. Ульяновске Николай Кочугов, в свою очередь, добавил, что следствием отсутствия заключенного договора на ВКГО с большой вероятностью может стать приостановка поставки газа. «Приятие такого решения – потенциально действенная мотивация для нерадивых собственников квартир, создающих свои уклонением от сотрудничества с газовиками опасность не только для себя лично, но и для своих соседей», — поделился мнением член Общественной палаты Олег Савко. В качестве комментария Татьяна Картузова сообщила, что во многих случаях возможности отключить газ у специалистов не имеется ввиду длительного отсутствия владельца жилья по причине его трудовой занятости за пределами региона. Николай Кочугов упомянул о сложности самой процедуры, включающей неоднократную отправку собственнику уведомлений об обязанности заключить договор и поиск свидетелей его уклонения.
Далее общественники поинтересовались, с какими основными сложностями в работе с населением приходится сталкиваться организациям, которые занимаются обслуживанием внитридомового газового оборудования. По словам приглашенных на заседание генерального директора ООО «Автогазсервис» Галины Суваровой и и.о. заместителя главного инженера ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» Дениса Шмондина, больше всего их деятельность затрудняет отсутствие дома жильцов квартир, подвергающихся обходу. «Нередко мы сталкиваемся и с ситуациями, когда заменить газовое оборудование гражданам предлагают неизвестные нам частные компании», — сообщил Денис Шмондин. К жителям региона он обратился с призывом в подобных случаях не принимать на веру все, что говорят подобные специалисты, внимательно изучать служебные удостоверения последних, а в случае возникновения малейших подозрений отказываться от предлагаемых ими услуг.
Председатель Комиссии ОП УО по ЖКК, строительству и дорогам Вячеслав Ярош обозначил необходимость особого контроля за состоянием газового оборудования в квартирах, где проживают граждане с ментальными особенностями, инвалиды, одинокие пенсионеры, многодетные семьи и представители иных социально незащищенных слоев населения. На это заместитель директора – начальник отдела развития социальной поддержки населения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области Александр Адонин пояснил, что для данных категорий граждан предусмотрены меры соцподдержки. Одинокопроживающим пенсионерам и инвалидам полагается единовременная выплата на замену газовой плиты, многодетным и неблагополучным семьям помощь предоставляется на условиях социального контракта.
В завершение заседания представители Общественной палаты вынесли в адрес органов власти и иных ответственных за вопросы газоснабжения лиц ряд рекомендаций. «В регионе немало домов с особенностями обслуживания, в их числе отапливаемые из газовых баллонов, МКД с крышными котельными. Их осмотру нужно уделять более пристальное внимание. То же касается домов, где установлены газоанализаторы, и состояния труб в местах прохода сетей и перекрытий. Что касается содержания договоров о техническом обслуживании и ремонте ВДГО/ВКГО, в них должен указываться конкретный период проведения работ и их виды, а также контактный телефон организации-исполнителя. Это позволит снизить число отказов в доступе к оборудованию со стороны жильцов. Текст документа должен быть доступен для понимания рядового гражданина. Наконец, важно ужесточить ответственность для физических и юридических лиц за незаключение договора», — отметил Вячеслав Ярош.
Председатель профильной комиссии региональной Палаты и его коллеги Олег Савко и Ромуалдас Янушкявичюс отметили необходимость оценить обоснованность величины платежа с населения за услугу по осмотру газового оборудования, которая на сегодняшний день составляет от 250 рублей до 800 рублей в год. Общественники заявили о целесообразности возложить эту функцию на рабочую группу по контролю обоснованности установления тарифов на ЖКУ, действующую при Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Члены ОП УО также порекомендовали профильному министерству инициировать проверки ВДГО/ВКГО на постоянной основе и подготовить методические рекомендации ля населения с целью разъяснения для жителей региона порядка их проведения.