Главной темой для обсуждения на прошедшем 27 сентября 2017 г. заседании Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по жилищно-коммунальному комплексу, строительству и дорогам стал вопрос о прозрачности формирования платежей за услуги ЖКХ и платежных документов.

Открывая встречу, председатель профильной комиссии ОП УО Вячеслав Ярош напомнил, что предметом обсуждения в региональной Палате тарифы на коммунальные услуги становятся не впервые. В течение последних лет вопрос о прозрачности применения тарифной политики по-прежнему остается актуальным. «После неоднократных рекомендаций со стороны общественников о необходимости внедрения системы контроля за платежами в 2012 г. распоряжением Губернатора Сергея Морозова в Ульяновской области была создана рабочая группа по применению тарифов на услуги ЖКХ, последние изменения в состав которой были внесены в марте текущего года. Сегодня хотелось бы получить информацию о том, насколько результативна ее деятельность», — подчеркнул Вячеслав Ярош.

По словам заместителя регионального Министра промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Александра Черепана, основной целью создания рабочей группы было снижение социальной напряженности, связанной с изменением величины и порядка начисления тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В 2017 г. состоялось два ее заседания, на которых обсуждались вопросы утверждения исполнительными органами власти нормативов потребления ресурсов, начисления управляющими организациями платежей за услуги ЖКХ для населения, а также рассматривались обращения граждан. Кроме того, рабочей группой было принято решение о проведении анализа возможностей установки приборов учета в многоквартирных домах, максимальный объем потребления тепловой энергии в которых составляет менее0,2 Гкал в час. Из 686 обследованных МКД такая возможность была установлена для 440, и даны соответствующие рекомендации.

«Что касается самого начисления тарифов, основные сложности связаны с неоднократным за последнее время внесением изменений в Жилищный кодекс РФ в части использования коммунальных ресурсов на содержание общего имущества. Не успевая внедрить в регионе законодательные нововведения, Министерство промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области неоднократно становилось ответчиком в суде, отменявшем нормативы, и затем вынуждено было утверждать их в соответствии с новым порядком. Все это, разумеется, приводило к отсутствию понимания со стороны населения», — заявил Александр Черепан.

Говоря о средней величине роста тарифов, директор Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Сергей Ципровский проинформировал, что в 2017 году она составила 3,9%, что не превышает предельно установленного на федеральном уровне значения. На вопрос члена Общественной палаты Леонида Сороцкого о том, какое место по данному показателю наш регион занимает в ряду субъектов ПФО, он ответил, что меньший рост тарифов — 103,5% — зафиксирован только в Саратовской области.

Далее по просьбе члена ОП УО Руслана Хайрова разъяснить, каким образом был установлен тариф на содержание жилья, Александр Черепан сообщил, что при принятии решения учитывались, в первую очередь, интересы населения. «Проанализировав типичную пятиэтажную «хрущевку», мы рассчитали, что экономически обоснованная величина тарифа – 36 рублей за квадратный метр площади, тогда как по факту с жильцов взимается 21 руб./кв.м.», – привел пример он.

Подводя итоги дискуссии, Вячеслав Ярош и его коллеги заявили о недостаточной эффективности рабочей группы по применению тарифов на услуги ЖКХ в Ульяновской области. В целях обеспечения системной деятельности и оперативного реагирования на проблемные ситуации они порекомендовали проводить заседания в еженедельном режиме. Александру Черепану члены профильной комиссии региональной Палаты предложили осуществлять сбор и анализ лучших практик реализации тарифов. Кроме того, принято решение о включении двух представителей Общественной палаты: Александра Потапова и Виктора Шингарова — в состав Координационного совета по применению профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ.

Следующим в повестке дня стал вопрос о формировании и доставке населению платежных документов за коммунальные услуги. Несмотря на заверение Александра Черепана о том, что единые требования к платежным документам действуют на всей территории региона, общественники обозначили в данной сфере ряд проблем. По словам члена ОП УО Олега Савко, жители нескольких домов жаловались ему на необходимость платить за содержание лифтов, которых в МКД попросту нет. Аналогичные ситуации требования платы за отсутствующую услугу по сбору и очистке сточных вод в отдельных поселениях региона упомянул Виктор Шингаров. Руслан Хайров, в свою очередь, подчеркнул, что жители муниципальных образований зачастую не получают платежные документы установленной формы и, следовательно, не имеют представления, за что и в каком объеме с них взимают деньги.

На комментарий заместителя директора ООО «Региональный информационный центр – Ульяновск» Дениса Лялякина о дороговизне услуги «Почты России» по доставке квитанций в сельской местности Вячеслав Ярош и Александр Потапов напомнили о наличии возможности их электронной рассылки. На сайте ООО «Региональный информационный центр» (www.ric-ul.ru), к примеру, можно завести личный кабинет, куда будут приходить все квитанции на оплату услуг ЖКХ.

«Большинство случаев, о которых рассказали общественники, объясняются низким уровнем профессиональной подготовки специалистов, которые готовят платежные документы, в муниципальных образованиях области. По муниципальным образованиям мы проведем отдельную проверку, разберемся в ситуации и накажем лиц, ответственных за неисполнение закона», — заверил Александр Черепан.

Тему о недостаточной квалификации работников жилищно-коммунального хозяйства продолжила приглашенная на заседание председатель Комиссии Общественной палаты по развитию науки, инноваций, образования, делам молодежи, физической культуре, спорту и популяризации здорового образа жизни Надежда Ярушкина. К коллегам она обратилась за поддержкой в решении вопроса о продлении срока действия регионального закона от 29 сентября 2015 г. № 131-ЗО «О некоторых мерах по привлечению в организации жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на территории Ульяновской области, квалифицированных работников» до 2023 года.

«Данные статистики свидетельствуют, что средний возраст инженеров в организациях ЖКХ сегодня составляет 53 года, а специалистов в сфере водоснабжения – 57 лет. Рассчитано, что к 2020 г. потребность в сотрудниках для ресурсонснабжающих организаций региона составит 257 человек, а для управляющих компаний – 210», — сообщила Надежда Ярушкина.

С целью обеспечения отрасли квалифицированными кадрами с 2015 года в Ульяновском государственном техническом университете осуществляется целевая подготовка по направлению «Управление и эксплуатация систем жилищно-коммунального хозяйства». В настоящее время по программе бакалавриата в вузе обучаются 111 студентов, с прошлого года работает и магистратура. Среднее профессиональное образование и квалификацию «Мастер жилищно-коммунального хозяйства» сегодня можно получить в Инзенском государственном техникуме отраслевых технологий, экономики и права, Димитровградском техническом колледже, Ульяновском строительном колледже. Недавно лицензию на подготовку таких специалистов получил Ульяновский техникум железнодорожного транспорта.

Согласившись с мнением Надежды Ярушкиной, что окончание срока действия закона в 2018 г. преждевременно, Вячеслав Ярош принял решение о совместном выдвижении вопроса от имени двух профильных комиссий ОП УО на следующее заседание Совета региональной Палаты. В случае, если предложение о продлении программы подготовки кадров в сфере ЖКХ до 2023 года будет одобрено членами Совета, соответствующая инициатива будет направлена в Законодательное Собрание Ульяновской области.

Комментарий члена Консультационного совета при Общественной палате региона, эксперта в сфере жилищно-коммунального хозяйства Андрея Чернецова:

— Три года назад я занимал должность председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска. Вопросы, которые сегодня обсуждались на заседании Общественной палаты, рассматривались еще в то время и теми же людьми. До сих пор отсутствует система информирования населения управляющими компаниями. Из более 90 УК, существующих в Ульяновске, эту работу ведут только три: АНО «Центр ТСЖ», «ЦЭТ» и ГК «Аметист». Не решен и вопрос доставки платежных документов гражданам. Вывод: о значительных позитивных изменениях в сфере ЖКХ говорить не приходится.