5 апреля 2017 года на площадке Общественной палаты Ульяновской области состоялся круглый стол на тему: «Психология жизни». Его организаторами выступили активисты регионального отделения Молодежной Ассамблеи народов России «Мы – россияне». В качестве главного эксперта на круглый стол пригласили психолога суицидологического кризисно-психиатрического отделения при Городской клинической больнице №20 (г. Москва) Ольгу Калашникову.

В рамках мероприятия участники встречи задали ей немалое количество вопросов. Ответы на самые интересные из них публикуются на сайте ОП УО.

— Ольга Эрнстовна, каковы основные причины, по которым дети и подростки решают свести счеты с жизнью?

— В сфере суицидологии я работаю уже более 20 лет и помню, что еще в 1980-х годах считалось, что стремление к самоубийству – психическое заболевание, которое необходимо лечить. Сегодня ученым точно ясно, что это не болезнь. На самом деле проблема суицидов как агрессивных действий по отношению к собственной личности – вершина айсберга. Помимо борьбы с «группами смерти» обществу нужно задуматься о воспитании граждан, которые будут ценить жизнь, буквально цепляться за нее.

Как получается, что уже к школьному возрасту мы имеем пассивных, ничем не интересующихся детей? При рождении любой ребенок – это чистый лист, однако уже к году он чувствует, рады ли ему, нужен ли он в этом мире. Если ребенка слишком туго пеленают, насильно кормят и т.д., он уже сталкивается с психологическим насилием. Далее в качестве основных методов воспитания родители выбирают осуждение, запреты. Уже к трем годам маленький человек должен овладеть определенными правилами поведения. Если они навязываются насильно, одни дети открыто бунтуют, другие, демонстрируя внешне правильное поведение, испытывают чувство собственной ненужности. В школьном возрасте давление на личность возрастает и дальше, у ребенка практически отнимают возможность на ошибку.

Напомню, что из послушного и пассивного малыша нельзя вырастить самостоятельного взрослого человека. Многие родители не дают детям право выбора, культивируют в них беспомощность. Утешение такие ребята ищут в «группах смерти», где модераторы подстраиваются под их стиль общения, демонстрируют понимание их проблем. Все заканчивается тем, что ребенок послушно выполняет навязанные команды.

— Воспитание неизбежно без определенной степени психологического давления. Где та «золотая середина», чтобы, с одной стороны, не избаловать ребенка, а, с другой, не сломать его личность?

— И пренебрежение к потребностям ребенка, и гиперопека – неэффективные стратегии. Многие женщины, особенно те, кто воспитывают детей в одиночку, кладут свои жизни на алтарь их воспитания, и результат этого в большинстве случаев также плачевный. Психологические уязвимые дети часто вырастают в семьях венных, учителей, врачей, священников, психологов и психотерапевтов – именно представители этих профессий склонны считать, что точно знают, как поступать и жить правильно.

Родителям, которые хотят избежать проблем и сформировать в детях стремление к жизни, нужно изучать педагогическую литературу на эту тему, которой сегодня выпущено немало. Помните: стиль воспитания зависит от того, насколько вы сами психологически здоровы и осознанны.

— Как нужно вести себя родителям, чтобы предотвратить суицидальные настроения у детей и подростков?

— Базовая ценность, которая должна лежать в основе общения, – доверие. Ребенок, когда ему плохо, всегда должен иметь возможность рассказать о своих проблемах родителям. Разумеется, такие взаимоотношения не формируются в один момент – их нужно выстраивать годами. Помочь в этом может мобильное приложение «Kids’ Skills», где родители найдут ответы на многие сложные вопросы, касающиеся воспитания. И, разумеется, очень важно, чтобы в регионе существовали службы специалистов, куда можно направить ребенка, если имеются опасения о его желании покончить с собой.

— Какова роль в вопросах профилактики суицидальных проявлений системы образования?

— Как я уже сказала, психологическое давление на школьников может усугублять суицидальные мысли. К сожалению, в современных школах педагоги буквально «завалены» отчетами и проверками, из-за которых у них попросту не остается времени, которое можно было бы посвятить непосредственно детям. Отмечу при этом, что особенно сильное влияние школьное окружение оказывает на учеников 1-7 классов. Те, кто старше, «учатся жизни» в семье либо – в худшем случае — на улице.

— Какие действия могут предпринимать молодежные общественные организации с целью содействия работе по профилактике суицидов среди несовершеннолетних?

— Главное – создавать условия для различных видов досуга, чтобы каждый ребенок или молодой человек имел возможность заниматься тем, что интересно именно ему. Чем больше клубов по интересам, спортивных секций, молодежных объединений будет работать в городе или регионе, чем больше концертов, турниров, акций и интересных мероприятий они будут проводить, тем выше шанс для ребят «найти себя», самореализоваться.