23 марта 2017 года в Общественной палате региона состоялось слушание отчета заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Олега Асмуса о деятельности в 2016 г. В рамках встречи он озвучил ключевые показатели, характеризующие состояние региональной экономики, рассказал о планах работы на будущее и ответил на вопросы членов ОП УО.
Возглавляя экономический блок Правительства Ульяновской области, Олег Асмус курирует региональное Министерство развития конкуренции и экономики и Центр управления реформ (бывшее Экспертно-аналитическое управление), а также координирует деятельность всех министерств и ведомств, ответственных за решение задач социально-экономического развития. «По итогам 2016 года достигнутые успехи превзошли все ожидания. Ульяновская область сегодня является одним из немногих субъектов РФ, где за последние 10 лет ни разу не упали показатели промышленного производства. Установлен очередной рекорд по объему введенного жилья, с 1991 г. зафиксирован минимальный за всю постсоветскую историю показатель инфляции. Если пять лет назад наш регион занимал 59 место в рейтинге социально-экономического развития субъектов федерации, то сегодня он находится на 29-ой позиции и входит в пятерку передовых в Приволжском федеральном округе. При этом актуальными остаются несколько серьезных проблем: снижение за два последних года реальных доходов населения, низкий уровень роста заработной платы, значительный разрыв в доходах 10% наиболее богатых и 10% самых бедных ульяновцев», — рассказал Олег Асмус.
Одно из значимых направлений деятельности заместителя Председателя Правительства Ульяновской области — контроль за реализацией майских указов Президента России Владимира Путина 2012 года. Кроме того, Олег Асмус занимается реформированием системы государственной власти в части перехода на проектное управление. При его содействии полномочия по ведению социально-экономического анализа и прогнозирования осуществляет ОГБУ «Научно-исследовательский институт изучения проблем региональной экономики», и это позволило привлечь к работе ведущих ученых области, параллельно сократив в Правительстве региона несколько ставок чиновников.
«Мы по праву гордимся одной из лучших в стране системой разработки нормативных правовых актов, в которую включена оценка регулирующего воздействия. Ни один НПА в Ульяновской области теперь не вступает в силу без предварительного обсуждения с бизнес-сообществом. В этом году Губернатор Сергей Морозов поставил задачу организовать общественное обсуждение социально значимых нормативных актов, и я надеюсь, что в этом направлении активно проявит себя Общественная палата Ульяновской области. В числе других приоритетов на 2017 г.: не допустить снижения объема промышленного и сельскохозяйственного производства, а также роста инфляции более, чем на 5%. Показатель увеличения средней заработной платы должен как минимум на 1,5% превысить уровень инфляции», — подчеркнул Олег Асмус.
Ознакомившись с его докладом, слово взяли члены Общественной палаты Ульяновской области. Заместитель председателя ОП УО Татьяна Сергеева поддержала инициативу Олега Асмуса и его коллег по внедрению системы общественной оценки разрабатываемых в регионе нормативных правовых актов. На ее просьбу уточнить величину децильного коэффициента дифференциации доходов и величину средней заработной платы населения области Олег Асмус ответил, что по данным статистики первый показатель примерно соответствует общероссийскому уровню (11,6), тогда как в 2013 г. разница между средней величиной дохода 10% самых богатых и 10% наименее обеспеченных граждан России была 13,4 раза. «Средняя зарплата в регионе на конец 2016 года составляла 24368,6 руб., что на 7,1% превышает аналогичный показатель предыдущего года. По темпу роста доходов населения Ульяновская область сегодня занимает второе место в ПФО, а по абсолютным показателям находится на 7-9 месте», — добавил он.
В продолжение темы член Палаты Нина Дергунова порекомендовала вести ежегодный расчет не средней в абсолютных цифрах, а наиболее часто встречающейся величины заработной платы граждан. Далее она поинтересовалась, ведется ли в регионе работа по строительству муниципального жилья. «Ни в городском, ни в областном бюджете средства на строительство муниципальных квартир не закладываются, однако в регионе реализуется сразу несколько программ по обеспечению жильем нуждающихся ульяновцев. Выпускникам детских домов и гражданам, переселяемым из ветхих домов в рамках областной госпрограммы, к примеру, жилье представляется на безвозмездной основе – в этом случае за счет бюджетных средств приобретаются уже готовые квартиры у компаний-застройщиков. Работники бюджетной сферы имеют право участвовать в программе «Губернаторская ипотека», а молодые семьи – получить субсидии на приобретение квартир. В остальных случаях задача органов власти – создать конкуренцию между строительными компаниями: чем больше жилья в регионе строится, тем ниже будут цены на него для покупателей. К примеру, если три года назад однокомнатная квартира в микрорайоне «Юго-западный» стоила 1,450 миллиона рублей, то сегодня цена такого жилья составляет уже 1,100 млн. руб.
Председатель Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Общественной палаты Ульяновской области Вячеслав Ярош и член ОП УО Геннадий Слюсаренко отметили необходимость решения актуальных проблем в сфере ЖКХ: переселения граждан из аварийного и ветхого жилья, введения экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и обеспечения прозрачности начисления платы за общедомовые нужды. «Я согласен с тем, что программа по сносу ветхого и аварийного жилья в регионе должна осуществляться более активно. Что касается ОДН, эту тему мы неоднократно поднимали на встречах с главой региона. На сегодняшний день своим решением Сергей Морозов приостановил действие в Ульяновской области Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Со второго полугодия 2017 г. действовать будут тарифы, получившие экономическое обоснование и прошедшие предварительное общественное обсуждение, в том числе с участием региональной Общественной палаты», — отметил Олег Асмус.
В дополнение директор по развитию персонала ООО «Расчетный центр» г. Ульяновска Максим Светуньков пояснил, что большинство проблем, связанных с формированием тарифов на ОДН и услуги ЖКХ в целом, связаны с постоянно происходящими изменениями федерального законодательства. Он заверил, что региональные органы власти и профильные структуры будут строить свою работу исходя из интересов населения.
В заключение Татьяна Сергеева попросила Олега Асмуса поделиться личным мнением о том, достаточен или нет на сегодняшний день масштаб государственного регулирования экономики. «На мой взгляд, необходимо разделять отрасли. Те, что связаны, например, с безопасностью страны, здоровьем детей, — государство должно регулировать по максимуму. Другие отрасли, где определяющей является роль рынка, могут быть предельно либерализованы. В целом считаю, что государственное регулирование экономики целесообразно несколько усилить», — ответил он.
По окончании слушания члены Общественной палаты Ульяновской области по традиции провели голосование, по итогом которого вынесли единогласное решение о принятии отчета заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Олега Асмуса и признании его деятельности в 2016 году удовлетворительной.
Комментарий члена Общественной палаты Ульяновской области Геннадия Слюсаренко:
— Как было отмечено на сегодняшней встрече, Олег Владимирович ведет действительно огромную и серьезную работу. Нашей задачей при рассмотрении отчета стало не только обсуждение цифр статистики, но и анализ, какие плюсы по результату его деятельности смогли получить жители региона. Считаю, что это вполне удалось.
Хотелось бы обратить внимание Олега Асмуса и его коллег на несколько проблем, особенно волнующих население. Одна из них – начисление платежей за общедомовые нужды. Как председатель городского Совета ветеранов, я очень часто получаю обращения от пенсионеров по этому вопросу. Выяснилось, что, например, величина платы за электроэнергию на ОДН колеблется от 5 до 100 рублей с квартиры. Непонятно, почему разброс цен настолько велик. Еще одна важная тема связана с вводом нового жилья. Все мы знаем, что в последние годы заселяемость вновь построенных домов снижается вследствие падения доходов населения и ужесточения условий ипотеки. В связи с этим как никогда актуально задуматься о возведении муниципального жилья, которое ульяновцы со средним и низким доходом могли бы арендовать на приемлемых для себя условиях.