Проект федерального закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных услуг) в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пока вызывает много вопросов и требует тщательного общественного обсуждения. К такому выводу пришли члены Совета Общественной палаты Ульяновской области, рассмотрев проект нормативного акта на своем заседании 4 октября 2016 г.
Открывая дискуссию, член Общественной палаты России от ОП региона Нина Дергунова напомнила коллегам, что законопроект разработан Министерством финансов страны. Перед проведением его общественной экспертизы в формате «нулевого чтения» ОП РФ направила текст проекта НПА в общественные палаты регионов с целью сбора мнений. «Учитывая, что в Послании президента России Владимира Путина к Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. глава государства поставил задачу расширить некоммерческим организациям доступ к оказанию социальных услуг населению, важно понять, насколько проект нового закона учитывает ситуацию в этой сфере, сложившуюся на сегодняшний день. В первую очередь требует обсуждения, реально ли достичь количественных показателей отбора исполнителей государственного или муниципального заказа на оказание социальных услуг, предлагаемых разработчиками нормативного акта. В соответствии с проектом, в 2018 году негосударственным организациям должно быть передано не менее 20% всех соцуслуг, финансируемых из бюджета, в 2019 г. — не менее 40%, а в 2020 г. – 60%», — подчеркнула Нина Дергунова.
Как пояснила руководитель Центра развития некоммерческих организаций при Общественной палате Ульяновской области Елена Шпоркина, стремление на федеральном уровне открыть для НКО, коммерческих структур и индивидуальных предпринимателей рынок услуг, которые сегодня оказывает государство, вызвано стремлением повысить их качество за счет расширения конкуренции между исполнителями. В случае его принятия закон коснется всех отраслей социальной сферы, за исключением части медицинских услуг, финансируемых фондами обязательного медицинского страхования. При этом закреплены будут основные показатели объема и качества оказания услуг, категории потребителей и способы исполнения госзаказа, а также допустимые отклонения.
«Передача на рынок государственных или муниципальных услуг будет осуществляться следующими способами: через установление госзадания, заключение соглашения о государственно-частном партнерстве или концессионного соглашения (в том числе путем проведения конкурса) или отбор потребителями из Реестра исполнителей услуг по сертификату. В качестве инструмента снижения рисков предлагается право заказчика на одностороннее расторжение договора», — проинформировала Елена Шпоркина.
Заместитель председателя Общественной палаты Ульяновской области Татьяна Сергеева поделилась мнением, что при предлагаемой к внедрению системе значительные проблемы возникнут на муниципальном уровне по причине малого числа потенциальных исполнителей услуг на местах, в том числе официально зарегистрированных НКО.
Председатель Комиссии ОП УО по поддержке семьи, детей и материнства, социальной поддержке граждан, популяризации здорового образа жизни и вопросам экологии Валентина Караулова отметила, что в регионе наработан немалый опыт развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. «Несмотря на то, что на рынке давно работают частные медицинские учреждения, по имеющимся данным они оказывают не более 10% услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования. К осуществлению трудоемких и затратных видов медицинской помощи частные клиники вовсе не стремятся. Что касается законопроекта, показатели объема социальных услуг, которые предполагается передать негосударственным организациям, тоже кажутся мне завышенными. Считаю, что определяющим должен быть фактор, насколько готовы к данной работе сами потенциальные исполнители услуг», — заявила она.
Далее свою позицию озвучили приглашенные представители НКО. Президент Ульяновской региональной общественной организации содействия развитию дошкольного и дополнительного образования «Обновление» Маргарита Семикина высказалась в поддержку проекта закона. По ее словам, создание одного места в частном детском саду обходится в несколько раз дешевле, чем строительство нового государственного дошкольного учреждения. При этом в случае передачи услуги частному исполнителю и ее бюджетного финансирования величина платы за посещение детсада для населения останется на прежнем уровне.
«Наша организация работает по принципу государственно-частного партнерства с апреля 2016 года, оказывая услуги по надомному обслуживанию, — сообщила руководитель Ульяновского регионального отделения «Российского Красного Креста» Елена Сибагатулина. – Практика показала, что компенсация со стороны государства за выполненные нами услуги поступает постфактум и с определенной задержкой во времени. Чтобы эффективно работать по новой системе, у НКО в запасе должны быть денежные средства на своевременную выдачу зарплаты сотрудникам и отчисление налогов».
В дополнение участники заседания обозначили еще несколько вопросов, которые необходимо прояснить в ходе общественного обсуждения законопроекта. Заместитель председателя региональной Палаты Борис Борисов поделился беспокойством за будущий кадровый состав государственных и частных социальных учреждений. Председатель Комиссии ОП УО по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Юлия Володина отметила необходимость уточнить, планируется ли компенсировать за счет бюджетных средств затраты не только на оказанные негосударственными учреждениями услуги, но и на содержание и аренду ими площадей, оплату ЖКХ, связи и др.
Итоги обсуждения проекта закона «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных услуг) в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Общественной палате Ульяновской области подвела Татьяна Сергеева. «В заключении для ОП РФ будет отражено, что, по нашему мнению, далеко не все субъекты РФ сумеют достигнуть количественных показателей передаваемых на рынок социальных услуг в установленные нормативным актом сроки. Кроме того, мы сформулируем рекомендацию о необходимости компенсации затрат негосударственных организаций в полном объеме и авансовым методом. Необходимо обозначить, что расчет стоимости услуг должен проводиться по тем же методикам, которые используются для государственных и муниципальных учреждений. Наконец, ОП УО поставит вопрос о том, кто и каким образом, согласно законопроекту, будет осуществлять контроль за качеством оказываемых социальных услуг», — заявила она.
В заключение Татьяна Сергеева и ее коллеги обратились к представителям некоммерческих организаций региона с призывом направлять свои комментарии к проекту нормативного акта в региональную Палату.