23 марта 2016 года в Общественной палате Ульяновской области состоялось очередное заседание Комиссии ОП УО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления. Его участники обсудили пути повышения прозрачности формирования платежей за услуги ЖКХ в многоквартирных домах.

Первым пунктом повестки дня стало рассмотрение актуальных проблем в сфере сбора и вывоза бытовых отходов. Как отметил председатель профильной комиссии региональной Палаты Вячеслав Ярош, сегодня населению региона оказываются услуги по захоронению, а не утилизации отходов, в то же время в квитанциях об оплате указывается именно последняя формулировка. Объем собираемого мусора сегодня исчисляется в кубических метрах, тогда как, по его мнению, считать следует в тоннах.

«Данной теме долго не уделялось внимание на федеральном уровне, однако вступившие в силу с 2015 г. поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» изменили отношение к отходам как к отрасли и ввели новое понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО). Территориальная схема обращения с ними на региональном уровне уже разработана и проходит процедуру согласования. Она ответит на вопросы об оптимальной логистической схеме вывоза ТКО, местах создания сортирующих линий и строительства перерабатывающих предприятий, утвердит нормы накопления», — проинформировал заместитель Министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Носков.

По просьбе члена Общественной палаты Леонида Сороцкого пояснить, к каким изменениям приведет введение новой формулировки «твердые коммунальные отходы», пришедшей на смену ТБО, Сергей Носков рассказал, что в отличие от жилищных услуг, оказываемых на договорных отношениях и никак не регулируемых законодательно, услуги коммунальные «привязаны» к конкретным нормативам, в данном случае нормам накопления и тарифам в расчете на человека.

Член ОП УО Александр Потапов сообщил, что неоднократно встречался с организациями, оказывающими услуги по вывозу ТКО, и сравнил их цены. В большинстве договоров с управляющими компаниями (УК) прописывается стоимость вывоза одного контейнера и ориентировочное количество жильцов (исходя из вида дома), однако объективного экономического обоснования пока не существует. «Я предложил бы ввести систему, согласно которой работник, вывозящий контейнеры, визуально оценивал бы их наполняемость, делал соответствующую отметку в накладной и передавал в УК. Конечная стоимость услуги должна рассчитываться исходя из объема мусора, степени его сжатия, а также расстояния до полигона доставки», — завил Вячеслав Ярош.

Далее председатель Комиссии Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления продемонстрировал коллегам пример квитанции на оплату услуг ЖКХ, которую предоставила недавно обратившаяся к нему за консультацией жительница дома по адресу: ул. Аблукова, 30. Вячеслав Ярош обратил внимание на значительное расхождение по месяцам размеров платы за теплоснабжение – в указанном доме, к примеру, за январь 2016 года было начислено 1587 рублей, а за февраль – 3874 руб. «Разумеется, собственникам непонятно, на каком основании стоимость повысилась свыше, чем в два раза. В связи с этим предлагаю сделать более прозрачной и понятной населению форму квитанции. Что касается теплоснабжения, в ней должен быть указан законодательно установленный тариф, количество гигакалорий, потребляемых домом, включая показатели за предыдущий и текущий период и разницу между ними, и число Гкал, приходящихся на конкретную квартиру», — подчеркнул он. В дополнение Вячеслав Ярош напомнил о возможностях уменьшения размеров платежей за тепло для населения: они могут снизиться на 12-18% после установки общедомовых приборов учета, сократить потребление поможет и утепление дома (окон в подвале, входных дверей и т.д.).

Переходя к разбору величины платы за горячее водоснабжение, он поделился мнением, что в «платежке» важно указывать следующие показатели: лицевой счет собственника, площадь его жилья, показания приборов учета, как внутриквартирных, так и общедомовых («было — стало» и величину разницы), количество гигакалорий, затраченных на обогрев МКД и отдельную квартиру. Похожая схема, по словам Вячеслава Яроша, должна применяться при подготовке квитанций на оплату холодного водоснабжения и электроэнергии.

«Я согласен с Вами в том, что в платежных документах, представляемых управляющими компаниями гражданами, не хватает части данных. При этом хотелось бы обратить внимание, что многие УК значительно округляют цифры, отражающие объем потребленных ресурсов, и это зачастую приводит к необоснованному росту платы за них для населения», — поделился мнением председатель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев. В качестве комментария Александр Потапов отметил, что округление осуществляется для удобства расчетов, а эффект в случае отказа от него длится не более месяца.

«Учитывая многочисленные обращения граждан к нам и в Общественную палату региона, готовится новая форма квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Теперь в верхней части листа наглядно будут указаны общая задолженность на конкретную дату и номер лицевого счета собственника. Для того, чтобы население понимало, как производится расчет по нормативу теплоснабжения и как — по коллективному прибору учета, в документе будут отражены две соответствующие строки. Здесь есть «подводный камень» — значительной экономии затрат на отопление, по сравнению с нормативными показателями, граждане могут добиться лишь в случае установки в дополнение к общедомовому прибору учета системы погодного регулирования. Что касается горячего водоснабжения, полная расшифровка, из чего складывается величина платы для населения, будет размещена на оборотной стороне квитанции. Чтобы сделать это, необходимо обязать все управляющие компании передавать в ООО «РИЦ» информацию о потреблении ХВС на приготовление горячей воды и показатели Гкал на ее подогрев. Новую форму платежного документа жители получат в мае. В нем будут также указаны общедомовой объем потребления по каждому виду ресурсов и разница между показателями предыдущего и текущего месяцев», — заявил директор по управлению подразделениями Ульяновска ООО «РИЦ» Виктор Сакун.

По его словам, в организации работают 123 бухгалтера, к каждому из которых ежедневно обращаются не менее 20 ульяновцев. У многих из них вызывают возмущение перерасчеты размера платы за коммунальные услуги. Это происходит по причине того, что в штате ряда УК не хватает специалистов для снятия показаний общедомовых приборов учета в каждом МКД. Управляющие компании обращаются в ООО «РИЦ» с просьбой рассчитывать объем потребленных ресурсов по нормативу или на основании показателя предыдущего месяца. ООО «РИЦ» делает это, но затем, получив достоверные данные, вынуждено производить перерасчет. «Убедительно прошу предоставить старшим по домам право снимать и передавать нам показания приборов учета — это поможет избежать перерасчетов. Не меньшее количество жалоб поступает и в связи с расчетом платы за общедомовые нужды. В домах, жители которых проголосовали за непосредственную форму управления либо прямое абонирование поставщиков, проблем не возникает. Однако в других случаях ряд управляющих компаний продолжают начислять ОДН, даже если это запрещено решением суда. Сами УК рекомендуют делать перерасчет на заявительной основе. Получается, что если гражданин недостаточно информирован и не обратился в РИЦ, он продолжает платить. Считаю, что такого подхода быть не должно», — продолжил Виктор Сакун.

Согласившись с ним, Вячеслав Ярош обратился к заместителю начальника Управления регионального государственного жилищного надзора Ульяновской области Алексею Лазареву с призывом отслеживать подобные случаи и применять к нарушителям необходимые меры ответственности. Геннадий Антонцев, в свою очередь, упомянул о случаях, когда надзорные органы демонстрировали некомпетентность в части разъяснения гражданам порядка расчета расхода электроэнергии на ОДН в домах с двухтарифными приборами учета. Подводя итоги изучения новой формы платежного документа за услуги ЖКХ, член региональной Палаты Михаил Круглов порекомендовал Виктору Сакуну после ее утверждения распространить образец квитанции во все управляющие организации Ульяновской области.

«Что касается нормативов потребления коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению, существует два метода их определения: аналоговый и расчетный. Первый основан на выборочном наблюдении потребления услуг в многоквартирных домах с использованием коллективных приборов учета. Его применение в регионе затруднено, т.к. большинство муниципальных образований не представляет нам, либо направляет неполные данные о числе затраченных в месяц кубометрах на квадратный метр площади. В сложившихся условиях единственно реальным остается использование расчетного метода», — проинформировал заместитель директора Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области Сергей Курбатов. На это Вячеслав Ярош посоветовал Правительству Ульяновской области призвать администрации МО к ответственности за непредставление информации и поднять данный вопрос на одном из ближайших заседаний Совета муниципальных образований региона. Он также поддержал высказывание Геннадия Антонцева о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства России №306 от 23 мая 2006 г. «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и заявил, что от имени Общественной палаты Ульяновской области обратится за содействием к коллегам из ОП РФ.

Далее Вячеслав Ярош перешел к рассмотрению расходов за содержание и обслуживание общего имущества многоквартирных домов, подчеркнув, что виды необходимых услуг по каждому МКД должны быть утверждены общим собранием собственников. «Во времена СССР расходы на управление составляли порядка 10% стоимости общих затрат дома, а сегодня величина, в зависимости от управляющих компаний, может превышать эту цифру до 6 раз, что явно завышено. Не всегда понятно, в чем заключается та или иная услуга – например, обслуживание домофона. Если она подразумевает ремонт, очевидно, что он осуществляется по необходимости, т.е. относительно редко, следовательно, ежемесячно платить за эту услугу нецелесообразно», — сообщил он.

Говоря о статистике обращений граждан в органы власти и профильные организации, руководитель Центра общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ Ульяновской области Руслан Хайров проинформировал, что за 2015 год в учреждение поступило 575 обращений. Из них 53% было посвящено правам и обязанностям собственников многоквартирных домов, 13% — вопросам исполнения управляющими компаниями договорных обязательств по содержанию и текущему ремонту МКД, 14% — теме водоснабжения, 4% — отопления, 10% — капитального ремонта и 6% — аварийным ситуациям. И.о. директора Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области Нина Сидоранова рассказала об имевшем место в феврале-марте 2016 г. всплеске числа обращений по вопросам платы за капитальный ремонт МКД. На это директор МБУ «Контакт-центр» Денис Седов заявил о готовности организации консультировать управляющие компании и собственников домов, вошедших в программу капремонта 2015-1016 гг., при составлении протоколов общих собраний.

«Возвращаясь к теме капитального ремонта, считаю нужным напомнить о ряде актуальных проблем. По ряду домов в программе капремонта утверждены определенные виды работ, тогда как по факту выполняются другие. В отдельных муниципальных образованиях в 2015 году отремонтировано меньше домов, чем планировалось – в г. Новоульяновске, к примеру, из 25 МКД, вошедших в программу, работы выполнялись только в двух, причем не завершены до сих пор. Отдельно отмечу, что собственники не имеют права корректировать объем работ, признанных государственными органами обязательными к исполнению», — напомнил Вячеслав Ярош.

Подводя итоги заседания, он призвал Министерство строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области и другие профильные структуры отработать все озвученные вопросы и предложения в целях повышения прозрачности формирования платежей за жилищно-коммунальные услуги, роста доверия со стороны населения и уменьшения коррупции в отрасли.