23 сентября 2015 года в Общественной палате Ульяновской области состоялось совместное заседание Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности и Комиссии по проблемам безопасности граждан, взаимодействию с ветеранскими организациями и системой судебно-правоохранительных органов. Основной темой мероприятия стало рассмотрение вопросов обеспечения безопасности в образовательных организациях региона.
Начало обсуждению этой темы было положено на предыдущем заседании Палаты, прошедшем 26 августа. По его итогам присутствовавшие приняли решение продолжить дискуссию в расширенном формате, пригласив к участию не только специалистов Министерства образования и науки, но и представителей Управления МВД России по Ульяновской области.
Заседание открыл начальник отдела организации, внедрения и эксплуатации инженерно-технических средств охраны и безопасности регионального УМВД, подполковник полиции Андрей Шиндин. «По состоянию на 1 сентября 2015 г. на территории Ульяновской области осуществляют свою деятельность 877 объектов образовательной сферы, из них дошкольных – 317, общеобразовательных – 406, учреждений начального, среднего профессионального и высшего образования – 52, других – 102. В зоне действия пунктов централизованной охраны (ПЦО) находятся 536 образовательных организаций, из них 294 оснащены тревожной сигнализацией», — проинформировал он.
Как отметил Андрей Шиндин, сотрудниками УМВД России по Ульяновской области проведено 693 обследования образовательных учреждений, по результатам которых направлена информация в различные инстанции с целью принятия мер по обеспечению их безопасности.Среди основных выявленных недостатков отсутствие средств тревожной сигнализации (265 объектов), системы видеонаблюдения (392), системы контроля и управления доступом (586), а также нарушение инженерно-технической укрепленности зданий и ограждений территорий (103). При этом в 138 образовательных организациях недостатки уже устранены.
«Для повышения уровня взаимодействия подразделений и служб правоохранительных органов при возникновении чрезвычайных ситуаций в детских садах, школах, ПТУ, ссузах и вузах проведено 4 тактико-специальных учения и 435 учебных тренировок. Разработаны «Методические рекомендации по обеспечению безопасности учебного процесса в образовательных организациях Ульяновской области». Кроме того, региональным Управлением МВД установлен льготный тариф за реагирование на сигналы о срабатывании средств тревожной сигнализации в школьных, дошкольных и других образовательных организациях, кроме учреждений высшего и среднего профессионального образования (при круглосуточном оказании услуг) в размере 2500 рублей в месяц.При не круглосуточном реагировании на срабатывание тревожной сигнализации, подключенной по каналу GSM, для объектов указанной категории, расположенных в городах Ульяновске и Димитровграде, минимальный тариф составляет 6,86 рубля в час, для расположенных в других районных центрах – 6,44 руб. час, но не более 2500 рублей в месяц», — рассказал докладчик.
В завершение выступления Андрей Шиндин сообщил об отсутствии подразделений вневедомственной охраны в Павловском, Старокулаткинском, Новомалыклинском, Базарносызганском и Мелекесском районах Ульяновской области. Помимо этого, в рамках мероприятий по сокращению штатной численности подразделений вневедомственной охраны полиции территориальных органов МВД России с 1 ноября 2015 г. будет прекращено функционирование трех ПЦО: в р.п. Сурское, р.п. Радищево и с. Большое Нагаткино.
Последнее высказывание вызвало озабоченность членов Общественной палаты. «Получается, что в поселениях, где нет подразделений вневедомственной охраны и где будут закрыты ПЦО, единственной возможностью вызвать полицию для руководителей образовательных учреждений будет телефонный звонок в службу экстренного вызова. Все мы знаем, что в муниципалитетах, особенно в удаленных деревнях и селах, приезда полицейского наряда приходится ждать по несколько часов. За это время любая чрезвычайная ситуация или правонарушение может обернуться трагедией», — заявил заместитель председателя Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Андрей Корнилин.
В качестве комментария заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Ульяновской области, подполковник полиции Ольга Садыкова отметила, что сокращение в 2015 г. штата подразделений вневедомственной охраны в регионе почти на 460 человек – вынужденная мера (оно проводится в целях реализации указа президента РФ №356 от 13 июля 2015 г.), а единственным выходом для учреждений образования в МО остается заключение договоров с частными охранными предприятиями. На вопрос членов Общественной палаты Нины Дергуновой и Андрея Корнилина о том, какова ситуация с преступностью в восьми указанных районах, она ответила, что отсутствие пунктов охраны сказывается негативно – в каждом из муниципалитетов зафиксирован рост числа правонарушений, в том числе совершенных подростками и молодежью.
По просьбе члена региональной Палаты Рафаэля Мардеева разъяснить, что говорит законодательство по вопросу обеспечения охраной образовательных учреждений, директор ОГКУ «Управление обеспечения деятельности в сфере образования» Евгения Моргун уведомила, что наличие в детском саду, школе или техникуме ставки сторожа уже служит достаточным основанием для признания их готовности к учебному процессу. «Не секрет, что в большинстве образовательных организаций, особенно сельских, сторожами работают люди пожилого возраста, в том числе женщины, при этом не проходившие специальное обучение. Возможно, назрела необходимость пересмотреть требования к специалистам по охране», — вмешалась член ОП УО Людмила Ляшенко. В ее поддержку коллега Николай Панкрашкин предложил рассмотреть возможность привлекать к обеспечению охраны образовательных организаций профильные НКО, к примеру, казачьи общины.
«Подводя промежуточные итоги обсуждения, можно констатировать, что, к сожалению, ответственные лица начинают заниматься проблемой лишь после того, как произойдет какая-либо чрезвычайная ситуация. Нас крайне беспокоит, что главы Павловского, Старокулаткинского, Новомалыклинского, Базарносызганского и Мелекесского районов не уделяют внимания вопросам обеспечения своих МО вневедомственной охраной. Считаю, что данную тему Общественная палата Ульяновской области должна поднять перед Законодательным Собранием и Комиссией по чрезвычайным ситуациям региона», — заявила председатель Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Татьяна Твердохлеб. Председатель Комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан, взаимодействию с ветеранскими организациями и системой судебно-правоохранительных органов Олег Ломакин, в свою очередь, отметил необходимость направить официальные письма в администрации упомянутых муниципалитетов для запроса информации о предпринимаемых мерах по обеспечению безопасности учреждений образования либо пригласить глав МО с отчетами на одно из следующих заседаний Палаты.
Тему продолжил ведущий инженер отдела технического обеспечения и комплексной безопасности ОГКУ «Управление обеспечения деятельности в сфере образования» Алексей Малкин. «Проведенный мониторинг состояния комплексной безопасности в общеобразовательных организациях Ульяновской области, показал, что в настоящее время все они обеспечены физической охраной (в основном, сторожами, вахтерами и ЧОП). Из 536 учреждений 295 охраняются вневедомственной охраной, 31 — ФГУП «Охрана» МВД России, 210 –ЧОП. Кнопками экстренного вызова оборудовано 422 объекта, системами видеонаблюдения – 352 СОШ и 81 дошкольных учреждений, — рассказал он. — Всего муниципальными образованиями региона на мероприятия по антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций в 2015 году запланировано более 35,3 млн. рублей, из них выделено и освоено более 31,1 млн. руб. Денежные средства расходуются на восстановление инженерных защитных заграждений, установку сигнализации и видеонаблюдения, оплату обслуживания системы охраны».
По словам Алексея Малкина, в муниципальные органы управления образованием направлен перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций, разработанных Управлением по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области, в которые вошли: организация пропускного режима и ежедневного обхода прилегающей территории, ограничение стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 м. от образовательного учреждения, инструктаж персонала, наличие средств связи, обеспечивающих своевременное информирование правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы, наличие систем громкоговорящей связи, оснащение аппаратов телефонной связи устройством автоматического определения номера (АОН) и др.
Отдельно Алексей Малкин упомянул о финансировании. «Расходы, связанные с оплатой охранных услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режима, образовательные учреждения могут производить за счет средств из областного бюджета. Другие расходы, связанные с обеспечением безопасности (установка тревожных кнопок, камер наружного наблюдения, оснащение противопожарным оборудованием, средства на оплату труда сторожей и т.д.), должны осуществляться из казны МО», — пояснил он. На это Татьяна Твердохлеб отметила, что, по ее сведениям, средства на обеспечение физической охраны школ в бюджетах многих муниципальных образований не заложены. Андрей Корнилин и Нина Дергунова, в свою очередь, сделали закономерный вывод, что в условиях недостатка финансирования директора СОШ вынуждены просить деньги у попечителей или родителей учащихся.
По просьбе Олега Ломакина охарактеризовать ситуацию в сфере оснащения школ системами видеонаблюдения докладчик сообщил, в 18 районах области они установлены во всех СОШ. В Старокулаткинском районе работы ведутся в настоящее время, а в Майнском, Павловском, Сенгилеевском и Сурском районах они перенесены на следующий год ввиду недостатка средств муниципальных бюджетах 2015 г. Андрей Малкин подчеркнул, что ни федеральным, ни региональным законодательством не регламентированы требования, связанные с высотой установки видеокамер, шириной обзора, сроках хранения записанной информации, лицах, ответственных за ее сбор и обработку и т.д. Согласившись с ним, члены Общественной палаты отметили важность совершенствования нормативной базы в данной сфере, как и в части требований к антитеррористической защищенности образовательных учреждений в целом, и приняли решение обозначить эту проблему в Правительстве области, а также на федеральном уровне через коллег из ОП РФ. В дополнение Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Людмила Хижняк напомнила об отсутствии в школах отдельных штатных единиц, ответственных за функционирование систем наблюдения, а член региональной Палаты Николай Панкрашкин заявил о важности доработки уже установленных видеокамер и их объединения в сети.
Важной частью заседания стало обсуждение выступления Ольги Садыковой, озвучившей данные о ситуации с молодежной преступностью в регионе и мерах ее профилактики. «Как в целом по России, так и в Ульяновской области в течение последних 8-9 лет наблюдалось снижение подростковой преступности.За 8 месяцев 2015 года сократилось на 19,1% количество совершенных несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе на 66,7% – фактов причинения тяжких телесных повреждений, на 46,7%– грабежей, на 53,3%– разбоев, на 7,7% – преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В то же времяувеличилось число совершенных подростками краж чужого имущества (+18,2%) и угонов автотранспорта (+5,6%). Всего за истекший период преступления совершили 255 несовершеннолетних: 26,3% – в возрасте 14-15 лет, 73,7% – в возрасте 16-17 лет, 42% из них школьники, 36,1% — студенты профессиональных образовательных учреждений, 10,6% воспитываются в неблагополучных и 4,3% — в приемных семьях», — проинформировала она.
Ольга Садыкова упомянула и о том, что в целях стабилизации обстановки среди подростков проведены межведомственные профилактические мероприятия «Зимние каникулы», «Стоп-наркотик!», «Хмель», «Подросток -2015», «Дети улиц», «Выпускник» и др. Организуются совместные рейды с УФСКН, мероприятия по выявления фактов продажи спиртных напитков несовершеннолетним, а также торговой продукции с символикой, пропагандирующей наркотические средства. УМВД России по Ульяновской области изучаются сведения и осуществляется проверка мест сборов антиобщественно настроенной молодежи. В СОШ и дошкольных учреждениях проводятся беседы с педагогическим составом, размещаются информационные стенды с номерами телефонов подразделений по делам несовершеннолетних и закрепленных сотрудников полиции, дежурных служб, «телефонов доверия».
На вопрос Нины Дергуновой и Андрея Корнилина о возможности повысить оперативность реагирования полиции на сообщения о совершаемых правонарушениях, поступающих из школ и учреждений среднего профессионального образования, Ольга Садыкова ответила, что основным препятствием является недостаток школьных инспекторов – на сегодняшний день в регионе их всего 72, причем на каждый сельский район приходится всего по одному специалисту.
Людмила Ляшенко, Николай Панкрашкин и начальник отдела обеспечения деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних Правительства Ульяновской области Николай Хижняк упомянули о значительном влиянии СМИ на положение дел в сфере молодежной преступности. Многие издания, теле- и радиостанции, а также реклама и художественные фильмы формируют романтический образ правонарушителей — такие герои запоминаются подросткам и вызывают желание им подражать. Общественники озвучили свое намерение встретиться с редакторами крупнейших СМИ, чтобы обсудить с ними данный вопрос и призвать активнее информировать население не только о криминальных происшествиях, но и о позитивных результатах работы правоохранительных органов.
В завершение слово предоставили заместителю Председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска Вячеславу Гараеву. Упомянув о том, что безопасности детей и их родителей часто угрожают стаи бездомных животных, живущих и передвигающихся по пришкольным территориям и стадионам, Андрей Корнилин попросил его предоставить данные о том, как власти областного центра решают эту проблему. «В период с 28 января по 11 сентября 2015 г. ООО «Улгеодезия», с которым был заключен муниципальный контракт, отловлено 1411 безнадзорных животных, что позволило сократить их численность на 15%, по сравнению с 2014 годом. Всего в городе в настоящее время насчитывается порядка 12-13 тысяч бездомных животных. Разумеется, приютов для всех их нет, как и денежных средств – рассчитано, что только на содержание одной безнадзорной собаки необходимо порядка 7 тыс. руб. в месяц. В данных условиях оптимальным вариантом контроля численности безнадзорных животных является гуманная эвтаназия. К сожалению, из-за несоответствия между региональной и федеральной нормативными правовыми базами полной ясности по вопросу оптимальных мер контроля за численностью бездомных животных у нас нет», — рассказал Вячеслав Гараев.
Сотрудник Департамента ветеринарии Ульяновской области Ринат Замалтдинов, в свою очередь, поделился мнением, что образцом для подражания должны быть европейские страны, где все домашние животные официально зарегистрированы. В случае обнаружения кошки или собаки на улице на владельца налагается крупный штраф, а животные, которых не забрали из приюта в течение 10 дней, подлежат усыплению. «В нашем регионе ситуацию осложняет недостаток финансирования мероприятий по отлову безнадзорных животных. Следствием этого является малое число специалистов – в Ульяновске, к примеру, их сегодня всего шесть, и они работают преимущественно по фактам уже случившихся укусов.
«В связи с услышанным, я и коллеги считаем нужным рекомендовать властями региона и г. Ульяновска, во-первых, разъяснить членам Общественной палаты противоречия между российским и областным законодательством в указанной сфере, во-вторых, рассмотреть возможность увеличения финансирования из городского бюджета мероприятий по борьбе с бездомными животными и, в третьих, разъяснить профильным структурам важность реагирования на обращения о необходимости их отлова вблизи учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы в приоритетном порядке», — подвел итоги Андрей Корнилин.