Тарифы на социальные услуги, предоставляемые в форме обслуживания на дому, уместно рассчитывать исходя из средств утвержденного регионального бюджета на 2015 год, а плату с получателя за оказание соцуслуг дифференцировать в размере от 25% до 100% их реальной стоимости в зависимости от дохода гражданина. С такими рекомендациями выступил председатель Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства Анатолий Васильев и его коллеги по итогам прошедшего 10 сентября 2015 г. заседания комиссии.
Мероприятие, посвященное вопросу о тарифах на социальные услуги в регионе, открыла заместитель начальника Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области Вера Григорова. По ее словам, до 1 января 2015 года в силе был закон от 4.10.2005 г. № 098-ЗО «О социальном обслуживании населения в Ульяновской области», в соответствии с которым были разработаны и утверждены порядок и условия предоставления социальных услуг населению, а также тарифы на соцуслуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, действующие в настоящее время. Гарантированный перечень услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, состоит из 26 услуг с тарифами от 1,4 руб. до 15 рублей.
Проведенный анализ показал, что наиболее востребованными у населения являются социальные услуги: «Покупка за счет средств получателя и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов» (39,8% от общего количества оказанных услуг), «Оказание психологической помощи, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг» (24,6%), «Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями» (11,2%). Все остальные составляют менее 8% в общем объеме оказанных на дому в течение 2014 года соцуслуг. Кроме того, сотрудниками Главного управления труда, занятости и социального благополучия региона установлено, что получатель с минимальным набором услуг, состоящим из 5, платит ежемесячно 108,3 руб., а гражданин с максимальным набором, состоящим из 13 услуг, — 389,6 руб.
«С 1 января 2015 г. действует закон от 6.11.2014 г. 174-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области», в соответствии с которым был разработан и утвержден постановлением Правительства региона порядок предоставления социальных услуг, в который внесены изменения в части увеличения перечня соцуслуг, предоставляемых в форме обслуживания на дому, с 34 до 50, а также изменения норм времени на их оказание. Для получателей соцуслуг, у которых данное право возникло до 1 января 2015 г., плата за предоставленные услуги взимается в соответствии с действующим договором. Действия вступивших в силу в этом году нормативных правовых актов распространяются на граждан, поступивших на социальное обслуживание на дому с 1 января 2015 г. – 369 человек при общей численности обслуживаемых – 4385, — проинформировала Вера Григорова. – Нами рассчитаны подушевые нормативы финансирования социальных услуг (ПНФ). Согласно данным цифрам ПНФ в отношении соцуслуг, оказываемых жителям городов, составляет от 16,6 руб. до 198,6 руб. за услугу, а для сельчан — от 16,6 руб. до 297,9 руб.».
Далее докладчик пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2014 г. № 621-П «О Порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг» Министерство экономического развития региона утверждает тарифы на основании ПНФ, установленных уполномоченным органом. «Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области предлагает к рассмотрению два варианта тарифов на услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому. Согласно первому, тарифы предстоит приравнять к подушевым нормативам финансирования. Второй предполагает расчет тарифов на соцуслуги исходя из средств утвержденного бюджета Ульяновской области на 2015 год. Данные варианты предлагается рассмотреть для предоставления субсидий некоммерческим организациям и выплаты компенсаций индивидуальным предпринимателям, предоставляющим услуги в форме социального обслуживания на дому», — сообщила Вера Григорова.
Она также рассказала о возможных рисках. Так, при утверждении тарифов на соцуслуги исходя из средств областного бюджета на 2015 г. развитие негосударственного сектора в сфере социального обслуживания для НКО и ИП не выгодно, т.к. понесенные затраты не смогут окупиться средствами, которые к ним поступят от получателей услуг, либо из региональной казны в виде субсидий или компенсаций. С другой стороны, для бюджета Ульяновской области утверждение тарифов, рассчитанных как ПНФ, может привести к дефициту в объеме 156,7 млн. рублей.
«Согласно Постановлению Правительства региона от 24.12.2014 № 598-П «О некоторых мерах по организации социального обслуживания населения на территории Ульяновской области», получатель социальных услуг оплачивает не более 50% разницы между величиной своего среднедушевого дохода и его предельной величиной для предоставления соцуслуг, которая установлена в размере 1,5 прожиточного минимума – на сегодня он составляет 7607 рублей. Первоначально Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области было предложено установить плату с получателя за оказание услуг в форме социального обслуживания на дому в размере 25% от тарифа, утверждаемого Минэкономразвития региона. Данный вопрос был рассмотрен 25 августа на заседании профильного комитета областного Законодательного Собрания, рекомендовавшего рассмотреть возможность применения дифференцированного подхода при расчете платы с получателя социальных услуг в размере от 25% до 100%, в зависимости от дохода конкретного человека, — продолжила тему Вера Григорова. – Таким образом, предполагается, что граждане со среднедушевым доходом величиной менее 1,5 прожиточных минимумов, или 11410,5 рублей (таковых в регионе 1215) будут получать необходимые услуги бесплатно, получатели с доходом от полутора до двухкратной величины прожиточного минимума — от 11410,5 руб. до 15214 руб. (всего их 2024) — будут оплачивать 25% от общей стоимости предоставленных соцуслуг. Для тех, чей доход составляет от двух до трех прожиточных минимумов — от 15214 руб. до 22821 руб. (1225 человек), — коэффициент составит 50%, а лицам с доходом свыше трех прожиточных минимумов (133 гражданам) предстоит платить за полученные социальные услуги в полном объеме».
Ознакомившись с докладом, председатель Комиссии ОП УО по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства Анатолий Васильев поинтересовался у приглашенных на заседание представителей Ульяновского регионального отделения ООО «Российский Красный Крест» — единственной некоммерческой организации, которая на данный момент оказывает социальные услуги населению, — как они относятся к перспективе введения новых тарифов. На это представитель «Красного Креста» Алексей Миронов сообщил, что организация готовится работать по второму варианту – расчету тарифов исходя из средств утвержденного бюджета Ульяновской области на 2015 г., т.к. он является наиболее реалистичным.
Сотрудник Министерства экономического развития Ульяновской области Ольга Крючкова поделилась обеспокоенностью тем, что установление тарифов величиной ниже экономически обоснованного уровня (т.е. подушевых нормативов финансирования) может вызвать вопросы у органов прокуратуры, поэтому этот вопрос должен быть предварительно с ними обговорен. Член региональной Палаты, юрист Светлана Ильина, в свою очередь, отметила, что взяв на себя ответственность, превышающую реальные возможности регионального бюджета, Правительство области может столкнуться с судебными исками за неисполнение своих обязательств перед гражданами.
Отвечая на вопрос заместителя председателя Общественной палаты Ульяновской области Марата Аряпова о причинах того, что оказанием соцуслуг в регионе в настоящее время занимается всего одна НКО, Анатолий Васильев пояснил, что о готовности присоединиться к данной работе недавно заявляли еще несколько некоммерческих организаций, однако ввиду их малочисленности реализовать задуманное им пока сложно.
В заключение председатель профильной комиссии ОП УО и его коллеги Светлана Ильина, Александр Молчанов, Марат Аряпов и Сергей Гулькин обменялись мнениями и сошлись на том, что утверждение тарифов на услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, рассчитанных исходя из средств регионального бюджета на 2015 год, а также предложенная дифференциация размера платы с получателя за оказание соцуслуг являются оптимальным вариантом, который позволит не допустить социальной напряженности. «Общественная палата подготовит положительное заключение на проект нормативного акта, разработанного Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области. При этом мы готовы вернуться к обсуждению вопроса через несколько месяцев после введения новых тарифов на социальные услуги и порядка платы за них, чтобы рассмотреть проблемы, которые потенциально могут возникнуть», — подчеркнул Анатолий Васильев.