Состояние систем канализации и очистных сооружений в крупнейших муниципальных образованиях региона обсудили 20 августа 2015 г. участники очередного заседания Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления.
Заседание открыл заместитель Министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Носков. Он проинформировал, что системы канализации имеются в 62 населенных пунктах из 1005 располагающихся на территории региона, в том числе в 5 городах (Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск, Барыш, Инза), 23 рабочих поселках и 34 селах. Очистные сооружения есть в 30 населенных пунктах, при этом 5 из них построены более 50 лет назад, 22 старше 30 лет и 8 сооружены до 30 лет назад. 8 очистных сооружений находятся в аварийном и предаварийном состоянии, 15 требуют реконструкции, 5 – ремонта, а два очистных сооружения, расположенные в р.п. Старая Кулатка и пос. Цемзавод Сенгилеевского района, не эксплуатируются вовсе. В удовлетворительном состоянии находятся только три комплекса очистных сооружений: в Правобережье и Левобережье Ульяновска, а также в с. Ундоры Ульяновского района. Общая протяженность канализационных сетей в области составляет 2091,7 км, из них 847,9 км (40,5%) нуждаются в замене.
«Простого решения накопившихся проблем нет. Из-за недостатка средств в бюджетах муниципальных образований и отсутствия федеральной поддержки провести ремонт аварийных объектов пока невозможно. Выходом из ситуации может стать развитие государственно-частного партнерства в виде заключения концессионных соглашений в отношении комплексов очистных сооружений канализации, находящихся в муниципальной собственности. Чтобы это стало возможным, внесены весомые изменения в региональное законодательство, проводится паспортизация объектов. На сегодняшний день созданы все условия для того, чтобы инвесторы были заинтересованы вкладывать деньги в проведение ремонтных работ на очистных сооружениях», — заявил Сергей Носков.
На вопрос члена Общественной палаты Михаила Круглова о том, в чем будет заключаться вклад профильного министерства в реконструкцию очистных сооружений, докладчик ответил, что власти готовы предоставить преференции потенциальным инвесторам. По просьбе члена ОП УО Олега Савко он пояснил, что выделение средств на ремонт данных объектов на территории Ульяновской области было возможно в ходе реализации трех программ: подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, в рамках которой в 2007 г. была начата реконструкция очистных сооружений в с. Большое Нагаткино Цильнинского района, областной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2015 гг., позволившей ее завершить, и государственной программы «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области» на 2014-2020 гг.», однако, последняя мероприятий по строительству и реконструкции очистных сооружений канализации не предполагает.
«В соответствии с законодательством, привлечение инвесторов возможно лишь после разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а таковые на сегодняшний день имеются далеко не во всех муниципальных образованиях», — отметил Анатолий Сторожков — член региональной Палаты, выступивший на заседании в роли модератора.
Председатель Комиссии ОП УО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеслав Ярош и научный сотрудник УлГПУ имени И.Н. Ульянова Владимир Захаров сошлись во мнении о необходимости разработки стратегии развития отрасли, содержащей четкую схему модернизации систем канализации и очистных сооружений региона, а также механизм участия частных инвесторов в этом процессе.
Взяв слово, начальник отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природного пользования по Ульяновской области Алексей Орлов. По его словам, проверки с целью предотвращения загрязнения водоемов неочищенными сточными водами ведомством проводятся регулярно. Так, выигран судебный процесс с целью взыскания штрафа в размере 850 тысяч рублей в г. Димитровграде, 650 тыс. руб. – в г. Новоульяновске, ущерб на сумму около 1,5 млн. руб. выявлен при проверке очистных сооружений в г. Барыше. Проверки будут продолжены и в 2016 г., по их итогам нарушителей закона привлекут к административной и гражданской ответственности.
Анатолий Сторожков спросил Алексея Орлова, в каких случаях материалы проверок направляются в прокуратуру, а Михаил Круглов поинтересовался, не ухудшает ли необходимость выплачивать наложенные штрафы финансовое положение организаций, в чьем ведении находятся очистные сооружения, и, следовательно, состояние самих объектов. «По результатам проверок, как правило, выдаются предписания с требованием об устранении выявленных нарушений. В случае, если ответчики дважды не реагируют на них, материалы дела мы направляем в прокуратуру. Что касается штрафов, в конечном итоге они поступают в муниципальные бюджеты, и власти МО могут направить их на реконструкцию систем канализации и очистных сооружений, что как раз и будет способствовать решению проблем сброса вредных веществ в водоемы», — пояснил докладчик.
На вопрос Вячеслава Яроша и его коллеги по Общественной палате Александра Потапова о субъектах контроля за промышленными предприятиями и их сбросами Алексей Орлов пояснил, что контроль за юридическими лицами федерального уровня осуществляет Росприроднадзор, за региональными предприятиями – Министерство Строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области и ГМУП «Ульяновскводоканал».
Тему продолжил заместитель директора Департамента природных ресурсов и экологии Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона Амир Галяутдинов, сообщивший, что ведомство также проводит проверки на промышленных предприятиях. При этом если несколько лет назад на проведение мониторинга из областного бюджета выделялись средства в размере 2 миллионов рублей, то в 2013-2014 гг. деньги на эти цели не направлялись.
«Контроль за физическим и химическим загрязнением поверхностных вод ведет Ульяновский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Приволжское управление ГМС». В государственную наблюдательную сеть входят семь рек Ульяновской области (р. Сельда, р. Свияга, р. Большой Черемшан, р. Гуща, р. Сызрань, р. Барыш, р. Сура) и Куйбышевское водохранилище. Качество воды практически во всех указанных водоемах соответствует категории 3Б – «очень загрязненная», — добавил Амир Галяутдинов. Факт сильной загрязненности Волги и ее притоков подтвердила и начальник Ульяновского ЦГМС Валентина Казакова, при этом отметив, что в 2014 г. зафиксированы чуть более высокие показатели качества воды, чем годом ранее.
Далее с докладами выступили приглашенные представители администраций муниципальных образований. Начальник отдела топливно-энергетических ресурсов и ЖКХ администрации МО «Барышский район» Сергей Климин рассказал, что очистные сооружения в г. Барыше, введенные в эксплуатацию с 1975 г., были приняты на баланс муниципалитета от предприятия-банкрота в нерабочем состоянии и не функционируют с 2002 г. С этого времени канализационные стоки сбрасываются в р. Сыр-Барыш. Имеется и проблема с засорением напорного коллектора диаметром 1500 мм. Пока канализационные стоки сбрасываются в реку по верху по водоотводным канавам, что приносит неудобства жителям близлежащих домов, а в дальнейшем возможно возникновение чрезвычайной ситуации.
«Для восстановления полноценной работы очистных сооружений необходимо разработать проектно-сметную документацию на 5 канализационно-насосных станций (КНС), головные очистные сооружения, на строительство нового напорного коллектора, независимых линий электропитания, пройти государственную экспертизу и осуществить строительство, при этом общие затраты составят 480-500 мн. руб. Как минимум, нужно восстановить КНС для перекачки канализационных стоков на иловые карты бывших головных очистных сооружений, что позволит прекратить аварийный сброс в р. Сыр-Барыш и частично прочистить напорный коллектор. Ориентировочная стоимость данных работ — около 40 млн. руб. Таких средств в муниципальном бюджете сегодня нет», — подчеркнул Сергей Климин.
По просьбе членов региональной Палаты он уточнил, что схема водоснабжения и водоотведения г. Барыш разработана, в отличие от соответствующей инвестиционной программы. «У меня большие сомнения в том, что какой-либо инвестор выразит заинтересованность работать на очистных сооружениях в Барыше. Выходом из данной ситуации может стать введение инвестиционной составляющей в тарифе на водоснабжение и водоотведение», — поделился мнением Анатолий Сторожков.
По словам начальника отдела строительства, ТЭР и ЖКХ администрации МО «г. Новоульяновск» Андрея Козлова, в муниципалитете действуют 4 канализационно-насосные станции, два очистных сооружения в Новоульяновске: «Нижние ОСБО» и «Верхние ОСБО», — введенные в эксплуатацию в 1978 г., и одно в с. Криуши, сооруженное в 1988 г. Обслуживанием объектов занимается ООО «Исток». «Первые два сооружения требуют реконструкции, в 2012 г. была рассчитана сумма проекта – порядка 150 миллионов рублей. На выполнение минимального объема экстренно необходимых работ: очистку приемных камер фекальных стоков, замену задвижек, ремонт канализационных колодцев и ряд других – нужно более 1,8 млн. руб., однако уверенности в том, что удастся изыскать данную сумму в 2016 г., у городской администрации нет. В любом случае будет осуществлена лишь очистка сливных коллекторов, т.к. на это не потребуется дополнительных денег», — пояснил он.
Учитывая то, что сброс канализационных вод в Новоульяновске осуществляют не только жители, но и крупные предприятия, Анатолий Сторожков порекомендовал Андрею Козлову и его коллегам привлекать их, в том числе и финансово, к решению накопившихся проблем. «В соответствии с законодательством, в случаях, когда реализуются инвестиционные программы, допускается превышение максимальных величин роста тарифов на услуги ЖКХ. Возможно, администрации г. Новоульяновска стоит обдумать и обсудить такую перспективу с населением», — предложил, в свою очередь, Михаил Круглов.
Как сообщил заместитель главы администрации МО «г. Димитровград» Сергей Выжимов, городские очистные сооружения спроектированы и построены в период 1968-1972 гг.Очистку канализационных стоков с 2011 года осуществляет ООО «Экопром». «За 4 года за счет средств предприятияпроведена работа по реконструкции системы подачи и распределения воздуха,замене оборудования механической очистки в здании решеток,ремонту вторичных отстойников,разработана и внедрена в виде технологического регламента технология обработки и использования илового осадка в качестве почвогрунта. На реализацию этих мероприятий понадобилось 42 млн.руб., при этом затраты на электроэнергию были снижены с 30 млн. руб. 10 млн. руб. в год. На период 2014-2015 гг. запланирована и находится в завершающей стадии разработка проекта стоимостью 7,6 млн.руб. по доведению качества очистки стока до норм сброса в рыбохозяйственный водоем с учетом роста производительности сооружений до 60 тыс. куб. м. в сутки. На полную реконструкцию очистных сооружений Димитровграда потребуется порядка 10 лет и 460 миллионов рублей», — проинформировал Сергей Выжимов. На вопрос Вячеслава Яроша о том, кто контролирует качество воды в р. Черемшан, он сообщил, что этим занимаются как специалисты АО «ГНЦ НИИАР», так и сотрудники администрации города.
Подводя итоги заседания, члены Общественной палаты Ульяновской области еще раз обратили внимание ответственных чиновников на важность изыскания средств на проведение ремонта и реконструкции систем канализации и очистных сооружений многонаселенных городов и активного привлечения к решению этих задач инвесторов. В решении профильной комиссии ОП УО отражено намерение направить от имени региональной Палаты обращение в адрес Губернатора и председателя Законодательного собрания Ульяновской области о критической ситуации с очисткой сточных вод в большинстве муниципальных образований и обратить особое внимание глав Барышского района и г. Новоульяновска на сложившуюся чрезвычайную ситуацию с очисткой сточных вод. Члены Комиссии ОП УО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления также решили рекомендовать общественности, властям и профильным ведомствам региона рассмотреть вопрос о техническом состоянии и эффективности работы очистных сооружений канализации населенных пунктов на муниципальном уровне и определить приоритетность данного направления при формировании бюджетов МО.