13 августа 2015 г. члены Комиссии региональной Общественной палаты по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства собрались на очередном заседании. Предметом их обсуждения стал законопроект «О внесении изменения в статью 3 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области».
В качестве основного докладчика выступил директор ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» Михаил Логинов. По его словам, внесение изменений в проект закона направлено на установление критериев нуждаемости в предоставлении социальной поддержки жителям Ульяновской области, которым требуется протезно-ортопедическая помощь. Аналогичные критерии ко многим законам социальной направленности принимаются и на федеральном уровне. «Авторы законопроекта «О внесении изменения в статью 3 Закона Ульяновской области «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области» вносят предложение, что приобретение протезно-ортопедического оборудования за счет регионального бюджета с 2016 года будет осуществляться только при условии малообеспеченности. Поправка устанавливает, что бесплатно получать данные изделия будут граждане, не имеющие инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, подушевой доход в семьях которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Ульяновской области. На сегодняшний день она составляет 8911 рублей на человека», — проинформировал Михаил Логинов.
Директор ОГКУСО «ЦОГ ТСР И СКЛ И СА для лиц БОМЖ» также добавил, что жители региона, на которых после принятия поправки закон распространяться не будет, могут приобретать протезно-ортопедические изделия на льготных условиях. В соответствии с Постановлением Правительства России от 10 июля 1995 г. № 694 «О реализации протезно-ортопедических изделий» предусматриваются скидки на покупку данных изделий, реализуемых за наличный расчет предприятиями и организациями Министерства труда и социальной защиты РФ. Для инвалидов (взрослых и детей) скидка составляет 70%, для лиц, не являющихся инвалидами, но по медицинским показаниями нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях, – 50%. В Ульяновской области существуют протезно-ортопедические предприятия, которым закладывается субвенция на реализацию Постановления № 694. Таким образом, граждане, не являющиеся инвалидами и располагающие доходом свыше прожиточного минимума, имеют возможность покупать необходимые им изделия за полцены, а приобрести одну пару детской ортопедической обуви в год можно за 30% ее реальной стоимости.
«Внося изменения в законы, имеющие высокую социальную значимость, всегда нужно учитывать, насколько велики группы населения, на которые нововведения будут распространяться. Проводился ли подобный анализ относительно закона о протезно-ортопедической помощи?», — поинтересовался председатель Комиссии региональной Палаты по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства Анатолий Васильев.
На это Михаил Логинов сообщил, что реализация закона началась в 2008 году, когда за получением бесплатной протезно-ортопедической помощи обратились 330 жителей Ульяновской области. В 2009 г. заявителей было 323, в 2010 г. — 480, в 2011 г. – 567. В 2012 г. их число выросло до 1234 человек, в 2013 г. составило 1713, а в 2014 г. — 2396. На сегодняшний день нуждающихся насчитывается 2500. В основном это жители областного центра: 209 граждан, проживающих в Железнодорожном районе Ульяновска, 537 – в Заволжском, 1439 – в Засвияжском и 268 – в Ленинском. Из остальных муниципальных образований в 2015 г. поступило всего 57 заявок и, вероятно, все они будут удовлетворены, поскольку средний уровень зарплат в районах области невысок и не превышает установленный подушевой прожиточный минимум для семьи из трех-четырех человек, если даже оба родителя работают.
По просьбе Анатолия Васильева докладчик пояснил, что стоимость протезно-ортопедического оборудования за последние годы снизилась. «Если в 2008 г. средняя цена составляла 2800 рублей за изделие, в 2009 г. – 4000 руб., в 2009 г. 3800 руб., то сегодня ее величина — 2363 руб. В то же время на реализацию закона семь лет назад закладывалось 1, 847 млн. руб., а 2014 г. сумма составила уже 12,831 млн. руб., что позволило закрыть заявки 2013 года и частично прошлогодние. Протезно-ортопедическим оборудованием в 2014 г. не были обеспечены 1392 человека. В нынешнем году почти все получили необходимое, однако 2,5 тысячам нуждающихся, обратившимся в органы соцзащиты в 2015 году, данные изделия пока не предоставлены по причине отсутствия средств в бюджете Ульяновской области. Именно это обстоятельство и стало причиной разработки проекта о внесении изменения в региональный закон, — отметил Михаил Логинов. – По предварительным расчетам, после принятия поправки право бесплатно получать протезно-ортопедическую помощь утратят порядка 30-40% заявителей, а высвобождаемые средства будут потрачены на обеспечение малообеспеченных граждан».
Отвечая на вопрос члена Общественной палаты Александра Молчанова о том, скольким людям, подававшим заявки еще в 2014 г., до сих пор не выдано бесплатное оборудование, он пояснил, что таковых насчитывается порядка 30. По словам Михаила Логинова, у него имеются два судебных решения о выдаче ортопедической обуви, однако отсутствие на это средств областного бюджета не позволяют их удовлетворить. При этом имеется вероятность подачи новых исков гражданами, недовольными фактом неисполнения закона.
«С учетом данных о том, что 99% заявок нуждающихся в протезно-ортопедической помощи касаются детей, предлагаю провести анализ их семей, дойти до каждого ребенка, чтобы понять, сколько человек «выпадут» из программы после внесения изменений в закон «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области», и на местах отработать все возникающие проблемные вопросы», — заявил Анатолий Васильев.
С ним согласились коллеги из ОП УО Александр Молчанов и Сергей Гулькин. Последний, кроме того, выступил с предложением привлекать к проведению анализа нуждаемости и к адаптационной работе с детьми, носящими ортопедическую обувь и корсеты, региональные общественные организации, немало из которых заинтересованы в такой деятельности. «Как руководитель регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России» я лично готов подключиться к этому процессу», — подчеркнул Сергей Гулькин.
Подводя итоги дискуссии, Анатолий Васильев озвучил проект решения Общественной палаты по результатам заседания. В нем содержатся рекомендации Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области совместно с профильными общественными организациями в срок до 15 сентября 2015 г. провести обследование 2500 семей, состоящих на учете как нуждающиеся в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, а также до 1 сентября предоставить в ОП УО сведения о процедуре обеспечения для граждан денежной компенсации на их приобретение из средств федерального бюджета.
Члены региональной Палаты также предложили рассмотреть возможность скорректировать перечень протезно-ортопедических средств с учетом того, чтобы детям с небольшими нарушениями здоровья можно было предоставлять корригирующие вкладные элементы (стельки), поскольку в сложной ортопедической обуви нуждаются дети с тяжелыми патологиями опорно-двигательного аппарата, которые обычно имеют инвалидность. Они отметили и тот факт, что Постановление Правительства России от 10 июля 1995 г. № 694, устанавливающее скидки с отпускных цен на протезно-ортопедические изделия, не дает возможности для добросовестной конкуренции производителям, т.к. порядок льготной реализации дает возможность компенсации выпадающих доходов исключительно предприятиям Министерства труда и социальной защиты РФ.