17 августа 2015 г. председателю Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеславу Ярошу исполнилось 75 лет. Коллеги: председатель региональной Палаты Тамара Девяткина, все члены ОП УО и сотрудники Аппарата Общественной палаты — от всей души поздравляют Вячеслава Федоровича с юбилеем. В день его рождения на сайте ОП УО размещается статья «Вячеслав Ярош: о том, как создать комфортную среду словом и делом», опубликованная 14 августа в газете «Ульяновская правда» (№ 113, стр. 13, автор — Екатерина Нейфельд).
В Ульяновской области есть Золотая книга, куда записывают почетных граждан. Ведётся она с 1994 года. В ней сотни имён наших земляков, но кроме фотографии и краткой биографической справки, там о них ничего не сказано. «Ульяновская правда» в рубрике «Жизнь замечательных людей» расскажет вам истории тех, кто посвятил себя нашем региону.
17 августа Вячеславу Фёдоровичу Ярошу исполняется 75 лет, 48 из них он работает в Ульяновской области. Заслуженный строитель России, почётный транспортный строитель Советского Союза. Куда не в городе не посмотри, везде он приложил руку: улица Минаева, проспект Нариманова, ДК «Губернаторский», Новый город, новый мост, трамвайные и троллейбусные пути и многое другое. Был заместителем главы Администрации области. Сегодня — советник Губернатора по вопросам ЖКХ. Хотя сейчас он уже не строит город своими руками, но рассказывает другим, как нужно строить, чтобы было и крепко и красиво.
Духовный близнец
Имя Яроша появилось в областной Золотой книге в 2006 году. Потом с ним связывались авторы подобной федеральной книги. Поговорили, расспросили о жизни, о работе. Позже позвонили, предложили приобрести издание: от 30 до 110 тысяч за книгу, в зависимости от оформления. Ладно, взял самую простенькую, дети попросили.
Издатели биографий стали звонить регулярно. Вячеслав Фёдорович сначала встречался со всеми, из вежливости, а потом стал отказывать: «Не хочу я всего этого. Нужно посвящать жизнь не собственному имени, а людям, отчизне. Пусть это громко звучит. Самое главное богатство — это возможность передавать знания и учиться самому. Когда люди просят совета, прислушиваются — именно это заставляет работать над собой, а не надежда попасть в Золотые книги».
Ярош приехал в Ульяновск летом 1967 года из Сибири. В эти годы сюда направляли лучших специалистов со всего Союза для строительства объектов Ленинской мемориальной зоны. Их, сибиряков, приехало трое, но остался один Вячеслав. Остальные не ужились в коллективе. Люди открытой сибирской души не понимали склочности и грубости, с которыми приходилось сталкиваться. Ярош первое время тоже порывался вернуться на родину, но как только выходил гулять на набережную, видел просторы Волги, вдыхал её свежесть, понимал, что влюбляется в этот город. Провинция понравилась ему ещё и своим амбициозным духом: люди верили, что перестроят город, сделают его лучшим, если будут работать много и быстро. Дух города и его личный дух совпали.
А дальше была стройка, много стройки. С приходом Яроша жилые дома на Нариманова стали возводиться в три раза быстрее. Всё потому, что он организовал три смены, работа стала вестись круглосуточно. Предприимчивого молодого человека перевели на строительство Дома культуры профсоюзов (ныне ДК «Губернаторский»), где он стал руководить, в том числе, иностранными бригадами: немцами, поляками, венграми, вьетнамцами. Отстроили гостиницу и корпуса школы высшей лётной подготовки. Участвовали в реконструкции Драмтеатра, строили улицу Минаева и железнодорожный район. Первый дом в Новом городе, на нынешнем проспекте Созидателей, тоже его рук дело.
Чиновник, разгружающий вагоны
В 1982 году Ярошу пришлось бросить стройку. «Верхи» решили назначить его председателем горисполкома. «Мы увидели Вас в делах и решили выдвинуть вашу кандидатуру», — таков был приказ. Транспорт, почта, связь, телеграф, — все эти «артерии» оказались на нём. Прокладывали трамвайные пути, запустили первый троллейбус по Заволжью.
В 83-м случилась беда. Теплоход «Александр Суворов» врезался в мост. Полседьмого утра Ярош вместе с работниками ФСБ и МЧС прибыл на место трагедии. Не поддаваясь шоку и панике, им нужно было восстановить парализованное движение. В пучок сошлись семь железнодорожных вагонов, 26 — сошли с рельс. Автодорога была перекрыта. Чтобы оценить состояние конструкции после повреждения, Ярош полез под мост, без страховки. Он всегда так делал: на стройках ходил по стенке толщиной 16 сантиметров, на высоте, другим запрещал, а сам ходил. Иначе же ничего не увидишь.
Посмотрел, принял решение открывать движение транспорта. Вызвал на подмогу курсантов технического училища, вместе с ними начал разбирать содержимое вагонов. Разгружали голыми руками, останавливали проезжающие мимо машины и загружали их. Тепловоз и разобранные вагоны поставили на место. Все, кроме последнего вагона, который был с бензином и стоял в критической зоне. Бензин откачали насосами, вагон опрокинули в воду. Он всплыл, и потом его тащили катерами. Ярош в этой операции был и командиром, и солдатом. Сильно простыл тогда, заработал астму.
В течение следующих лет астма то и дело обострялась. Вячеслав Фёдорович много раз хотел было оставить службу, но вместо заслуженного отдыха ему предлагали повышение за повышением: становился заместителем председателя областного исполкома, затем до 2000 года работал заместителем мэра Горячева. Власть сменилась, Ярош снова ушёл в стройку, создал свою фирму. Но новые первые лица, Шаманов и Шканов, пришли к нему на производство, лично просить вернуться к государственной службе. Нужно было создавать государственную жилищную инспекцию, а более грамотного специалиста в этих делах они не видели.
Ярош забывал про болезни, брался за любую тяжёлую работу. Так учил его отец: «Если тебя ценят, если тебе доверяют важные дела, то постарайся оправдать это доверие. Если не ты, то кто?»
Всё началось с табуретки
Вячеслав Ярош родился в Кемерово, в семье шахтёра-забойщика. Мать и отец не имели высшего образования, но сделали всё, чтобы их дети были воспитаны и трудом и книгами. Младший брат Яроша стал кандидатом наук, сегодня он полковник в отставке, преподает в саратовской академии права. Вячеслав Федорович любит, когда брат звонит ему и по телефону читает свои стихи. «Мне очень нравится, издавай их», — поддерживает он брата.
В отличие от брата, Вячеслав Фёдорович больше не лирик, а логик. Обожает шахматы. Еще в седьмом классе получил взрослый спортивный разряд, тренировал ребят в летнем лагере, то есть с 14 лет стал зарабатывать деньги с помощью своего интеллекта. Теперь постоянно занимает доской и фигурами соседей по купе, когда ездит в командировки. А чтобы противники были всегда «под рукой», научил играть детей и внуков.
Ярош с детства любил соревноваться. Когда приходилось работать на пришкольном участке, интересно было вырастить самую большую капусту или тыкву. Но когда спортивный азарт угасал, больше склонялся к работе в столярной мастерской, а не на земле. Помогал школьному столяру отрезать доски, сколачивать столы и табуретки. Проводил в мастерской много свободного времени.
Вячеслав поступил в институт на строительную специальность, рвался поработать руками даже летом. Первокурсники ехали на картошку, а он отправлялся в учебную мастерскую: делать из бука кафедральные трибуны.
По окончании учёбы молодой специалист сразу отправился «в самое пекло»: на строительство оборонного завода. Как раз грянул Карибский кризис, была угроза мировой войны, и такие объекты возводили в срочном порядке. По девять часов ежедневной работы в предельном темпе, — Ярош сразу привык так работать, до сих пор не может «сбавить обороты».
Сегодня врачи рекомендуют ему работать не больше двух-трех часов в день. А он с утра уезжает в район, возвращает поздним вечером, до ночи отвечает на звонки. Жена, невропаталог по профессии, ругается. Беспокоятся дети и внуки: «Что ж ты, дед, врачей не слушаешься?» Но Вячеслав Фёдорович говорит, что чувствует себя хорошо только когда видит, что нужен людям: «Я сержусь, когда меня называют старым. Не чувствую я себя старым. Я не старый, а зрелый».
Комфортная среда
Последние десять лет Ярош — советник Губернатора. Без его одобрения не обходится ни одно решение Правительства. Также он руководит комиссией Общественной палаты, занимается вопросами бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства. ЖКХ — самая непростая сфера, проблемы там самые острые. Но мы уже поняли, что Вячеслав Фёдорович трудностей не боится.
Он — словно буфер между собственниками, властью, управляющими компаниями, подрядчиками. Он помогает всем участникам процесса услышать и понять друг друга. Возникает проблема, и он расписывает план по её решению: что нужно сделать конкретно губернатору, конкретно чиновникам, конкретно жителям, конкретно компаниям.
«Часто я поднимаю вопрос о повышении комфортности проживания. И пытаюсь донести до людей, что комфортная среда — это не только красивые фасады и клумбы, это облик каждого человека, соседа. Каждый человек должен обязательно здороваться, обязательно улыбнуться, даже если ему плохо. Каждый должен создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности, с уважением относиться к людям, независимо от того, какого они пола, возраста, национальной принадлежности. В этом суть».
Ярош видел Ульяновск в разные времена, но говорит, что не относится к какому бы то ни было периоду как к хорошему или плохому: «Как говорят, у природы нет плохой погоды. Так и времён нет хороших или плохих. Трудности бывают в любые времена, в любые время бывают светлые моменты. Ульяновск — не моя родина, но я полюбил это город весь, каким бы он ни был».
Фото из архива Общественной палаты Ульяновской области.