В Ульяновской области запрещен донный траловый промысел, но разрешен экономически неэффективный разноглубинный трал. Еще в начале лета общественники и экологи забили тревогу — по их мнению, в регионе под видом разноглубинного трала используют именно донный, что является основной причиной сокращения лова леща и судака.
Рыбаки обратились к Губернатору Сергею Морозову с просьбой запретить трал на территории области.
«Нас очень волнует ситуация, связанная с траловой ловлей. Необходимо детально разобраться в ситуации, а пока я попросил бы приостановить эту деятельность. Кроме того, мы должны вместе со всеми заинтересованными лицами обсудить этот вопрос. Также необходимо обратиться в Росрыболовство для того, чтобы и обсудить проблему, и сделать правильные выводы. Таким образом, мы бы могли успокоить общество и принять правильное решение», — озвучил свою позицию глава региона.
Вопрос о введении полного запрета на использование тралов при осуществлении промышленного рыболовства обсудили на заседании Экологической палаты области.
Принявший в нем участие министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Александр Чепухин заявил, что в адрес Федерального агентства по рыболовству направлено обращение с просьбой внести изменения в Правила рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, запрещающие все виды трала. До тех же пор, пока соответствующий ответ на официальное письмо не будет получен, траловый способ вылова водных биологических ресурсов приостановлен.
Многие участники совещания сошлись на том, что разрешение тралового способа лова на территории области необходимо не просто приостанавливать, а запрещать полностью.
Ярый противник траловой ловли Сергей Парамонов, который является членом инициативной группы рыболовов-любителей, утверждает, что в Ульяновской области используют донный трал: «Руководитель рыболовецкой организации ООО «Степан Разин» говорит, что применяется пелагический трал, который идет в толще воды, не соприкасаясь с дном, но это обман. В среднем слое у нас плавает рыба, которую потом в магазины тоннами не продать, например, чехонь, а тот же лещ, судак, сом находятся в 50 см или в 1 метре от дна, поэтому ООО «Степан Разин» тралит донным способом, чтобы набрать нужную рыбу. Мне известно, что только за 2014 год ими выловлено 400 тонн рыбы. Кроме этого, донным способом они уничтожают еще и ракушки, которые очищают дно и одновременно являются кормом для рыбы. В свое время у нас так «угробили» Старомайнский залив, что до сих пор там рыбный запас не восстановлен. Я лично в этом сезоне практически ничего не наловил, потому что рыбы нет. Ездили в Татарстан, там рыба есть. Люди там берегут рыбные ресурсы, у них все под контролем. У нас же на Свияге, в центре города, начиная от университета и до железнодорожного вокзала, через каждые 50 метров стоят сети, и никто ничего не контролирует».
В ответ руководитель рыболовецкой организации ООО «Степан Разин» Александр Дикмарев заявил, что категорически не согласен с такой позицией. По его словам, с тем же успехом можно «запретить все что угодно». Показывая свою открытость, он пригласил рыбаков и остальных желающих посетить судно артели, чтобы те убедились, что все действия компании совершаются на законных основаниях.
Представители Экологической палаты высказались за полный запрет трала на Волге. Специалисты-экологи подтвердили, что вода в реке в нашем регионе значительно грязнее, чем в других поволжских городах. Председатель Экопалаты, член Общественной палаты Ульяновской области Александр Брагин отметил, что Куйбышевское водохранилище постепенно превращается в болото. «Немногие знают, что в Ульяновске вода грязнее, чем в той же Астрахани, потому что на протяжении всей Волги течение реки быстрее, а у нас наибольшая глубина Куйбышевского водохранилища, соответственно, тут течение уменьшается и скапливается максимальное количество вредных веществ в отложениях, иле. После нас находится Куйбышевская ГЭС, и опять течение увеличивается, поэтому получается, что вся грязь Волги оседает у нас, и если применяется донный трал, то, кроме нанесения вреда рыбным запасам, поднимается еще и вся муть, ил и те вещества, которые есть на дне. Надо сказать, что там более 2000 вредных веществ, и все они попадают в реку. На сегодняшний день Ульяновск — единственный город в Поволжье, который ведет водозабор с реки. Проблема трала заключается не только в нанесении ущерба рыбным запасам, но и в общем экологическом плане», — заявил Александр Брагин.
В ходе заседания члены Экологической палаты поддержали запрет трала и выдвинули инициативу создания рабочей группы, которая бы рассмотрела вопрос о моратории на вылов рыбы хотя бы на два — три года, а также предложили развивать прудовые хозяйства в противовес промышленной добыче рыбы в Волге.
Свои предложения озвучил и председатель правления Ульяновской региональной общественной организации «Экологический совет» Николай Фалеев. «Я подготовил на имя главы региона Сергея Морозова письмо, где делаю акцент на то, что нужно бороться с проблемой снижения рыбных запасов. Причины могут быть не только в трале, я не думаю, что одно судно на такой большой акватории могло полностью уничтожить всю рыбу. Есть и другие причины, такие как резкий перепад уровня воды в водохранилище весной, когда Росгидро делает сброс, никого не предупреждая и не думая, что рыба зашла на нерест. А ведь что происходит? Рыба отнерестилась, а икра повисла на веточках, засохла, и мы опять получили миллиардные убытки. Еще одна причина — это множество сетей, промысловых и браконьерских, контроля тут нет. Надо провести строгий учет и контроль промысловых сетей. Например, можно их обозначить одинаковыми и пронумерованными поплавками по всей области, чтобы можно было посчитать сети. При желании те же рыбаки-любители смогут собраться и проверить все промысловые сети, а также вычислить браконьерские», — предложил Николай Фалеев.
Начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Ульяновской области Азат Мухаметшин отметил, что они выполняют работу согласно своим функциональным обязанностям и любые нарушения ими пресекаются. «К числу нарушений относится, например, неведение рыбно-промыслового журнала, отсутствие разрешения, траление не в своих водах. За каждое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 2 до 5 тысяч рублей», — говорит Азат Мухаметшин.
На сегодня траловый лов де-юре приостановлен. Как будут обстоять дела де-факто — сказать сложно. Как считает главный эколог области, заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Дмитрий Федоров, вряд ли официальный ответ из Росрыболовства придет до конца рыболовного сезона. Так что несколько месяцев передышки у противников трала есть.
Источник: http://ecoportal73.ru/press/news/306-gubernator-rekomendoval-priostanovit-tral-ryby