Очередное заседание Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления, прошедшее 21 мая 2015 года, решено было посвятить сразу двум темам. Участники рассмотрели проблемы несанкционированного складирования мусора и твердых бытовых отходов (ТБО) на примере отдельных муниципальных образований, а также итоги лицензирования управляющий организаций в регионе.
Первыми слово получили представители муниципалитетов. Председатель Совета собственников жилья Ульяновского района Владимир Ребровский подчеркнул, что в данном МО собственных мест складирования и утилизации ТБО нет, и по этой причине приходится пользоваться полигонами г. Ульяновска, расположенными близ Нового города, пос. Баратаевка и с. Большие Ключищи. Норматив накопления мусора в расчете на одного жителя составляет 1-1,5 кубических метра, стоимость его доставки на полигон – колеблется от 250 до 600 рублей в зависимости от населенного пункта. Величина сбора с населения за вывоз отходов – от 324 руб. на человека в год в с. Большие Ключищи до 820 руб./год в р.п. Ишеевка. Договор на оказание услуги по сбору и вывозу отходов охвачены от 40% жителей в небольших поселениях до 90% — в районном центре – Ишеевке.
На вопросы руководителя профильной комиссии ОП УО Вячеслава Яроша о том, какие меры предпринимает муниципальная администрация для решения проблемы несанкционированного складирования мусора и ТБО в районе и что планирует на будущее, Владимир Ребровский проинформировал, что только за 2014 г. в Ульяновском районе были выявлены 73 незаконные свалки, откуда вывезено более 7,5 тысяч тонн мусора. В рамках борьбы с нарушителями составлено 10 протоколов и 23 предписания. В рамках акции «Дни чистой Волги» убрана прибрежная территория рек Волга и Свияга общей площадью более 4 тысяч кв. м. Согласно имеющемуся предписанию прокуратуры в 2015 г. ликвидировано 5 из обнаруженных 8 свалок в р.п. Ишеевка, остальные будут устранены в ближайшее время.
«В Ульяновском районе разработан план природоохранных мероприятий, включающий 28 пунктов. Он предполагает проведение работ по замене мусорных контейнеров, уборку кладбищ и берегов рек, проведение разъяснительной работы со школьниками и др. Начаты работы по организации полигона для складирования ТБО в Ишеевском поселении, для чего ведутся переговоры с инвесторами», — добавил Владимир Ребровский.
Член комиссии региональной Палаты Александр Потапов поинтересовался, на каких территориях в районе расположено наибольшее число несанкционированных свалок, и высказал предположение, что одной из причин проблемы является недостаточное число контейнеров для мусора в поселениях. На это Владимир Ребровский ответил, что жители оставляют мусор преимущественно на приконтейнерных площадках, в оврагах и по берегам рек, при этом в отдельных деревнях и селах (Тетюшском, Зеленой Роще и др.), контейнеров действительно недостаточно.
«Хотелось бы обратить внимание на свалку близ села Новая Беденьга. Из оврага, где она располагается, питаются несколько родников, перед складированием мусора не проводились ни геологические, ни инженерные изыскания, кроме того, место не было согласовано с жителями. Неподалеку есть более походящая территория для свалки, однако земля бывшего танкового полигона принадлежит Министерству обороны РФ. На разработку строительства полигона близ с. Полдамасово были затрачены бюджетные средства, однако за три года процесс так и не сдвинулся с «мертвой точки», — заявил член Общественной палаты г. Ульяновска Лев Левитас. На это Владимир Ребровский сообщил, что руководство Ульяновского района неоднократно направляло письма в Министерство обороны России с просьбой переоформить указанный земельный участок, однако ответа не получено до сих пор.
Тему продолжил начальник Управления топливно-энергетических ресурсов и ЖКХ администрации МО «Карсунский район» Максим Лазарев. По его словам, в районе ведется разработка проектно-сметной документации на строительство полигона для складирования ТБО: участок под него выведен из состава земель сельхозназначения, пройдена экологическая экспертиза. В 2015 г. было выявлено и ликвидировано 12 свалок, при этом договор на сбор и вывоз мусора заключили порядка 90% жильцов многоквартирных домов и 30-60% населения частного сектора. На вопрос Льва Левитаса о том, были ли затрачены средства на разработку схемы полигона из муниципального бюджета, Максим Лазарев ответил отрицательно, отметив, что эту задачу выполнили сами специалисты администрации МО.
Приведя в пример г. Ульяновск, где многие магазины, расположенные на первых этажах жилых домов, не заключают отдельные договоры на вывоз ТБО, при этом производя много мусора и часто сваливая его в неположенных местах, Александр Потапов спросил, как с этим обстоят дела в Карсунском районе. Максим Лазарев подтвердил, что подобные факты имеют место быть, при этом, согласно действующему российскому законодательству, навязать кому-либо услугу по сбору и вывозу отходов профильные организации не имеют права. «Муниципальная администрация все же может попытаться изменить ситуацию. Для этого нужно приглашать на индивидуальные беседы индивидуальных предпринимателей, убеждать их заключать договоры и параллельно сурово наказывать нарушителей, устраивающих несанкционированные свалки», — убежден Вячеслав Ярош.
Главный специалист сектора охраны окружающей среды администрации МО «Новоспасский район» Дмитрий Пузырев доложил о недавней ликвидации 7 свалок общим объемов 7 тысяч кубических метров. Он сообщил, что в настоящий момент в муниципалитете нет ни одного полигона складирования ТБО, однако власти нашли инвестора из Нижегородской области, готового его построить. Планируется осуществлять селективный сбор отходов – отдельно складировать упаковочную тару (бумагу, картон), каковой немало скапливается в магазинах, и отправлять на переработку.
«Я согласен с коллегой из Карсуна, что главная трудность состоит в том, что пока мы не можем обязать ни население, ни предпринимателей заключать договоры на сбор и вывоз мусора. В личных беседах с людьми, для проведения которых я лично выезжаю в поселения, многие говорят, что вывозить им нечего, поскольку весь мусор сжигается либо используется в домашнем хозяйстве, однако, разумеется, при этом они лукавят. Что касается организации вывоза отходов, есть проблемы с техникой, которая не может собирать крупногабаритный мусор, тогда как именно его граждане очень часто оставляют вблизи контейнерных площадок», — продолжил Дмитрий Пузырев.
В качестве комментария к высказываниям представителей МО Вячеслав Ярош поделился мнением, что в муниципальных образованиях региона к решению проблемы недостаточно активно привлекается общественность. «Во всех районах области действуют муниципальные Общественные палаты, во многих сформированы профильные общественные советы, избраны сельские старосты. Их роль в выявлении несанкционированных свалок и решении вопросов их ликвидации могла бы быть гораздо большей. Муниципальным администрациям также следовало бы перенять ульяновский опыт установки видеокамер близ контейнеров для мусора и мест складирования отходов – это позволит выявить и наказать конкретных нарушителей. Еще раз напомню и о необходимости ведения работы с населением и бизнесменами в части их убеждения заключать договоры на сбор и вывоз ТБО, а также об усилении работы по борьбе с гражданами, сваливающими мусор в несанкционированных местах», — подчеркнул он.
Присоединившись к дискуссии, заместитель Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов – директор Департамента природных ресурсов Ульяновской области Дмитрий Федоров проинформировал, что в целом по региону в 2014 году было выявлено 989 свалок общим объемом 153 тысячи кубических метров (наибольшее количество зафиксировано в городах Ульяновск, Новоульяновск, а также Инзенском, Сурском и Ульяновском районах), 968 из которых ликвидированы. В первом квартале 2015 г. выявлено 240 новых несанкционированных свалок объемом более 13 тыс. тонн.
«В этом году в областную целевую природоохранную программу на решение проблемы впервые было заложено 30 млн. руб. Был определен список наиболее крупных объектов, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке. По каждому подготовлен акт с фотофиксацией территории и объема отходов и техническое задание для размещения госзаказа на выполнение услуги по его устранению. Кроме того, за счет налога на негативное воздействие на окружающую среду Ульяновская область получила порядка 150 миллионов рублей. Примерно половина муниципальных образований уже разработали программу расходования этих средств, остальным предстоит определить план действий в двухнедельный срок», — рассказал Дмитрий Федоров.
На просьбу Вячеслава Яроша пояснить, каким образом региональные власти работают над предотвращением возникновения новых свалок, заместитель Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов пояснил, что только за прошлый год на нарушителей было наложено штрафов в общем счете на 250 тысяч рублей. Перекрыты автодороги в лесные массивы, куда предприниматели ранее привыкли сбрасывать свои отходы. Главные экологи муниципальных образований проводят с бизнесменами разъяснительную работу в данном направлении, на «горячую линию» принимаются обращения от граждан по фактам обнаружения мусора в неположенных местах. В рамках Поволжской экологической недели, которая пройдет с 30 мая по 3 июня, в областном центре и сельских районах пройдут обучающие семинары, направленные на борьбу со свалками.
«Я согласен с тем, что пристальное внимание нужно уделять очистке зеленых массивов от мусора. К сожалению, наша область пока проигрывает соседним регионам по показателю чистоты лесополос», — заметил член Общественной палаты Олег Савко.
В продолжение темы Дмитрий Федоров поделился информацией, что федеральный закон №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»…», вступающий в силу с 1 января 2016 года, вводит для домовладельцев обязанность заключать договоры на утилизацию отходов, а в случае отказа на граждан будут налагаться серьезные санкции. В дополнение Вячеслав Ярош призвал органы власти и общественность обратить внимание на необходимость вести контроль над механизмом установления тарифов на утилизацию ТБО, т.к. пока он недостаточно прозрачен для населения. Александр Потапов, в свою очередь, подчеркнул значимость ведения пропагандистской работы с населением, в частности, размещения в местах большой проходимости людей и вдоль значимых автотрасс социальной рекламы экологической направленности.
«В рамках реализации ФЗ №458 на федеральном уровне будут разработаны методические рекомендации, устанавливающие предельную величину тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов, — заявил директор департамента цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области Сергей Ципровский. – Исходя из положений данного документа, величина тарифа на утилизацию и захоронение ТБО будет рассчитана в нашем регионе. Что касается услуги по вывозу отходов – а ее нельзя путать с утилизацией – отмечу, что она является коммерческой и, следовательно, не подлежит государственному регулированию».
Заместитель Министра строительства, ЖКК и транспорта региона – директор департамента ЖКХ Сергей Носков добавил, что проблему несанкционированных свалок возможно решить путем назначения на территории области одного или нескольких региональных операторов по обращению с отходами – от их сбора до захоронения и переработки. По его мнению, основной задачей, на решение которой направлен федеральный закон №458, является формирование у населения культуры обращения с ТБО.
На замечание члена профильной комиссии ОП УО Анатолия Сторожкова о том, что деятельность по сбору и транспортировке отходов должна подлежать лицензированию, Дмитрий Федоров уведомил, что к 1 июля 2015 г. в дополнение к ФЗ №458 будут приняты около 20 нормативных актов, где будет урегулирован, в частности, и данный вопрос. В завершение рассмотрения темы Вячеслав Ярош призвал ответственных чиновников не ждать до последнего момента изменений федерального законодательства, а постепенно готовиться к работе в новых условиях.
Не менее актуальный вопрос – «Итоги лицензирования управляющих организаций в Ульяновской области» — участники рассмотрели во второй части заседания Комиссии региональной Палаты по развитию социальной инфраструктуры, ЖКК и местного самоуправления.
«На территории региона выдано 130 лицензий, при этом 120 получили УК, ранее имевшие в управлении многоквартирные жилые дома. 62 лицензии получили компании из Ульяновска, 25 – из Димитровграда, остальные – из сельских районов. Жильцам домов, управляющим компаниям которых лицензии выданы не были, предложены два варианта: они либо выбирают новую управляющую компанию, либо это сделает за них муниципалитет через объявление соответствующего конкурса. Кроме того, с 1 мая 2015 г. мы осуществляем проверки УК на предмет соответствия условиям лицензии», — рассказал заместитель начальника Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Алексей Лазарев.
Более подробно о ситуации в областном центре доложил заместитель председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «город Ульяновск» Сергей Криушин. Он подтвердил, что из 71 управляющих компаний, работавших в областном центре, своевременно лицензии получили 62. По состоянию на 1 апреля 2015 г. 9 УК, обслуживавшие 78 домов, не подали заявления на ее получение. На 19 мая в 41 МКД из данного числа прошли собрания собственников, из них в 34 жильцы выбрали новые управляющие организации, в 6 – непосредственное управление, в 1 – форму ТСЖ. Еще 10 многоквартирных домов по состоянию на 21 мая были выставлены муниципалитетом на открытый конкурс по отбору УК.
«Как известно, Губернатор Сергей Морозов поставил задачу, чтобы ни один МКД не остался без управления в случае, если соответствующая компания не получит лицензию. Прошло уже достаточное количество времени, и хотелось бы узнать, почему работа пока не доведена до конца», — поинтересовался Вячеслав Ярош. Сергей Носков, в свою очередь, сообщил, что лицензирование является длительным процессом, и Ульяновская область начала готовиться к нему еще в декабре 2014 г., обогнав при этом многие соседние регионы. Он заверил, что домов, оставшихся без управления после ухода профильных организаций с рынка, не слишком много, поэтому работа будет завершена в ближайшее время.
Взяв слово, и.о. председателя Комитета ЖКХ администрации МО «г. Димитровград» Олег Костюков заверил, что в части лицензирования управляющих компаний в городе проблем нет. По 10 малоквартирным домам, оставшимся без управления, решения пока не приняты, однако до 1 июня 2015 г. они будут вынесены на открытый конкурс по отбору УК.
«Значимой проблемой для управляющих компаний остается высокая неплатежность населения. Согласно российскому законодательству, ответственность за сбор платежей в доме несет УК, однако большинство управляющих организаций трактуют это положение как свое право, а не как обязанность», — подчеркнул председатель Совета собственников жилищного и коммунального хозяйства Заволжского района г. Ульяновска Александр Карнов. Совместно с Вячеславом Ярошем он также обратил внимание на то, что типовую форму договора управления многоквартирным домов нельзя найти в открытом доступе. Сергей Носков, однако, заверил общественников, что документ размещен на сайте Министерства строительства, ЖКК и транспорта региона и что он лично проведет контроль на предмет его доступности для граждан.
В завершение Вячеслав Ярош упомянул о разбиравшемся им обращении жильцов нескольких многоквартирных домов в Заволжском районе Ульяновска, счета на оплату коммунальных услуг которым выставляют сразу две управляющие организации.
«В декабре 2014 г. проводилось общее собрание собственников 28 МКД, управлявшихся ООО «УК Жилстройсервис», по итогам которого граждане выбрали новую управляющую компанию – «Уютный дом». Далее было инициировано голосование, результатом которого стало признание частью жителей нового договора управления недействительным. После проведенной проверки и разбирательства по договоренности с гражданами решено, что 18 из 28 домов вернуться к управляющей компании «Жилстройсервис», а остальные 10 возьмет УК «Уютный дом», — разъяснил ситуацию Алексей Лазарев. Приняв его слова к сведению, Вячеслав Ярош и его коллеги порекомендовали чиновникам проконтролировать процесс оформления актов передачи указанных многоквартирных домов управляющим организациям на основании документально оформленного желания собственников. Материалы по результатам проверки и решения проблемы они попросили направить в региональную Общественную палату.