В повестку дня прошедшего 15 апреля 2015 года заседания Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности вошли вопросы готовности к итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов региона и обеспечения доступности учреждений образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве основного докладчика выступила директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Ульяновской области Ольга Касимова. Она проинформировала, что порядок организации и проведения ЕГЭ, апробированный в 2014 году, сохраняется и в экзаменационную кампанию 2015 г., подготовка к которой идет полным ходом и близится к завершению.
«Основные нововведения экзаменационной кампании 2015 г. — проведение ЕГЭ по математике по двум уровням: базовому, необходимому для получения аттестата, и профильному, предъявляемому в вузы, где математика является профильным предметом, введение устной части в ЕГЭ по иностранным языкам и расширение условий допуска к ГИА (не только с учетом годовых отметок, но и по результатам написания итогового сочинения (изложения). 3 декабря 2014 г. и 4 февраля 2015 г. в нем принимали участие около 6 тысячи выпускников, 100% из которых получили «зачет» и будут допущены к аттестации. Для участников ЕГЭ, которые пропустили декабрьский и февральский сроки по уважительным причинам, третий этап написания сочинения (изложения) состоится 6 мая», — пояснила Ольга Касимова.
По словам докладчика, в федеральную базу 2015 года включены 10108 выпускников 9-х классов и 6225 выпускников 11-х классов, включая выпускников прошлых лет и учащихся профессиональных образовательных организаций. Данные региональной базы участников ЕГЭ позволяют определить образовательные приоритеты абитуриентов 2015 г.: практически каждый участник ЕГЭ (72%) выбрал для сдачи предмет «Обществознание», второй по востребованности является «Физика», третьим – «История» (два последних предмета планирует сдавать почти каждый третий участник ЕГЭ). Что касается математики, выяснено, что 77,9% участников (4807) будут сдавать ЕГЭ на профильном уровне, 54,2% — на базовом уровне, а 42,5% (2617) планируют сдавать экзамен дважды. Изменения содержания ЕГЭ по иностранным языкам также поставили выпускников перед выбором, в какой форме сдавать экзамены – в письменной, устной или совмещенной. При этом только участие в ЕГЭ в обеих формах позволяет получить максимальный 100-балльный результат (80 баллов – письменная часть, 20 баллов – устная часть). К максимальному результату стремятся 558 участников ЕГЭ по иностранным языкам, только письменную форму избрали 668 человек.
«Поскольку до начала основного этапа ГИА осталось менее 1,5 месяцев, уже определены порядок и сроки проведения экзаменов для всех категорий участников, информационно-разъяснительной работы, получения, хранения и доставки экзаменационных материалов в ППЭ, механизм обеспечения охраны правопорядка и оплаты труда работников, участвующих в организации и проведении ЕГЭ. Назначен региональный оператор с возложением на него ответственности за внесение сведений в федеральную информационную систему и региональный координатор организации видеонаблюдения в период проведения ГИА. Созданы и функционируют региональный центр обработки информации, обеспечена работа официального регионального сайта информационной поддержки ГИА (www.uledu.ru) и телефона «горячей линии» (8 (8422) 27-78-03), — добавила Ольга Касимова. — Сформированы предметные комиссии в составе 470 экспертов, конфликтная комиссия по разрешению спорных вопросов и рассмотрению апелляций участников ГИА, сеть ППЭ на базе 48 общеобразовательных организаций и ЮИ 78/2 г. Новоульяновска, 70% аудиторий которых будет обеспечиваться онлайн-трансляция экзаменов. Все работники, участвующие в организации и проведении государственной итоговой аттестации, прошли соответствующее обучение. По состоянию на 30 марта 427 представителя общественности изъявили желание участвовать в аккредитации на получение статуса общественного наблюдателя процедур ГИА».
Как отметила представитель регионального Минобра, на территории Ульяновской области аттестация стартовала 24 и 27 февраля государственным выпускным экзаменом по русскому языку и математике для 18 выпускников из числа лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. 23 марта 2015 г. эстафета была передана досрочному этапу проведения ЕГЭ, в рамках которого 72 участника, в том числе 67 выпускников прошлых лет, 1 выпускник 2014 г., не получивший аттестат, и 4 выпускника текущего года в общей сумме сдадут 178 экзаменов. 22-23 апреля будут проведены пробные экзамены по математике для обязательного участия всех выпускников 9-х и 11-х классов, которые позволят апробировать организационно-территориальную схему проведения ГИА в 2015 году.
Ознакомившись с докладом, члены Общественной палаты задали Ольге Касимовой назревшие вопросы и озвучили свои замечания. Представитель ОП УО, директор СОШ № 4 г. Инза Виктория Царева посетовала, что поскольку устный экзамен по английскому языку в 2015 г. будут принимать только в Ульяновске и Димитровграде, инзенским одиннадцатиклассникам, чтобы попасть на него вовремя, придется встать в 5 утра, т.к. дорога до областного центра неблизкая, и это не может не сказаться на результатах. Согласившись, что далеко не все сельские выпускники имеют возможность прибыть к местам проведения экзамена заблаговременно, Ольга Касимова пообещала подумать, как исправить ситуацию в следующем году, однако отметила, что около 95% ребят, планирующих сдавать иностранные языки и в письменной, и в устной форме, проживают все же в крупных городах.
На вопрос члена региональной Палаты Дениса Ефремова о том, много ли выпускников планируют в 2015 году сдавать информатику, докладчик сообщила, что рост интереса к этому предмету как, кстати, и к физике, наблюдается год от года, что свидетельствует о нацеленности значительного числа абитуриентов на получение инженерно-технического образования.
«Я неоднократно присутствовала при проведении ЕГЭ и обратила внимание, что во многих школах общественным наблюдателям негде даже выпить чашку чая, поскольку столовые и иные помещения, не относящиеся в ППЭ, в дни экзаменов заблокированы. Учитывая, что испытания проходят достаточно долго, а общественного наблюдателя могут без предупреждения направить в любую школу, в том числе находящуюся за сотни километров, многие жаловались на непродуманность вопроса организации питания», — заявила член ОП УО Ирина Скворцова. Ее предложением оборудовать небольшие буфеты у входа в школьные здания пообещала рассмотреть Ольга Касимова.
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Андрей Корнилин, в свою очередь, обратил внимание на тот факт, что активную деятельность по привлечению абитуриентов из Ульяновской области развернули многие вузы из соседних регионов, и это вызывает значительный отток молодежи. В связи с этим он призвал специалистов регионального Министерства образования и науки активизировать работу по продвижению местных университетов, в том числе путем организации встреч их руководства с будущими студентами непосредственно в школах.
Отвечая на вопрос председателя профильной комиссии ОП УО Татьяны Твердохлеб о том, каким образом прохождение государственной аттестации будет организовано для ребят с ограниченными возможностями здоровья, Ольга Касимова заявила, что для почти 800 таких выпускников будут оборудованы индивидуальные пункты проведения экзаменов, при этом организаторы постараются, чтобы они располагались на первых этажах зданий. Так участники заседания плавно перешли ко второму из намеченных для обсуждения вопросов.
Обратившись к теме обеспечения доступности образовательных учреждений для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, директор Департамента общего образования Министерства образования и науки Ульяновской области напомнила, что с 2011 г. в регионе реализуется государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы» по формированию сети базовых образовательных организаций, где созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.
За четыре года в реализацию мероприятий программы вступили 63 образовательных организации из всех муниципальных образований Ульяновской области, что составляет 14 % от их общего числа. За период реализации программы региону выделены субсидии из федерального бюджета в размере порядка 87,4 миллиона рублей и денежные средства из областного и муниципальных бюджетов в объеме около 60 млн. руб.Денежные средства идут на реализацию мероприятий по оснащению общеобразовательных школ специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
«Курсы повышения квалификации по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка–инвалида прошли 152 специалиста психолого-педагогических комиссий и образовательных организаций (руководители, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, учителя-предметники), еще 90 будут посещать их в наступившем году. В 2015 г. в реализацию мероприятий программы «Доступная среда» включились 25 общеобразовательных организаций. Размер субсидии из федерального бюджета на ее реализацию составит примерно 25,3 млн. руб., а софинансирование из бюджета Ульяновской области – почти 10,9 млн. руб.», — подчеркнула Ольга Касимова.
В качестве комментария к услышанному Андрей Корнилин отметил, что, в отличие от средних школ, в части из которых безбарьерная среда для учащихся с ограниченными возможностями уже обеспечена или создается, этим не могут похвастаться вузы и ссузы – получается, что после получения общего образования многие ребята-инвалиды не имеют возможности его продолжить. На это докладчик уведомила, что в 2013 году в программу «Доступная среда» были включены Ульяновский педагогический колледж №4 и Ульяновский социально-педагогический колледж №1. В 2014 г. к ним присоединился Димитровградский технический колледж, а в 2015 г. список пополнится еще двумя ссузами: Ульяновским техникумом питания и торговли и Ульяновским техникумом легкой промышленности и дизайна. В каждом среднеспециальном учебном заведении устанавливаются пандусы, реконструируются места общего пользования, входная площадка и двери, приобретается специализированная мебель, средства информирования и телекоммуникации.
На вопрос Татьяны Твердохлеб о том, сталкивались ли сотрудники Минобра со случаями возникновения конфликтов или негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны их одноклассников Ольга Касимова ответила, что современные дети в большинстве случаев гораздо толерантнее родителей, часть из которых по-прежнему считают недопустимым обучение инвалидов в обычных школах. Поинтересовавшись же, достаточный ли объем работ и финансовых средств был заложен в программу «Доступная среда» для обеспечения всех потребностей региона, председатель профильной комиссии Общественной палаты получила отрицательный ответ. «Несмотря на то, что по окончании действия программы должным образом оборудованы будут 20% из имеющихся в Ульяновской области общеобразовательных учреждений, что соответствует требованию федерального центра, объективно, этого, конечно, недостаточно. Уверена, что ее реализацию крайне важно продолжать и в дальнейшие годы», — считает Ольга Касимова.
Поддержав ее мнение, члены Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности приняли решение от имени региональной Палаты подготовить письмо-обращение с просьбой о продлении сроков реализации государственной программы «Доступная среда». Они также договорились повторно обсудить данный вопрос на одном из ближайших заседаний, для чего попросили Ольгу Касимову и ее коллег подготовить презентацию, где с использованием фото- или видеоматериалов были отражены результаты мероприятий по формированию в образовательных учреждениях безбарьерной среды и приобретению специального оборудования для лиц с ограниченными возможностями.
Открытой пока остается и тема проведения государственной итоговой аттестации – к ней решено было вернуться по окончании экзаменационной кампании 2015 года с целью подведения ее итогов.