Проблемы организации и пути повышения качества пассажирских перевозок в г. Ульяновске и области стали главной темой обсуждения на очередном заседании Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления, прошедшем 19 марта 2015 г.
Первым свой доклад представил директор Департамента транспорта Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Олег Заварзин. По его словам, на территории региона пассажирские перевозки автомобильным транспортом по внутриобластным, междугородным и пригородным маршрутам осуществляет 61 перевозчик. В их числе 26 юридических лиц, в том числе 14 предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и 35 индивидуальных предпринимателей. Всего задействовано 810 единиц подвижного состава: 200 автобусов вместимостью до 15 мест, 94 – вместимостью 16-25 мест, 371 – 26-45 мест и 145 автобусов, рассчитанных более, чем на 45 пассажиров. Из 274 регулярных автобусных маршрутов 85 являются межсубъектными, 84 — внутриобластными междугородними, 85 – пригородными и 20 – сезонными.
«В 2014 году от Ульяновского автовокзала выполнено 170 тысяч рейсов, которыми перевезено 1,7 млн. пассажиров. Изменения маршрутной сети главным образом касались корректировки действующих и организации новых маршрутов. Так, в прошлом году открыты три новых внутриобластных маршрута: «Вешкайма – Сурское», «Ульяновск – Сиуч» и «Ульяновск (Железнодорожный район) – Ишеевка» и семь межсубъектных маршрутов. Для улучшения качества транспортного обслуживания садоводов количество рейсов по сезонным пригородным маршрутам в 2014 г., в сравнении с 2013 г., увеличено на 35 (с 466 до 501 в неделю). Число льготных рейсов сохранено на уровне 2013 года — 462 рейса или 47% от общего количества. В соответствии с соглашением, заключенным в конце 2014 г. между Министерством промышленности и торговли РФ и Правительством Ульяновской области, региону предоставляются субсидии из федерального бюджета на приобретение 69 единиц газомоторной техники, работающей на природном газе (метан): 50 автобусов ПАЗ-32053, 10 мусоровозов и 9 коммунальных (вакуумных) машин», — проинформировал Олег Заварзин.
Он отдельно подчеркнул, что приоритетной для Департамента транспорта и дорожного хозяйства остается задача обеспечения доступности транспортных услуг для населения после отмены части пригородных железнодорожных маршрутов в связи с их неокупаемостью. В 2014 году на территории Ульяновской области было сохранено движение 6 пар поездов по направлениям: «Ульяновск – Инза», «Ульяновск – Димитровград», «Инза-Рузаевка», которые продолжают курсировать и в 2015 г. С целью обслуживания населенных пунктов, через которые проходили поезда пригородного сообщения, реализуются мероприятия по замещению железнодорожного транспорта автомобильным.
Тему продолжил заместитель председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска Василий Кузнецов. Он охарактеризовал положение дел в областном центре. «Пассажирские перевозки на территории города Ульяновска представлены тремя видами транспорта: трамваями, троллейбусами и автобусами. МУП «Ульяновскэлектротранс» осуществляет пассажирские перевозки по 15 трамвайным и 10 троллейбусным маршрутам. Ежедневно на линию выходит 110 единиц трамваев и 44 единицы троллейбусов. На балансе предприятия на 1 января 2015 года числится 194 трамвая и 69 троллейбусов. В 2012 году закуплено 15 трамваев и 5 троллейбусов, в 2013 г. – еще 15 новых троллейбусов, 14 из которых с низким уровнем пола. Для развития охвата населения троллейбусными маршрутами произведено строительство в 2012 году контактно-кабельной сети в Новом Городе общей протяженностью 2,2 км, замена контактно-кабельной сети троллейбусов (2010 г. – 4,9 км; 2011 г. – 1,8 км; 2012 г. – 1,6 км, 2014 г. – 6,2 км) и контактной сети трамваев (2010 г. – 4,8 км, 2011 г. – 5,3 км, 2012 г. – 3,6 км, 2013 г. – 7,5 км, 2014 г. – 5,4 км). На территории областного центра также работают 19 автоперевозчиков (в 2010 году их было 41), которые, согласно заключенным договорам, обслуживают 94 регулярных автобусных маршрута, в том числе 12 сезонных», — сообщил докладчик.
Василий Кузнецов также добавил, что профильным комитетом администрации г. Ульяновска совместно с коммерческими перевозчиками выполняется программа по изменению структуры и обновлению пассажирского автопарка, при этом количество автобусов особо малой вместимости типа «ГАЗель» до марта 2015 года должно сократиться более чем вдвое к уровню 2010 г. На сегодняшний день программа реализована на 80%, а общая сумма инвестиций перевозчиков за период 2010-2014 гг. составила более 800 млн. руб. Сегодня в структуре пассажирского автотранспорта 790 автобусов особо малой вместимости «ГАЗель» (в 2010 году их было 1620), 501 автобусы малой вместимости марок «Форд», «Пежо», «Ивеко», «Ситроен», «Рено», «Мерседес» (в 2010 г. – 1), 52 автобуса средней вместимости ПАЗ и BAW (в 2010 г. – 72 и 30 автобусов большой вместимости ЛиАЗ (в 2010 г. – 47). Общее количество транспорта, по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 367 единиц, обусловлено сокращением числа автобусов марки «Газель» и заменой их на более вместительные автобусы.
Что касается ОАО «ПАТП-1», в общей сложности его на балансе насчитывается 165 автобусов различной вместимости, среди которых 67 автобусов марки «ЛиАЗ-5256», 7 – марки «ЛиАЗ-525633-01», 19 — «Богдан», 13 — «ПАЗ», 35 — «Бау Стрит», 8 — «КАВЗ «Аврора», 2 — «Икарбус», 8 экскурсионных автобусов марки «Хёндай Юнивёрсал», 3 – «Форд Транзит» и 3 – «Фиат Дукато». Предприятием обслуживаются 52 автобусных маршрута: 15 городских, 22 пригородных, и 15 междугородных.
По словам Василия Кузнецова, наиболее острыми для муниципальных предприятий проблемами является высокий процент изношенности подвижного состава (сегодня для трамваев он составляет 84,5%, для троллейбусов – около 65%, для автобусов — более 80%), а также убыточность ОАО «ПАТП-1» в силу государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. За 2014 год из бюджетов различных уровней на покрытие недополученных доходов от пассажирских перевозок было выделено 79 млн. рублей.
Отвечая на вопрос члена Общественной палаты Леонида Сороцкого и его предложение выводить на маршруты дополнительные автобусы в часы пик, представитель городской администрации пояснил, что выделение добавочного транспорта не предусмотрено условиями ранее заключенных с перевозчиками договоров, а приоритетной возможностью сократить время ожидания для пассажиров является замена автобусов типа «Газель» на более вместительные, что постепенно и производится. Кроме того, уточнил Василий Кузнецов, Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска постоянно корректируются направления и график движения автобусов и «маршруток». Это связано с изменением пассажиропотока – к примеру, если несколько лет назад большинство пассажиров по утрам перемещались из Заволжского района в центральную часть города, то сегодня основное направление меняется на противоположное, т.к. люди едут на работу на недавно построенные предприятия промзоны «Заволжье».
Далее слово взял председатель Комиссии ОП УО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеслав Ярош. Он обозначил ряд проблем, решению которых городские и областные власти, по его мнению, уделяют недостаточное внимание: небольшое количество транспортных средств, удобных для перевозки инвалидов, значительный объем вредных выбросов в атмосферу, которые выделяют автобусы, не переведенные на газовое топливо, отсутствие систематического контроля за поведением водителей, которые разговаривают по мобильным телефонам и берут деньги за проезд непосредственно во время движения, что представляет потенциальную угрозу безопасности пассажиров. «Возникают вопросы и относительно марок автобусов, которые сегодня закупаются для региона – большинство приобретаемых транспортных средств иностранного производства. Мы помним, что в 2006 году в Ульяновске было открыто совместное российско-китайское предприятие «BAW-RUS Motor Corporation», выпускающее автобусы, однако к их качеству у перевозчиков имеется много претензий», — подчеркнул он.
В качестве комментария к высказыванию Вячеслава Яроша Олег Заварзин отметил, что информация о проблемах в ходе эксплуатации автобусов марки BAWи возникающих неполадках направлена на завод-производитель, где уже ищут технические решения для их устранения. Для перевозки инвалидов-колясочников на заявительной основе ОАО «ПАТП-1» закуплен специализированный автобус, однако им пользуются едко, поскольку ульяновцы с ограниченными возможностями здоровья предпочитают пользоваться услугами социального такси.
Заместитель начальника отдела надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, майор полиции Владимир Бутусов в своем докладе привел цифры статистики и рассказал о мероприятиях, осуществляемых с целью повышения безопасности дорожного вижения. За 2014 год на территории Ульяновской области количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителей пассажирского транспорта увеличилось на 18,2%, число раненых в них людей выросло на 37,9%, погибших – на 25%. По вине водителей лицензируемого транспорта совершено 28 автоаварий, что на 6 больше, чем годом ранее, при которых получил ранения 61 человек и двое погибли. Зарегистрировано 2 ДТП, произошедших по вине водителей, управлявших автобусами в состоянии алкогольного опьянения. Всего за 2014 год сотрудниками ГИБДД в ходе профилактической работы на пассажирском транспорте выявлено21723 случая нарушения правил дорожного движения водителями, осуществляющими пассажирские перевозки, в том числе случаев управления автобусом в нетрезвом виде – 67, превышенияскорости – 6096, нарушения правил пользования ремнями безопасности – 463, управлениятранспортными средствами с техническими неисправностями –2880, невыполнения требований ПДД уступить дорогу пешеходам – 1174.
«В целях повышения безопасности дорожного движения и профилактики аварийности в области пассажирских перевозок сотрудниками отдела надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области и региональной Госавтоинспекции проведены два этапа оперативно-профилактической операции «Автобус». По итогам первого, прошедшего с 7 по 21 апреля 2014 г., к ответственности привлечено3114 водителей автобусов, а по результатам второго (15-29 октября 2014 г.) выявлено 3571 случаев нарушений ими правил дорожного движения», — рассказал сотрудник ГИБДД.
На вопрос Леонида Сороцкого о том, наблюдается ли вследствие предпринимаемых контролирующих мер улучшение ситуации, Владимир Бутусов ответил, что за 2 месяца 2015 года на территории Ульяновской области количество происшествий по вине водителей пассажирского транспорта, напротив, увеличилось на 33,3%.
По просьбе члена региональной Палаты он также озвучил предложения по улучшению организации перевозок пассажиров автотранспортом в городе Ульяновске и области. Владимир Бутусов считает важным продолжить программу обновления муниципального пассажирского транспорта, изучить пассажиропотоки в Ульяновске с целью оптимизации маршрутов и определения количества транспортных средств на каждом, создать крупные пассажирские автотранспортные предприятия, способные справляться с увеличивающимся пассажиропотоком, организовать линейный контроль, утвердить единый график движения автобусов и организовать единую диспетчерскую службу с видеонаблюдением, оснастить автобусы видеорегистраторами, в том числе внутрисалонными, а также оборудовать и благоустроить остановочные пункты заездными карманами.
Заместитель председателя профильной комиссии Общественной палаты Анатолий Сторожков поинтересовался, каким образом ОП УО может оказать содействие региональному Управлению ГИБДД в борьбе с нарушениями ПДД водителями пассажирского транспорта. Владимир Бутусов поделился мнением, что общественники могли бы инициировать разработку нормативного акта, запрещающего принимать на работу людей, водительский стаж которых составляет менее 3-5 лет, тогда как сегодня перевозчики трудоустраивают всех желающих, имеющих водительские удостоверения, и не обращают внимание на отсутствие стажа. Согласившись с ним, Анатолий Сторожков призвал коллег рассмотреть возможность обратиться в Законодательное Собрание и Правительство региона с призывом ввести данный НПА.
«В продолжение обозначу еще несколько актуальных вопросов. Я уверен в необходимости регламентировать время, в течение которого водители общественного транспорта должны освобождать проезжую часть, если затрудняют движение вследствие ДТП или поломки. Также по причине увеличения числа автовладельцев и усиления интенсивности движения важно устанавливать запрещающие знаки на местах самовольных стоянок, в случае надобности вводить односторонне движение на узких улицах, осуществлять контроль в целях недопущения выезда частного и общественного автотранспорта на трамвайные пути», — подчеркнул Вячеслав Ярош.
О причинах повышения с 16 марта 2015 года стоимости поездок в маршрутных такси и переноса времени начала действия вечернего тарифа с 21.00 на 20.00 рассказал и.о. директора Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области Сергей Ципровский. «Предложения об увеличении тарифов на перевозку пассажиров автобусами категорий «М2» («ГАЗель», «Форд») и «М3» (ЛиАЗ, ПАЗ и т.п.) поступили от перевозчиков, обслуживающих городские маршруты Ульяновска и Димитровграда. Необходимость этого обусловлена тем, что из-за роста цен на горюче-смазочные материалы, запасные части и амортизационных отчислений себестоимость перевозки одного пассажира в целом по области сегодня составляет более 32 рублей при действующем тарифе 15-16 руб. Следует отметить, что до последнего повышения стоимости проезда тарифы менялись в декабре 2013 г. для категории «М3» и в апреле 2012 г. – для «М2». С 16 марта тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах всех муниципальных образований вырос на 13%, составив 17 руб. на автобусах категории «М3» и на 12,5% (с 16 до 18 рублей) – на автобусах категории «М2». Вечерний тариф установлен в размере 22 руб., начиная с 20.00 и до завершения работы маршрута. Тарифы установлены предельно максимальными, т.е. у перевозчика остается право снижать плату за проезд в зависимости от складывающейся ситуации», — пояснил Сергей Ципровский.
По его словам, в соответствии с действующим порядком регулирования стоимости проезда в пассажирском транспорте определен максимально допустимый уровень тарифа, рассчитанный исходя из платежеспособного спроса населения. Его величина составляет 20,27 руб., а значит, установленная стоимость поездки в размере 18 рублей более, чем на 2 руб. ниже, чем возможно допустимая.
В заключительной части заседания присутствовавшие получили возможность озвучить свои комментарии и предложения.
Заместитель директора по эксплуатации МУП «Электротранс» Виктор Трепалин обратился к членам Общественной палаты региона с просьбой содействовать внесению поправки в Кодекс об административных правонарушениях Ульяновской области, введя в него статью об установке штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте. Данная статья была исключена из КоАП РФ в 2009 году, после чего в ряде субъектов она появилась в местных кодексах, и этот опыт, по мнению Виктора Трепалина, нужно распространить и на наш регион. Члены Палаты согласились с этим, как и с его предложениями поменять устаревшие названия трамвайных остановок и проводить лекции для частных автовладельцев с целью формирования у них культуры вождения, основой которой является избавление от привычки препятствовать движению общественного транспорта.
Индивидуальный предприниматель Александр Лебедев обратил внимание на трудности, с которыми приходится сталкиваться при попытках застраховать общественный транспорт: «Страховые компании пытаются препятствовать перевозчикам, мотивируя свои отказы отсутствием бланков, либо навязывают дополнительные виды страхования. В качестве предложения я прошу членов Общественной палаты изучить возможность обратиться к ректорам вузов, чтобы те издали распоряжения о переносе начала занятий на 20-30 минут раньше, что позволит несколько разгрузить пассажиропоток в часы пик».
Член ОП Ульяновского района Владимир Морев призвал автоперевозчиков обратить внимание на пригородные населенные пункты, слабо охваченные общественным транспортом, чтобы они осуществляли туда хотя бы 1-2 рейса в день, пусть и при более высокой цене за поездку. А предприниматель Виктор Чекмарев отметил необходимость оборудования отстойно-разворотных площадок в строящихся микрорайонах областного центра.
В заключение Вячеслав Ярош заверил собравшимся, что вместе с коллегами соберет и обобщит все прозвучавшие рекомендации и отразит их в решении по итогам заседания, которое затем будет направлено в профильные ведомства в качестве рекомендаций Общественной палаты Ульяновской области по улучшению качества пассажирских перевозок в регионе. Он также предложил всем заинтересованным направлять в ОП УО свои предложения по рассмотренной теме в письменном виде.
Комментарий члена Общественной палаты г. Ульяновска, сотрудника МУП «Ульяновскэлектротранс» Владимира Фокина:
— Основные положительные моменты для развития общественного транспорта в г. Ульяновске имели место в последние годы и были инициированы совместно Губернатором Сергеем Морозовым и городской администрацией. В 2012 г. для Ульяновска было закуплено 15 новых трамваев и 5 троллейбусов, построено около 3 километров контактно-кабельной сети в Заволжском районе. В 2013 г. введено еще 11 км сети по проспекту Ленинского Комсомола и приобретено 15 троллейбусов, 14 из которых – низкопольные. Важными событиями 2014 года стали проведенный капитальный ремонт трамвайных рельсов на ул. Марата и их текущий ремонт на ул. Железной Дивизии, что значительно улучшило работу электротранспорта в центральной части областного центра.