О защите прав профессорско-преподавательского состава вузов в связи с предстоящей оптимизаций штатов и организации общественно-профессиональной экспертизы образовательных учреждений побеседовали 18 февраля 2015 г. участники заседания Комиссии по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Общественной палаты Ульяновской области.

Открывая мероприятие, председатель региональной Палаты Тамара Девяткина напомнила собравшимся о ежегодном сокращении количества выпускников школ, вызванного «демографической ямой» 1990-х годов. «Если в 2011 г. в Ульяновской области насчитывалось 11 тысяч абитуриентов, то в 2014 г. их было всего 5,8 тысяч. Согласно статистике тенденция сокращения продолжится и в дальнейшем, а увеличения числа 11-классников область не будет наблюдать до 2021 года. При этом нужно помнить, что часть бывших школьников поступают не в вузы, а в профессиональные учебные заведения, кто-то уходит в армию, — сообщила она. – Ректоры вузов вынуждены проводить оптимизацию штата, чтобы в условиях сокращения количества студентов обеспечивать профессорско-преподавательский состав учебной нагрузкой в полном объеме и выполнять «майские указы» Президента РФ 2012 г. в части обеспечения им достойной заработной платы».

Тамара Девяткина, являющаяся ректором Ульяновского педагогического университета имени И.Н. Ульянова, проинформировала коллег, что в 2015 г. бюджет вуза существенно уменьшился относительно показателя прошлого года. Теперь УлГПУ предстоит решить, каким образом пополнять университетскую казну за счет внебюджетных источников.

«Из-за невозможности найти работу в вузах регион покидают молодые кандидаты наук, а это потеря перспективных кадров, способных осваивать новые технологии. Преподаватели, остающиеся без работы, уже публично высказывают свое недовольство, а это может потенциально вызвать социальную напряженность. Есть и другие проблемы. Первыми под оптимизацию попадают те, кто работает на неполную ставку, следовательно, нагрузка на остальных увеличивается – они вынуждены вести по 10-15 учебных дисциплин. Являться профессионалами в каждой из них они объективно не могут, а это ведет к снижению качества знаний студентов. Кроме того, в госстандарт высшего образования включено требование привлекать внешних совместителей, т.е. специалистов, способных обучать практическим навыкам. В условиях оптимизации оно вряд ли будет соблюдаться в необходимом объеме», — заявила член Общественной палаты РФ от ОП Ульяновской области, преподаватель УлГУ Нина Дергунова. Она также добавила, что зачастую сотрудников вузов руководство ставит перед фактом принятого решения, тогда как более эффективно было бы обсуждать варианты оптимизации того подразделения, в котором они работают, совместно. Слаба и роль университетских профсоюзов в сфере защиты прав сотрудников, подчеркнула Нина Дергунова.

Взяв слово, ректор Ульяновского государственного университета Борис Костишко подчеркнул, что в вузе реализуется антикризисная программа по сохранению кадров и открыт региональный центр помощи преподавателям на базе юридического факультета. «На сегодняшний день в УлГУ действуют более 400 направлений подготовки: бакалавриат, магистратура, специалитет, ординатура и интернатура, рабочие специальности и др. В условиях сокращения числа бюджетных мест в последние годы мы обеспечиваем преподавателей нагрузкой за счет открытия курсов повышения квалификации, переподготовки, проведения экзамена для мигрантов и т.д. УлГУ был вынужден провести реорганизацию методом объединения более 20 кафедр и отказаться от внешних совместителей, за исключением тех, без которых невозможно ведение того или иного курса. В то же время в прошлом году были открыты 11 базовых кафедр вуза на различных предприятиях и в учреждениях. Мы активно занимаемся привлечением иностранных студентов, однако сталкиваемся с проблемами при их размещении в общежитиях. Финансовые проблемы частично решаются за счет средств от грантов», — рассказал Борис Костишко.

В продолжение темы ректор Ульяновского государственного технического университета Александр Пинков сообщил, что за 5 последних лет количество студентов вуза снизилось почти на 5 тысяч (40%), а профессорско-преподавательский состав был сокращен на 15%. В УлГТУ закрыт новый прием по всем категориям вакансий, производится омоложение ППС за счет выхода на пенсию пожилых преподавателей. Как и УлГУ, Технический университет занимается созданием базовых кафедр на промышленных предприятиях и тоже сталкивается с проблемами при расселении иностранных студентов.

Далее выступила декан факультета подготовки авиационных специалистов УВАУ ГА Наталья Бородина: «В отличие от других вузов региона, в Училище гражданской авиации недостатка в студентах не наблюдается – поступать сюда едут из всех регионов России и из-за рубежа. В УВАУ ГА даже увеличивается количество бюджетных мест на отдельные специальности – такие, как «Авиатопливное обеспечение», которая является для России уникальной. Гораздо актуальнее для нас проблема старения кадров – пожилые преподаватели уходят на пенсию, а заменить их молодыми – бывшими пилотами – очень сложно, т.к. последних не привлекает низкая заработная плата сотрудника вуза».

По словам ректора Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П.А. Столыпина Александра Дозорова, академия практически не получает грантов на развитие науки, а, следовательно, вынуждена оптимизировать штат. При этом все преобразования проводятся с согласия факультетских советов и Ученого совета.

«Хотелось бы еще раз напомнить коллегам, что каким бы образом не проводилась реструктуризация вузов, она не должна отражаться на качестве преподавания и ущемлять интересы студентов. В связи с этим предлагаю создать межвузовскую рабочую группу, которая займется разработкой для Правительства Ульяновской области рекомендаций, в каких отраслях можно задействовать остающихся без работы преподавателей, в частности, предложить им трудоустройство в школах и ссузах и каким образом можно решить проблему нехватки общежитий, препятствующую привлечению иностранных студентов. Возможно, власти региона смогут выделить вузам субсидии на развитие лабораторной базы, чтобы высвобождаемые средства они смогли направлять на выплату зарплаты сотрудникам», — предложила Тамара Девяткина.

Присутствовавшие на заседании одобрили инициативу председателя Общественной палаты и постановили, что в состав рабочей группы должны войти члены ОП УО, представители региональных Министерства образования и науки и Министерства стратегического развития и инноваций, Рособрнадзора, Педагогической палаты, проректоры, деканы и сотрудники профкомов вузов. На ее заседания будут приглашать и руководителей ссузов, чтобы обсудить механизмы взаимодействия с целью организации системы непрерывного образования «техникум/колледж – университет», что также может привлечь дополнительное число студентов.

Вторая часть заседания профильной комиссии региональной Палаты была посвящена вопросам организации общественно-профессиональной экспертизы образовательных учреждений. 

«Независимая оценка качества образования обеспечивается в рамках реализации федерального закона № 256-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». В Ульяновской области функции по ее проведению возложены на существующий при Министерстве образования и науки общественный совет. Создана техническая возможность для выражения мнения потребителей о качестве работы образовательной организации: разработана система онлайн-голосования. Электронная форма опроса расположена на сайте «Рейтинг школ Ульяновской области» http://рейтинг-образование73.рф/, в разделе «Голосование». Содержание опроса сформировано по следующим критериям: достаточность объема информации на официальном сайте образовательной организации, качество подготовки учащихся, условия для обучения и воспитания, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и компетентность педагогического персонала», — рассказала директор ОГАУ «Ульяновский областной центр информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования» Тамара Ашлапова.

По ее словам, в 2013 году был осуществлен мониторинг информационной открытости всех образовательных организаций Ульяновской области. С января 2015 г. обеспечивается проведение мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательной деятельности. Кроме того, в 2014 году впервые проведен рейтинг руководителей образовательных учреждений региона.

Учитывая комментарий Тамары Ашлаповой о низкой активности граждан в ходе голосования на сайте «Рейтинг школ Ульяновской области», член Общественной палаты г. Ульяновска Людмила Соломенко напомнила о необходимости размещения в областном центре и других муниципальных образованиях социальной рекламы с призывом принять участие в формировании рейтинга.

Заместитель председателя Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Андрей Корнилин, в свою очередь, отметил, что рейтинг качества работы на сайте http://рейтинг-образование73.рф/ сформирован только для учреждений среднего, профессионального, дошкольного, дополнительного образования и автошкол и порекомендовал включить в этот список также и вузы с разработкой для них отдельных критериев оценки. «Крайне важно привлечь население принять участие в онлайн-голосовании, а руководителей образовательных учреждений – мотивировать совершенствовать свою работу, чтобы занять в рейтинге достойное место», — подчеркнул он.