О проблемах и перспективах реализации в Ульяновской области федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» побеседовали 4 декабря участники заседания Комиссии региональной Общественной палаты по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства.
Председатель комиссии Анатолий Васильев проинформировал, что, в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. закона об основах социального обслуживания в России, каждому субъекту РФ до начала следующего года необходимо принять пакет дополняющих ФЗ нормативных актов. «Я изучил опыт ряда регионов и выяснил, что во многих из них, таких как Астраханская, новосибирская, Саратовская области, Ханты-Мансийский автономный округ и т.д., данные НПА приняты. В документах регламентируются вопросы межведомственного взаимодействия в сфере реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан, регионального контроля за качеством работы, а также содержатся нормативы обеспечения питанием, инвентарем и др. в учреждениях соцобслуживания. В Ульяновской области пакет подобных нормативных актов, раскрывающих и конкретизирующих положения федерального закона, еще не вышел. Хотелось бы узнать о причинах задержки сроков их разработки», — заявил Анатолий Васильев.
Взяв слово, сотрудник Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области Наталья Козлова сообщила, что из 11 НПА, которые планируются к принятию в регионе, к настоящему моменту официально опубликованы 3, остальные проходят процедуру внешнего согласования. По ее словам, а тех субъектах РФ, где был принят полный пакет законов и постановлений, касающихся вопросов социального обслуживания, за основу были взяты и незначительно переделаны ранее действовавшие документы, тогда как в нашей области разработчики готовят их более тщательно. К примеру, проект нормативного акта, описывающий порядок предоставления соцуслуг, вышел настолько подробным, что имеет объем около 100 страниц.
«Сказать, что к реализации федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» мы сегодня готовы на сто процентов, пока нельзя. В настоящее время региональное Министерство здравоохранения и социального развития ведет работу по формированию электронного реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг. К концу 2014 года программа заработает в полную силу. Благодаря ей, можно будет получать актуальную информацию о том, сколько занятых и свободных мест в конкретном учреждении соцобслуживания. Будет обеспечена и возможность пользоваться электронной очередью для граждан. Все это значительно упросит порядок предоставления и получения социальных услуг», — пояснила далее Наталья Козлова.
О том, как грядущие изменения затронут крупнейшие учреждения социального обслуживания региона, рассказали их руководители. Директор ГУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Подсолнух» Татьяна Лучникова отметила, что возглавляемое ею учреждение оказывает не только социальные, но и реабилитационные услуги, поэтому строит свою работу, прежде всего, на основании национального стандарта реабилитации инвалидов. «Набор будущих пациентов центра на первое полугодие 2015 г. уже сделан на базе старых стандартов и НПА. За последние 4 года мы не получали ни одной жалобы на неудовлетворительное качество услуг. Считаю, что при разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы социального обслуживания в Ульяновской области, очень важно обеспечить равный доступ к услугам для всех нуждающихся. Приведу пример: у части наших маленьких пациентов родители очень активны – они добиваются, чтобы их дети проходили курсы лечения и реабилитации по несколько раз в год. Другие, напротив, либо не знают о возможности получить помощь от государства, либо считают, что претендовать на нее не смогут. В результате, немало ребят-инвалидов подолгу остаются без внимания и лечения. Необходимо исключить возможность подобного неравноправия», — считает она.
На вопрос Анатолия Васильева, насколько вероятно в Ульяновской области появление организаций, предоставляющих частные социальные услуги, Татьяна Лучникова не дала четкого ответа, однако заявила, что может только приветствовать создание частных центров, способных хоть немного разгрузить «Подсолнух». По ее мнению, частным социальным учреждениям и НКО уместно взять на себя оказание тех услуг, которые не может предоставить государство, при этом сконцентрироваться на небольшом их количестве.
Директор Центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» Людмила Миронова уведомила, что в связи с изменениями в законодательстве ей и ее коллегам потребуется внести изменения в устав учреждения. Директор Комплексного центра социального обслуживания населения «Исток» Светлана Горбачева, в свою очередь, отметила необходимость привести стоимость оказываемых гражданам в различных социальных учреждениях услуг к единым тарифам.
Анатолий Васильев поинтересовался, насколько вырастут в цене услуги центра «Исток» с 1 января 2015 г. «Сегодня плата за надомное обслуживание у нас составляет 150-170 рублей в месяц. Прогнозируем, что с нового года она вырастет примерно до 170-200 руб. Точнее сказать сложно в связи с отсутствием утвержденных тарифов на 2015 г.», — разъяснила Светлана Горбачева. Она также обратилась к Наталье Козловой и ее коллегам из Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области с просьбой разработать регламент о межведомственном взаимодействии в сфере социального обслуживания населения, чтобы сотрудники соцучреждений могли вести совместную работу, обмениваться знаниями и опытом.
«Главными проблемами были и остаются большая очередь из желающих к нам попасть, а также сложности, с которыми приходится сталкиваться в связи с хозяйственным содержанием 10 зданий, которые должны соответствовать многочисленным санитарным нормам, — продолжила тему директор Геронтологического центра в г. Ульяновске Ольга Ворончихина. – Хотелось бы, чтобы в новом региональном НПА, регламентирующем порядок оказания социальных услуг, было отражено, каким образом возвращать денежные средства за услуги, не полученные гражданином. К примеру, кто должен оплачивать содержание койко-места в учреждении соцобслуживания на тот период, когда пациент временно в нем отсутствует».
Подводя итоги дискуссии, члены Комиссии ОП УО по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства озвучили свои выводы о том, что затягивание сроков разработки и приятия в регионе полного пакета документов в дополнение к ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не имеет объективных причин и может привести к негативным последствиям.
По словам члена Общественной палаты Светланы Ильиной, учитывая то, что федеральный закон принят год назад, у профильного министерства Ульяновской области было достаточно времени, чтобы провести всю необходимую работу, а теперь это придется делать в сжатые сроки.
«В нашем регионе за получением той или иной социальной помощи ежегодно обращаются около 50 тысяч человек. В этой связи у ответственных чиновников должно быть четкое понимание правоты клиентов в их потребности получать недорогие и качественные услуги. Сегодня комиссия региональной Палаты рекомендует Министерству здравоохранения и социального развития оперативно завершить мероприятия по доработке и проведению внешней экспертизы необходимых к принятию НПА. Во второй декаде января 2015 года мы проведем еще одно заседание, к которому надеемся получить готовый пакет нормативных документов, регулирующих вопросы социального обслуживания граждан в Ульяновской области, для дальнейшего обсуждения», — в завершение подчеркнул Анатолий Васильев.