Сразу четыре проекта региональных нормативных актов были рассмотрены на заседании Комиссии по развитию реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и формированию благоприятного делового климата Общественной палаты Ульяновской области, прошедшем 19 ноября 2014 г.
Первым обсуждался проект закона «О промышленной политике в Ульяновской области». В качестве введения начальник Управления промышленности и оборонно-промышленного комплекса администрации Губернатора Ульяновской области Марина Глухова сообщила, что региональный закон под таким же названием действует с 2004 года. Однако в связи с готовящимся к принятию ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» нормативный акт областного уровня нуждается в столь серьезной переработке, что оптимальным для этого механизмом станет не внесение изменений в уже существующий закон, а подготовка нового.
«В проекте закона обозначены цели и задачи промышленной политики в Ульяновской области, формы и методы государственной поддержки промышленного производства, в том числе территорий, которые Правительство региона определяет как «зоны устойчивого развития», и индустриальных парков. В соответствии с законопроектом, региону даются полномочия по предоставлению преференций для таких зон. В нормативном акте оговариваются и механизмы развития частно-государственного партнерства в отрасли. Он уже получил положительное заключение в органах прокуратуры, юстиции, а также от Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области», — рассказала Марина Глухова. Она также отметила, что, поскольку федеральный закон о промышленной политике сейчас находится на рассмотрении в Госдуме РФ и, вероятно, будет принят до конца года, аналогичный НПА областного уровня будет внесен в Законодательное Собрание региона в начале 2015 г.
Председатель профильной комиссии Общественной палаты Татьяна Дейкун поинтересовалась, учитывался ли при разработке регионального законопроекта ФЗ о промышленной политике. Член ОП Ульяновской области Михаил Круглов спросил, за счет чего промышленным предприятиям будет оказываться финансовая поддержка, если, как отмечено в тексте проекта закона «О промышленной политике в Ульяновской области», его реализация не потребует дополнительных расходов. Он также попросил уточнить, каким образом будет формироваться региональный Совет по промышленной политике, необходимость создания которого также отмечена в нормативном акте.
На вопрос Татьяны Дейкун Марина Глухова ответила утвердительно. Михаилу Круглову и его коллегам она пояснила, что региональный законопроект о промышленной политике является рамочным. В дополнение к нему будет подготовлена госпрограмма, где и будут прописаны конкретные мероприятия и выделяемые на их реализацию суммы. По словам докладчика, государственная поддержка предприятиям будет оказываться в виде налоговых льгот и/или субсидий. «Что касается Совета по промышленной политике в Ульяновской области, он будет сформирован согласно Распоряжению Губернатора и включит в свой состав специалистов, много лет проработавших в отрасли. При этом Совет не заменит собой и не будет дублировать функции действующих в регионе комиссий по рассмотрению от предприятий заявок на получение господдержки», — подчеркнула Марина Глухова. Согласившись с ее доводами, члены Комиссии ОП УО по развитию реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и формированию благоприятного делового климата вынесли решение подготовить положительное заключение на проект закона «О промышленной политике в Ульяновской области».
Далее заместитель Министра экономического развития – директор Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергей Мишин представил законопроект «Об установлении единой даты начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения». По его словам, после вступления в силу федерального закона №284-ФЗ от 4.10.2014 г. «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» величина налога на имущество будет определяться исходя из его кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, как это было ранее. До 1 января 2020 г. к новому порядку расчета должны приступить все регионы, однако дату перехода каждый субъект РФ должен определить самостоятельно.
«Расчет кадастровой стоимости впервые производился в 2011 году, когда оценке подверглись порядка 700 тысяч объектов недвижимости. При этом в расчетах выявлено достаточно большое количество ошибок. Их устранение потребует времени, поэтому переход на новый способ налогообложения возможен не ранее 1 января 2016 г., и именно эта дата заложена в проекте закона Ульяновской области», — проинформировал Сергей Мишин.
На вопросы Михаила Круглова, на основании каких показателей производится оценка кадастровой стоимости имущества и где можно ее узнать, к примеру, для конкретной квартиры, докладчик ответил, что в числе критериев оценки фигурируют такие, как площадь объекта недвижимости, его месторасположение, дата постройки и др. Информацию о кадастровой стоимости своего имущества, по его заверению, любой гражданин может получить на сайте Росреестра.
«По моему мнению, переход на новый порядок налогообложения с 2016 года является преждевременным. Возможно, что на устранение ошибок, допущенных при оценке кадастровой стоимости объектов в 2011 году, потребуется значительное время, т.к. необходимо провести актуализацию баз данных. Спешка может привести к социальному взрыву, который непременно последует в случае, если люди поймут, что величина налога рассчитана неправильно. Считаю, что профильному министерству следует изучить опыт других регионов, где изменения вступят в силу раньше, и посмотреть, как они будут работать. Поэтому от своего имени и от коллег по Общественной палате рекомендую в качестве даты перехода к расчету налога на имущество исходя из его кадастровой стоимости определить не 2016 г., а 2017 г.», — заявила Татьяна Дейкун.
Председатель профильной комиссии ОП УО также предложила Министерству экономического развития Ульяновской области проанализировать, насколько велик объем ошибок, допущенных при расчете кадастровой стоимости объектов, на конкретных примерах. Согласившись с Татьяной Дейкун, Сергей Мишин заверил, что организует такую оценку, выбрав в качестве объектов для изучения по одному кадастровому кварталу в г. Ульяновске и в сельской местности.
По договоренности участников заседания в заключении региональной Палаты на законопроект будут отражены указанные выше рекомендации о переносе даты перехода на новый порядок налогообложения на 2017 г., проведении предварительного анализа и хорошей информационной кампании среди населения.
В продолжение Сергей Мишин рассказал о готовящемся внесении изменений в региональный закон «Об утверждении программы управления государственной собственностью Ульяновской области на 2014 год». Соответствующий проект закона предполагает оформление согласия ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска» (поликлиника №8) на совершение сделки мены нежилого здания хозяйственного блока по улице Л. Толстого площадью 548 кв.м. на помещения общей площадью не менее 750 кв.м., расположенные в границах улиц Александровская – Генерала Мельникова.
«Необходимость внесения изменений в нормативный акт вызвано тем, что в строящемся микрорайоне «Запад-1» существует острая потребность в детской поликлинике. Ни построить ее, ни арендовать площади Правительство региона не может в связи с нехваткой средств. В связи с этим было принято решение обменять хозяйственную постройку в центральной части города, относящуюся сегодня к территории Детской клинической больницы, на готовое здание, расположенное в Дальнем Засвияжье. Юридическое лицо, которое выиграет конкурс, получит в собственность объект в центре города, а взаимен должен будет предоставить здание, готовое под размещение в нем деткой поликлиники», — разъяснил докладчик. На вопрос Татьяны Дейкун о том, насколько различается стоимость земли на ул. Л. Толстого и в районе улиц Александровская – Генерала Мельникова Сергей Мишин сообщил, что независимое агентство оценило стоимость участка в центре Ульяновска в 700 тысяч рублей за 100 кв.м., но, вероятно, объективно она еще выше и составляет порядка 800-850 тыс. руб. за «сотку». Для определения объективной цены будет заказана дополнительная экспертиза через Торгово-промышленную палату региона. В микрорайоне «Запад-1» земля стоит примерно в полтора-два раза дешевле.
Собственным видением ситуации поделился член региональной Палаты Геннадий Слюсаренко. Отметив, что отторжение части территории детской поликлиники может вызвать недовольство у ее сотрудников и пациентов, а также стать препятствием для дальнейшего расширения и развития учреждения, он подчеркнул важность проведения предварительных консультаций с медицинскими работниками и общественностью.
Согласившись с коллегой и учитывая, что новый собственник здания, которое будет расположено на землях рядом с Детской городской клинической больницей г. Ульяновска, должен будет сохранить медицинский профиль объекта, Татьяна Дейкун выступила с предложением направить законопроект на рассмотрение Комиссии ОП УО по поддержке семьи, детей и материнства, популяризации здорового образа жизни и вопросам экологии для дальнейшего принятия совместного решения.
В завершение участники заседания изучили проект закона «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с развитием государственно-частного партнерства на территории Ульяновской области». Взяв слово, заместитель Министра экономического развития региона Рустем Давлятшин проинформировал, что нормативный акт призван привлечь инвесторов, готовых вкладывать средства в реализацию социальных задач, и создает прозрачный механизм взаимодействия между государственными властями и частным бизнесом. В пример он привел ледовый дворец «Волга-Спорт-Арена», построенный инвестором за полтора года на условиях выплаты ему арендной платы за пользование объектом.
В ответ на просьбу Геннадия Слюсаренко уточнить, какое учреждение будет являться уполномоченным в сфере развития государственно-частного партнерства на территории региона, Рустем Давлятшин сообщил, что таковым может стать государственное унитарное предприятие, государственное учреждение, хозяйственное товарищество или хозяйственное общество, не менее 51% доли уставного капитала либо акций которого принадлежат Ульяновской области.
Приняв во внимание тот факт, что наш регион является одним из немногих субъектов РФ, где законопроект, регулирующий вопросы государственно-частного партнерства, еще не принят, профильная комиссия Общественной палаты одобрила его направление на доработку и дальнейшее принятие после исправления небольших стилистических ошибок.