Об обеспечении школьников г. Ульяновска учебниками на 2014-2015 учебный год, итогах повторной сдачи ГИА учащимися, не прошедшими государственную итоговую аттестацию по программам основного общего образования, и аттестации педагогических работников поговорили 22 октября 2014 г. участники заседания Комиссии по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности. Общественной палаты Ульяновской области.

Первой слово взяла референт Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Ульяновской области Ирина Киселева. В своем выступлении, посвященном итогам сдачи ГИА, она сообщила, что аттестаты об основном общем образовании в 2014 году не получили 476 выпускников 9-х классов школ региона. «С июля по октябрь Минобром проводилась работа по их подготовке к пересдаче экзаменов, по результатам которой аттестаты получил 431 школьник, а 19 еще до проведения ГИА выехали за пределы области. Все сдавшие экзамены, кроме одного (трудоустроенного), продолжают обучение по программам общего образования: 337- в ссузах, 31 – в дневных школах, 59 – в классах очно-заочного обучения и учебно-консультационных пунктах, 3 – в форме самообразования. Еще 26 ребят, не получивших аттестаты об основном общем образовании, остались в девятых классах на второй год», — рассказала она.

Присутствовавшая на мероприятии председатель Комиссии ОП УО по поддержке семьи, детей и материнства, популяризации здорового образа жизни и вопросам экологии Валентина Караулова поинтересовалась, все ли из школьников, не сдавших ГИА, неважно учились в течение года и не имел ли у них место фактор стресса. Еще один член Палаты Андрей Корнилин задал вопрос, каким образом в будущем планируется избежать недоработок в проведении ГИА. На это Ирина Киселева прокомментировала, что из девятиклассников, имевших успехи в учебе, экзамены не сдали единицы. Для того, чтобы результаты ГИА в будущем году стали лучше, уже сегодня в каждом образовательном учреждении выявлена «группа риска» — слабые ученики, с которыми проводится системная работа. Поскольку государственная итоговая аттестация этим летом проходила в первый раз и не все педагоги были к ней готовы, осуществляются выезды председателей предметных комиссий в муниципальные образования для ознакомления учителей с типичными ошибками, которые допускают экзаменуемые.

Отвечая на вопросы членов региональной Палаты о том, каково процентное соотношение ребят, не сдавших ГИА, в городской и сельской местности и насколько сопоставимы эти цифры с числом одиннадцатиклассников, «провалившихся» на ЕГЭ, докладчик пояснила, что ситуация по ЕГЭ и ГИА весьма схожа. При этом в абсолютных величинах большинство неуспевающих было зафиксировано в областном центре, однако точным анализом по каждому МО Министерство образования и науки Ульяновской области пока не располагает. В связи с этим Валентина Караулова и член Общественной палаты РФ от ОП Ульяновской области Нина Дергунова обратились к Ирине Киселевой с рекомендацией подготовить подобный аналитический документ.

«Хотелось бы высказать ряд пожеланий в связи с перспективой введения в 2015 году экзаменационного сочинения для выпускников школ. Учитывая то, что несколько лет такая форма не использовалась, считаю необходимым направить всех учителей русского языка и литературы, преподающих в 11-х классах, на курсы повышения квалификации в УИПКПРО или УлГПУ имени И.Н. Ульянова. Очень важно проводить работу с родителями и ребятами, чтобы минимизировать для них стресс от нововведения. К предложению коллег я хотела бы добавить в адрес сотрудников регионального Минобра просьбу не только изучить, как соотносятся результаты ЕГЭ и ГИА в каждом образовательном учреждении, но и то, какое место по показателю успеваемости Ульяновская область занимает по России и Приволжскому округу», — подчеркнула председатель Общественной палаты Тамара Девяткина.

Председатель Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Татьяна Твердохлеб, в свою очередь, посоветовала разработать план подготовки выпускников 9-х классов к ГИА на 2014-2015 гг. Ирина Киселева пообещала, что вместе с коллегами выполнит рекомендации региональной Палаты и направит в ОП УО соответствующие аналитические материалы.

Далее участники заседания перешли к обсуждению вопроса об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ульяновской области. «Ко мне неоднократно обращались директора и заместители директоров образовательных учреждений, ведущие преподавательскую деятельность, с указанием на то, что региональная аттестационная комиссия не принимает заявления на их аттестацию как учителей. В связи с неоднозначностью ситуации, от имени профильной комиссии Общественной палаты в адрес заместителя Министра образования и науки – директора Департамента по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Марины Батановой было направлено письмо с просьбой о разъяснениях, — проинформировала Татьяна Твердохлеб. – Полученный ответ нас не вполне удовлетворил, поэтому он был направлен на экспертизу в Центральный Совет профсоюза работников народного образования и науки РФ. Далее эксперт Центрального Совета профсоюза Вера Панкратова направилась в Министерство образования и науки России, где узнала о наличии аналогичного запроса из Министерства  образованиянашего региона».

Включившись в дискуссию, Марина Батанова пояснила, что в связи с отсутствием рекомендаций по порядку аттестации педагогических работников возникало немало вопросов о том, подлежат ли аттестации руководители образовательных учреждений, их замы, работники библиотек, лаборанты и другие сотрудники, имеющие педагогическую практику. Полученный из федерального центра официальный ответ гласит, что все эти категории работников имеют право проходить аттестацию. При этом они должны иметь на руках договор о совместительстве и при подаче заявления в комиссию указывать не основную должность, а педагогическую.

Отвечая на вопрос Татьяны Твердохлеб о том, есть ли у работников образовательных организаций Ульяновской области проблемы в связи с истечением сроков аттестации, Марина Батанова заверила, что таковых пока нет, поскольку только у одного человека – директора Поддубновской СОШ Инзенского района педагогическая аттестация заканчивается в декабре 2014 года, и он сможет пройти ее заново. Остальные желающие сотрудники образовательных учреждений будут переаттестованы в плановом порядке.

«Поскольку главной ошибкой является распространенное написание заявления на прохождение аттестации не от имени учителя, а как от административного работника, непонятно, почему специалисты Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Ульяновской областипредварительно не проинформировали людей, что так делать неправильно»? – возмутилась Татьяна Твердохлеб. Она также уведомила, что в связи с наличием множества вопросов и обращений Минобром РФ совместно с российским отраслевым профсоюзом подготовлен и скоро выйдет в свет сборник, содержащий типичные вопросы и ответы о порядке аттестации педагогических работников. В качестве временной меры член профильной комиссии Общественной палаты Ирина Скворцова обратилась к Марине Батановой и ее коллегам с призывом разработать и направить в муниципальные образования официальные письма с указанием того, как правильно подавать заявление на аттестацию, и другими необходимыми пояснениями.

В завершение присутствовавшие коснулись темы обеспечения школьников г. Ульяновска учебниками на 2014-2015 учебный год. Татьяна Твердохлеб напомнила, что данный вопрос рассматривается в региональной Палате уже в третий раз, при этом отметив, что с лета ситуация меняется в лучшую сторону.

     «В связи с вступлением в силу нового закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», учащимся образовательных учреждений города Ульяновска, осваивающим в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, учебные пособия должны на время пользования предоставляться бесплатно. В связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования, было необходимо полностью заменить учебники для 4, 6 и 7 (пилотных) классов, также подлежали замене физически и морально устаревшие учебники 2008 и 2009 годов издания, — пояснила начальник Управления образования администрации города Ульяновска Ольга Мезина. — На эти цели в 2014 году было выделено более 29,1 млн. руб. из средств областного бюджета, что на 51% больше чем в 2013 году. Закупка учебников производилась через открытые аукционы в электронной форме, а также по прямым контрактам с поставщиками. В настоящее время в школы поступило 105352 учебника на сумму почти 30 млн. руб.».

По словам докладчика, в соответствии с планом, разработанным Управлением образования г. Ульяновска, 18 октября 2014 г. завершилась работа по 100% обеспечению школьников учебниками. Сформирован обменный фонд, включающий 20303 экземпляра. В результате проведенных благотворительных акций «Подари учебник школе», «Учебник из рук в руки» учреждениями получено 89555 учебников. Попечительские советы и родительские комитеты школ привлекли 150,65 тысяч рублей спонсорской помощи предприятий и частных лиц. В рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования Ульяновской области и введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, 13 школ города, подключенных к системе дистанционного образования, в 2014 году получили доступ к электронным версиям учебников через региональный центр дистрибуции.

Далее Нина Дергунова попросила пояснить, сколько книг потребуется приобрести для школьников Ульяновска в следующем году. Татьяна Твердохлеб поинтересовалась, являются ли списываемые учебники изношенными физически или устаревшими по содержанию и какова их дальнейшая судьба. Ольга Мезина проинформировала, что если на 1 сентября 2013 г. СОШ были нужны 316 тысяч учебников, а годом позже – почти 212 тыс., то на 2015-2016 гг. их понадобится порядка 150 тыс., т.е. заметна тенденция к снижению. «Что касается устаревания содержания, могу сказать, что по профессии я учитель химии, а по этому предмету принципиальных различий между старыми и новыми изданиями нет и быть не может – в конце концов, формулы веществ всегда одинаковы. Старые экземпляры, как правило, содержатся в школьных книгохранилищах, при этом в образовательных учреждениях, где их берегут, учебники часто используются на занятиях в классах», — добавила она.

Комментируя просьбу Татьяны Твердохлеб рассказать, все ли школы располагают электронными версиями учебных пособий, Ольга Мезина сообщила, что даже в 13 образовательных учреждениях Ульяновска, подключенных к системе дистанционного образования, нет электронных версий всех учебников, т.к. не каждый из них пока имеет подобную лицензионную версию. По ее мнению, полный перевод детей на электронные учебники – процедура дорогостоящая, к тому же еще не рассчитаны ни потенциальный образовательный эффект такого нововведения, ни его медицинские последствия. Согласившись с этим, Татьяна Твердохлеб и ее коллеги, тем не менее, отметили необходимость наличия в каждой СОШ хотя бы по одной лицензионной копии каждого пособия, чтобы и педагоги, и дети могли использовать их в учебном процессе.