16 октября 2014 года на базе Комиссии по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства Общественной палаты Ульяновской области прошли общественные слушания, посвященные обсуждению проекта Стратегии развития молодежной политики Ульяновской области до 2020 года. Члены ОП УО, представители некоммерческих организаций и гражданские активисты озвучили свои замечания и предложения к документу. По итогам дискуссии они пришли к выводу, что текст Стратегии нуждается в доработке.

Встречу открыл директор Департамента молодежной политики Министерства образования и науки Ульяновской области Артур Сирачев. «В Стратегии развития молодежной политики учтены основные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается регион. Первый из них – сокращение количества населения, прежде всего граждан в возрасте от 14 до 30 лет. В условиях увеличения рождаемости к 2020 году в Ульяновской области, вероятно, увеличится количество детей и пожилых, а вот жителей трудоспособного возраста будет меньше, следовательно, сузится и налогооблагаемая база. В связи с этим, мы ставим перед собой цели повышения человеческого капитала и производительности труда, — рассказал он. – Беспокойство вызывает и миграция – известно, что за прошлый год регион покинули около 2000 молодых людей. Ульяновская область теряет представителей этого поколения и ввиду смертей. В 2013 г. по различным причинам погибли 460 молодых людей, и мы намерены снижать этот показатель».

По словам Артура Сирачева, разработанный документ призван бороться со сложившимся в обществе стереотипом, что молодежная политика находится в ведении лишь профильного департамента Правительства области и молодежных общественных организаций. Разработчики Стратегии пытались разъяснить, что программы и мероприятия в сфере молодежной политики ведут практически все министерства и ведомства. Для координации их усилий будет создан Координационный совет по молодежной политике в Ульяновской области. Итоги работы профильный Департамент будет отражать в ежегодных докладах. Вместе с тем, будет переформатирована деятельность существующего Губернского совета развития молодежи, чтобы в его состав вошло больше представителей НКО и бизнес-сообщества. «Главный посыл документа – консолидация усилий власти и общества, формирование общего видения будущего, целей и задач», — подытожил докладчик.

Первым собственным мнением о проекте Стратегии развития молодежной политики Ульяновской области до 2020 года поделился председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» Александр Луконин. «Документы в сфере молодежной политики, конечно же, нужны. В то же время любой подобный текст должен начинаться с анализа проблемного поля. Поскольку в регионе была утверждена и действовала Концепция молодежной политики на 2003-2013 гг., в новой Стратегии должен присутствовать анализ, удалось ли реализовать поставленные ранее цели, а если нет, то почему. При наличии понимания имеющихся препятствий и задач можно выстроить документ, который будет ясен каждому. Неоднозначна и сама форма текста: он написан юридическим, «чиновничьим» языком, а должен быть доступен для чтения и понимания обычных молодых людей», — заявил он.

Далее Александр Луконин перечислил упомянутые в Стратегии приоритетные направления молодежной политики и прокомментировал каждое из них. «Повышение качества профессионального образования», конечно, важная задача, однако мне кажется уместным добавить в этот пункт определение того, кто и каким образом может осуществлять контроль за этой сферой. Формулировки «Поддержка талантливой молодежи, молодежных инициатив», «Развитие молодежного информационного пространства» и «Организация профессиональной ориентации молодежи 14-18 лет и помощь в построении образовательной траектории» возражений не вызывают. Относительно последнего я посоветовал бы ориентировать юношей и девушек на получение востребованного технического образования, тогда как сегодня большинство выпускников школ выбирают гуманитарные предметы для сдачи ЕГЭ. В пункте «Трудоустройство молодежи» необходимо упомянуть о проблеме старения кадров и о том, что основными потребителями молодых специалистов являются представители отраслей экономики, следовательно, они должны подключиться к ее решению. Следует отразить, что в развитии направлений «Пропаганда здорового образа жизни» и «Профилактика правонарушений среди молодежи» активное участие должны принимать профильные структуры: Министерство здравоохранения и социального развития в первом случае и УВД, ГИБДД – во втором. В сфере «Формирования духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи» важно взаимодействовать с общественными организациями, такими, как «Боевое братство» и др., руководством воинских частей, т.к. именно они способны поделиться опытом и вдохновить молодых людей. По направлению «Укрепление института семьи, поддержка молодых семей» нужно обратить особое внимание на программу обеспечения жильем молодых семей, которая реализуется недостаточно эффективно. А в пункте «Взаимодействие с молодежными общественными организациями и органами молодежного самоуправления, развитие государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики» отразить задачу повышения материальной поддержки профильных НКО за счет грантовых конкурсов. В целом считаю, что предложенный на рассмотрение документ «сырой» и нуждается в доработке», — подчеркнул руководитель регионального отделения РСМ.

Далее слово взял член Общественной палаты Александр Брагин. Он порекомендовал упомянуть в тексте Стратегии о порядке и субъектах осуществления общественного контроля за сферой молодежной политики. Александр Брагин также отметил отсутствие в документе раздела, описывающего механизмы решения поставленных задач. В этом его позицию поддержал коллега по ОП УО Александр Молчанов.

Член Общественной палаты города Ульяновска Евгений Кузнецов обратил внимание участников слушаний на то, что в числе структур, ответственных за реализацию мероприятий молодежной политики, в Стратегии не упомянуты органы ученического и студенческого самоуправления, ведущие масштабную работу с широкими массами школьников, учащихся вузов и ссузов. По его мнению, представители студсоветов всех вузов и отдельных органов самоуправления учреждений среднего профессионального и общего образования следует включить в состав Координационного совета по молодежной политике в Ульяновской области.

«Хотелось бы напомнить еще об одной проблеме: поскольку средств на поддержку некоммерческих организаций из бюджета Ульяновской области выделяется немного, практически единственной возможностью получить деньги на реализацию своих проектов для них является успешное участие в Президентском конкурсе грантов. НКО, представляющих наш регион, в числе победителей обычно мало. В связи с этим, предлагаю объединить лиц, способных составлять качественные заявки на гранты, и привлечь их к консультированию и оказанию помощи тем некоммерческим организациям, которые в этом нуждаются, для повышения их шансов выигрывать Президентский и другие подобные конкурсы», — добавил он.

Как сообщил член региональной Палаты и ОП Мелекесского района Эдуард Зимуков, основной проблемой для муниципальных образований является отток молодежи. «Несмотря на то, что в регионе действуют программы поддержки молодых специалистов в сферах образования, здравоохранения и сельского хозяйства, и начинающие сотрудники могут быстро решить жилищный вопрос, желающих работать в районах немного», — поделился он. В продолжение Евгений Кузнецов отметил необходимость для органов власти предпринимать меры для повышения престижа трудовой деятельности на селе, а Александр Луконин заявил о важности мотивировать юношей и девушек работать в родном регионе, создавая для них инфраструктуру и комфортную среду для жизни.

К дискуссии присоединился заместитель председателя Комиссии ОП УО по социальной поддержке граждан, поддержке молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства Сергей Гулькин. Согласно его позиции, в уточнении и доработке нуждается содержащийся в тексте Стратегии понятий аппарат. Намеченные направления работы, по его мнению, следует раскрыть более детально и дополнить информацией о механизмах и инструментах решения поставленных целей и задач. «Я глубоко убежден, что патриотическое и духовно-нравственное воспитание нужно начинать не тогда, когда молодой человек становится студентом, а гораздо раньше. Закрепиться в регионе юноши и девушки будут стремиться при наличии в обществе социальных лифтов, т.е. возможностей сделать успешную карьеру. Подчеркну и важность эффективной информационной политики – оповещения жителей региона о планах, мероприятиях и достижениях в сфере работы с молодежью», — заявил Сергей Гулькин.

Завершая обсуждение, ульяновский общественник Дарья Сологуб обратилась к представителям органов власти с призывом активнее привлекать к реализации молодежной политики практических психологов для разработки психотехнологий воспитания детей и молодежи и формирования нужных мотиваций.

По итогам дискуссии большинством участников была отмечена необходимость доработки Стратегии развития молодежной политики Ульяновской области до 2020 года. Вероятно, этим предстоит заняться следующему руководителю регионального Департамента молодежной политики, поскольку в частной беседе после окончания мероприятия Артур Сирачев сообщил, что покидает свой пост.