Вопросы перепрограммирования приборов учета электроэнергии в связи с переходом на зимнее время, экономического обоснования стоимости видов работ при ремонте многоквартирных домов, привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ и др. вошли в повестку заседания Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления, прошедшего 14 октября 2014 года.
В приветственном слове председатель профильной комиссии ОП УО Вячеслав Ярош рассказал, что в последнее время в его адрес поступило немало вопросов о целесообразности перепрограммирования приборов учета электроэнергии. В принятом Правительством РФ постановлении о переходе на зимнее время не указано, кто несет ответственность за эту процедуру, что вызывает недопонимание как у ресурсоснабжающих организаций, так и у населения.
Заместитель директора МУП «УльГЭС» Сергей Курбатов отметил, что несмотря на официальную позицию властей, рекомендующих гражданам устанавливать двухтарифные счетчики, ресурсоснабжающим организациям, напротив, выгодна прежняя однотарифная схема. «На сегодняшний день в Ульяновской области насчитывается около 2 тысяч двухтарифных приборов учета. Их установка позволяет владельцам экономить 30-40% величины платы за электроэнергию из-за сниженного тарифа, действующего в ночное время», — пояснил он.
Собственным видением ситуации поделился член Общественной палаты Михаил Круглов: «Те, кто установили двухтарифные счетчики, в два раза меньше платят за электроэнергию, расходуемую в ночное время, — с 23.00 до 7.00. Мне представляется, что большинство населения ложатся спать примерно в 22.00, а встают в 6.00. Таким образом, люди по утрам имеют свободный час пользования дешевой электроэнергией. Если же, в связи с переходом на зимнее время, часы будут переведены назад без перепрограммирования приборов учета, это время будет потеряно».
Сергей Курбатов, в свою очередь, отметил, что большинству граждан дешевая электроэнергия нужна не утром, а вечером: многие, к примеру, уже привыкли включать стиральные машины после 23.00. Ему возразил член региональной Палаты Александр Потапов. Как председатель Общественного совета Засвияжского района Ульяновска, он и его коллеги провели опрос, в котором приняли участие около 400 собственников жилья. Из них лишь двое заявили, что пользуются электроприборами в ночное время.
Поделившись мнением, что установка двухтарифных электросчетчиков может быть выгодной для сельских жителей, встающих обычно в 4-5 утра, Вячеслав Ярош обратил внимание собравшихся на необходимость оплаты за перепрограммирование. «Данная услуга стоит 300 рублей для внутриквартирных приборов учета и 700 – для общедомовых. Я считаю возможным рекомендовать гражданам, не желающим перепрограммировать счетчики, но вынужденным это делать по закону, требовать, чтобы за это платили не они сами, а органы власти», — подчеркнул он.
В качестве контраргумента Михаил Круглов уведомил, что в российском законодательстве регламентировано, что обязанность поддерживать в хорошем состоянии приборы учета возложена на собственников, а не на государство. «При этом ресурсоснабжающие организации готовы идти навстречу людям, снизив стоимость по перепрограммированию электросчетчиков. Если две недели назад за данную услугу в частных домах и квартирах просили 379 рублей, то сегодня она стоит 300 руб.», — сообщил он.
С Михаилом Кругловым согласилась сотрудник Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области Наталья Николихина, заявив, что в случае, если какой-либо электросчетчик не будет перепрограммирован, он будет считаться недействующим, а собственнику в этом случае предстоит платить за свет по общему, более высокому тарифу. Кроме того, она заявила о необходимости рационально подходить к организации процесса: целесообразно, к примеру, проводить комплексную работу со счетчиками сразу в целом доме, а не хаотично по многим адресам.
Подводя итоги дискуссии, Вячеслав Ярош огласил решение комиссии: «Мы будем рекомендовать ТСЖ и управляющим компаниям выполнять перепрограммирование приборов учета в каждом доме комплексно, что позволит сделать это более оперативно и снизить трудозатраты. Обратимся к Правительству России с предложением внести изменения в действующее законодательство в сфере ЖКХ и оговорить, на кого должна возлагаться обязанность оплачивать данную услугу. Коллег из Общественной палаты РФ попросим вынести обсуждавшийся нами вопрос на одно из заседаний». По предложению члена ОП УО Анатолия Сторожкова, профильная комиссия региональной Палаты также призовет Правительство и Законодательное Собрание Ульяновской области рассмотреть возможность продлить ранее оговоренные сроки осуществления работ по перепрограммированию электросчетчиков, что позволит избежать очередей, в которых вынуждены стоять владельцы жилья для получения этой услуги.
Следующим пунктом повестки дня стало заслушивание доклада директора ОГКУ «Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области» Сергея Гигирева на тему: «Об организации экономического обоснования стоимости видов работ при ремонте многоквартирных домов».
«Минимальный размер платы за капитальный ремонт для Ульяновской области, в соответствии с федеральным стандартом, был утвержден в июле 2013 года в размере 5,20 рублей за квадратный метр. В то же время разработка методики расчета реальной стоимости капремонта была завершена лишь в феврале 2014 г. В соответствии с ней, мы разделили все многоквартирные дома на 10 категорий, в зависимости от количества этажей и стеновых материалов. Далее выбрали по одному типичному для каждой категории МКД и провели расчеты. Они свидетельствуют, что фактическая минимальная стоимость капитального ремонта в регионе составляет 5,2 руб. за кв. м. для четырехподъездного 9-этажного кирпичного дома с плоской кровлей, а максимальная – 13,47 руб. за кв. м. для трехподъездного двухэтажного панельного дома со скатной крышей», — проинформировал Сергей Гигирев.
Отметив, что наибольшее количество обращений граждан связано с просьбами о ремонте кровли многоквартирных домов, Вячеслав Ярош попросил докладчика назвать стоимость этого вида работ. По словам Сергея Гигирева, в зависимости от типа кровли, разновидности используемых покрытий и утеплителей цена может варьироваться. В стандартных случаях ремонт крыши МКД стоит 2000 рублей за квадратный метр, однако если собственники желают, чтобы в их доме были применены более современные материалы и технологии, с них могут потребовать и в два раза большую сумму. Предварительно решение о необходимости дополнительных затрат должно быть утверждено на общем собрании жильцов.
Обращаясь к Сергею Гигиреву, Вячеслав Ярош подчеркнул, что на сайте регионального Министерства экономического развития указано лишь 9 видов работ, которые осуществляются в рамках капитального ремонта, когда как таковых должно быть около 40. «Нарушения есть и в частных случаях. К примеру, изучая программу капремонта одного из домов 1985 года постройки, я обнаружил, что в нее не заложено обновление лифтов, максимальный срок эксплуатации которых составляет 25 лет. Это недопустимо, т.к. вопрос касается безопасности жильцов, и подобных случаев немало, — уведомил Вячеслав Ярош. – На недавнем заседании Координационного областного совета собственников жилья мы сформулировали правильный порядок осуществления капитального ремонта. Сначала управляющая компания должна осмотреть многоквартирный дом, выявить и обозначить проблемы, составить дефектную ведомость. Далее в проектный лист следует внести предложения, как с использованием современных материалов и технологий произвести ремонт. Проектный институт должен определить объем работ, составить полную смету затрат на локальные мероприятия и МКД в целом. Расчеты стандартной стоимости отдельных видов работ по ремонту многоквартирных домов произведены в Татарстане, однако в Ульяновской области ничего подобного я не видел. Таким образом, об экономической обоснованности затрат на реализацию областной программы капремонта МКД в 2015 году говорить пока не приходится».
О привлечении частных инвестиций в сферу ЖКХ рассказал заместитель Министра строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Сергей Носков. Он сообщил, что наиболее остра в регионе необходимость модернизации системы теплоснабжения. «Всего на территории региона насчитывается 1045 теплоисточников, общая протяженность тепловых сетей составляет 1288,3 км. Система теплоснабжения является наиболее изношенной, убыточной и требует огромных финансовых вливаний. В числе основных проблем: превышение размера эксплуатационных расходов над утвержденной величиной тарифов, эксплуатация неэффективного, морально устаревшего оборудования котельных, высокая изношенность коммуникаций и уменьшение присоединенной нагрузки котельных в связи с переводом жилых домов на индивидуальное поквартирное отопление», — продолжил докладчик.
Сергей Носков проинформировал, что основной целью Минстроя является максимально широкий перевод квартир в МКД на индивидуальное отопление, а бюджетных учреждений – на локальные блочные котельные с закрытием убыточных квартальных. С 2009 по 2014 гг. из областной казны на модернизацию и строительство новых теплоисточников было выделено 396 миллионов рублей при объективной потребности в 1,347 млрд. руб. В условиях недостатка средств важной задачей становится привлечение инвесторов, и в области уже действуют несколько подобных проектов. В Ульяновском районе для реконструкции систем теплоснабжения привлечена ООО «Средневолжская управляющая теплоэнергетическая компания» (ООО «СУТЭК»). На первоначальном этапе инвестор планирует вложить 70 млн. руб. в техническое перевооружение двух котельных в р.п. Ишеевка, со сроком окупаемости не менее 7 лет. Принято решение об установке двух модульных котельных в МО «город Димитровград» с объемом прямых инвестиций 95 млн. руб. С 2013 г. ведется реализация проекта ООО «СК-Статус» по переводу объектов социальной сферы в пос. Лесная Хмелевка Мелекесского района на отопление биотопливными гранулами-пеллетами.
Тему продолжил директор ОГКУ «Фонд содействия реформированию ЖКХ Ульяновской области» Сергей Шепелев. Он упомянул об имеющихся в Ульяновской области 14 энергосервисных контрактах с общей суммой инвестиций 13,5 млн. рублей, 3 из которых уже заключены, а остальные находятся на стадии расторговки. «Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, отличительной особенностью которого является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий, — пояснил Сергей Шепелев. – Заключение подобных контрактов выгодно органам власти благодаря отсутствию необходимости в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании, а населению это позволит экономить на оплате коммунальных услуг».
Михаил Круглов напомнил, что по факту с 2012 года в Ульяновской области действует всего один энергосервисный контракт – в фельдшерско-акушерском пункте пос. Тимирязевка. Сергей Носков прокомментировал, что компаний, готовых принимать участие в подобных проектах, немного, а те из них, которые решаются на это, — к примеру, группа компаний «Аметист», действуют не в бюджетной сфере.
В качестве резюме Анатолий Сторожков подчеркнул, что, помимо осуществления задачи модернизации системы теплоснабжения, в регионе требуется решение проблем в сферах водоснабжения, работы очистных сооружений, канализации, полигонов для отходов и др. Он заявил о важности привлечения инвесторов к работе во всех этих направлениях и призвал коллег по Общественной палате повторно рассмотреть тему на одном из следующих заседаний.
В завершение мероприятия члены Комиссии ОП УО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления упомянули о необходимости следить за ходом реализации разработанного на федеральном уровне Модельного комплекса мер («дорожной карты») по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ. После разъяснения Сергея Носкова о том, что представителям Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области совместно с сотрудниками других профильных ведомств предстоит адаптировать документ для нашего региона, общественники договорились по факту выполнения первых пунктов «дорожной карты» вернуться к ее обсуждению в начале 2015 года.