7 октября 2014 года состоялось первое заседание рабочей группы по контролю за деятельностью групп продленного дня в образовательных учреждениях, образованной при Комиссии по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Общественной палаты Ульяновской области.

Первой слово взяла председатель профильной комиссии региональной Палаты Татьяна Твердохлеб. Она поделилась информацией о том, что в Ульяновскую организацию профсоюза работников народного образования и науки РФ, которую она возглавляет, как и в Общественную палату, начали поступать звонки и письма от родителей школьников, обеспокоенных недавно появившимися слухами о том, что посещение детьми групп продленного дня скоро станет платным. «Ни в федеральном, ни в региональном законах об образовании такое положение дел не регламентировано. В приложении к закону Ульяновской области №229 от 2 декабря 2013 г. «О субвенциях, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования…» заложен коэффициент 1,4, в соответствии с которым оплачивается труд учителей, ведущих группы «продленки», — отметила она. – Фактически в каждом образовательном учреждении имеется свой подход к содержанию групп продленного дня. Где-то на несколько классов имеется одна группа, в других случаях директора школ отказываются учреждать их из-за недостатка денежных средств и нежелания самих педагогов брать на себя дополнительную нагрузку за небольшую плату».

Ситуацию разъяснила заместитель директора Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Ульяновской области Марина Алексеева. По ее словам, в регионе на сегодняшний день насчитывается 415 общеобразовательных организаций, из них «продленки» существуют в 203-х школах: в 122 городских и 81 сельской. Всего в городах работают 886 групп продленного дня средней наполняемостью 24-25 детей, в сельской местности – 112 с наполняемостью 21-22 человека. Денежные средства с родителей на их содержание ни в одном учреждении образования не взимаются.

«Родители платят только за обеды школьников, — добавила Марина Алексеева. – В среднем стоимость двухразового питания в день составляет 74 рубля в городах и 24 руб. – в деревнях и поселках. На селе встречается, что единственную группу продленного дня посещают учащиеся сразу нескольких параллелей – с 1 по 4 классы. Часто «продленки» путают с кружками, которые ребята посещают в рамках внеурочной деятельности».

Татьяна Твердохлеб попросила представителя Министерства образования и науки ответить на вопросы, в чем причина нежелания руководителей более половины школ региона открывать группы продленного дня и различается ли в отдельных СОШ стоимость питания. На это Марина Алексеева сообщила, что, согласно законодательству, субвенции образовательным организациям представляются, исходя из количества учащихся, поэтому крупным городским школам содержать «продленки» выгодно, в отличие от малокомплектных сельских. Цена же обедов в школах неодинакова вследствие различий в условиях договоров на поставку продуктов.

По итогам дискуссии, чтобы глубже разобраться в ситуации, участники заседания рабочей группы решили лично посетить несколько городских и сельских школ, чтобы узнать, как функционируют группы продленного дня и с какими сложностями приходится сталкиваться директорам и педагогам образовательных учреждений. Так, Татьяна Твердохлеб в индивидуальном порядке побывает в одной из школ г. Инза, декан педагогического факультета УлГПУ имени И.Н. Ульянова Людмила Соломенко – в ульяновской СОШ №29 г. и школе в с. Лаишевка. Организованные выезды других участников рабочей группы в образовательные организации запланированы на 13 октября (г. Ульяновск), 14 октября (с. Большое Нагаткино Цильнинского района) и 17 октября (р.п. Ишеевка и пгт. Чердаклы).