Основной темой прошедшего 2 октября 2014 г. заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан, взаимодействию с ветеранскими организациями и системой судебно-правоохранительных органов региональной Общественной палаты стало обсуждение проекта закона «О патриотическом воспитании в Ульяновской области». По итогам дискуссии участники пришли к выводу, что данный нормативный правовой акт необходимо доработать и затем вынести на обсуждение широкой общественности.
Основной докладчик – сотрудник администрации Губернатора Ульяновской области Александр Яковлев – сообщил, что задачу разработать законопроект для региона поставил Губернатор Сергей Морозов. «При подготовке документа мы руководствовались Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одноименной федеральной госпрограммой и т.д. В проекте закона можно выделить две части: идеологическую, где содержится определение понятия «патриотическое воспитание», его цели и задачи, и утилитарную, закрепляющую полномочия в указанной сфере за Правительством Ульяновской области и другими исполнительными органами власти. В качестве координирующей структуры будет выступать ОГКУ «Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области и подготовки молодежи к военной службе», — рассказал Александр Яковлев.
На вопрос председателя Комиссии ОП УО по проблемам безопасности граждан, взаимодействию с ветеранскими организациями и системой судебно-правоохранительных органов Олега Ломакина, в чем особенность законопроекта, разрабатываемого в Ульяновской области, по сравнению с аналогичными НПА, уже действующими в ряде субъектов РФ, докладчик пояснил, что в большинстве регионов в качестве основной задачи патриотического воспитания рассматривается прививание любви к малой Родине, что и отражено в законодательстве. «Мы же решили сделать формулировки более обобщенными, чтобы стремиться к единению страны», — добавил Александр Яковлев. Он также рассказал, что за принятием закона «О патриотическом воспитании в Ульяновской области» последует выход распоряжения Губернатора. В нем будет утвержден план тематических мероприятий, которые будут проведены в течение следующих двух лет, с указанием конкретных исполнителей.
Присутствовавший на заседании председатель Комиссия региональной Палаты по развитию информационного общества, СМИ и общественного контроля Дмитрий Соснин поинтересовался, на решение каких задач направлен законопроект. На это Александр Яковлев ответил, что нормативный акт создается для того, чтобы представители ИОГВ понимали, что представляет собой патриотическое воспитание, и знали полномочия того или иного ведомства. Согласно ст. 5 проекта закона, основными органами, ответственными за патриотическое воспитание населения региона, являются подразделения Правительства, уполномоченные в сферах культуры и образования. В дополнение к ним сотрудник Управления внутренней политики администрации Губернатора Ульяновской области Вячеслав Долгин порекомендовал включить в список уполномоченных структур и ведомство, ответственное за реализацию молодежной политики.
«В п. 1 ст. 2 проекта закона в качестве одной из его целей отмечается создание эффективной системы патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан, при этом составляющие этой системы и механизмы ее формирования в тексте не указаны. Уместно было бы обозначить их в отдельном абзаце», — предложил Дмитрий Соснин.
Член Общественной палаты Светлана Ильина, в свою очередь, обратила внимание на то, что «Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области и подготовки молодежи к военной службе» нельзя называть главным координирующим органом, поскольку он является государственным казенным учреждением и образован Правительством региона. «Получается, что текст законопроекта предполагает более высокий статус центра, чем у главного органа исполнительной власти Ульяновской области, что недопустимо. В связи с этим считаю, что ст. 6 необходимо разбить на две части. В качестве координирующей структуры следует определить действующий в регионе Координационный совет по патриотическому воспитанию населения, а Центр патриотического воспитания обозначить как ведомство, реализующее полномочия областного Правительства в данной сфере. Предлагаю также исключить из документа ст. 3 «Объекты патриотического воспитания», поскольку таковыми должны быть не отдельные категории граждан, как это указано в проекте закона, а население Ульяновской области в целом», — подчеркнула она.
Согласившись со Светланой Ильиной, Александр Яковлев пообещал подумать над изменением формулировок. В дополнение заместитель директора ОГКУ «Центр патриотического воспитания населения Ульяновской области и подготовки молодежи к военной службе» Валерий Почтарев проинформировал, что в связи с разработкой и принятием закона полномочия центра будут расширены. Помимо подготовки молодых людей к службе в армии, учреждению предстоит осуществлять информационно-методическое обеспечение мероприятий по патриотическому воспитанию и вести мониторинг их эффективности.
Сразу несколько рекомендаций сформулировал заместитель председателя профильной Комиссии ОП УО Николай Панкрашкин. «Возможно, будет лучше оговорить вопросы, касающиеся военно-патриотического воспитания, не в тексте, отражающем основные положения законопроекта, а в отдельной его статье. Кроме того, слово «толерантность», которое встречается в документе, следует заменить более позитивным определением, например, понятием «дружелюбие», — заявил он.
Еще один член Палаты Рафаэль Мардеев выступил с предложением внести в план мероприятий по патриотическому воспитанию населения проект размещения на остановках общественного транспорта плакатов, содержащих информацию о том, в честь какого человека или исторического события названа та или иная улица. По его мнению, это будет способствовать повышению уровня знаний ульяновцев о своей малой Родине, формированию любви и заботы о ней.
Подводя итоги обсуждения, члены Комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан, взаимодействию с ветеранскими организациями и системой судебно-правоохранительных органов вынесли решение рекомендовать разработчикам проекта регионального закона «О патриотическом воспитании в Ульяновской области» учесть все высказанные замечания. После доработки юристами текста нормативного акта комиссия планирует вынести его на широкое обсуждение, организовав для этого общественные слушания. Документ будет предварительно размещен на сайте региональной Палаты для сбора комментариев и предложений от жителей региона.
Олег Ломакин также огласил свои и коллег планы работы на будущее. В ходе ближайших заседаний члены профильной комиссии ОП УО договорились встретиться с представителями ветеранских организаций, чтобы лучше узнать их проблемы, а также обсудить программу установки видеосистем во дворах многоквартирных домов «Безопасный город».