9 сентября 2014 года вместе в очередной раз собрались члены Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления. В ходе мероприятия обсуждались вопросы обучения различных категорий населения, в том числе государственных и муниципальных служащих, работников управляющих организаций, старших по домам, школьников и студентов, основам знаний в сфере ЖКХ.
Первым слово взял сотрудник Департамента жилищно-коммунального комплекса Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Алексей Никитин. Он уведомил, что ведомством объявлен крупномасштабный проект по повышению профессиональной подготовки специалистов в сфере жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов муниципальных образований региона на базе Ульяновского техникума железнодорожного транспорта по курсу «Современные требования к организации мероприятий при подготовке к отопительному сезону в системе ЖКХ», которым к настоящему моменту были охвачены 110 слушателей. «Им подробно разъяснили следующие темы: «Основные руководящие документы и исполнительная документация при подготовке к отопительному сезону объектов ЖКХ», «Допуск персонала службы на производство специальных работ при подготовке к отопительному сезону», «Организация службы по подготовке тепловых энергоустановок (ТЭУ) в системе ЖКХ к отопительному сезону», «Руководство по контролю качества выполняемых работ при подготовке к отопительному сезону в системе ЖКХ». Комплектование учебных групп происходило из числа руководителей, главных инженеров, главных специалистов в сфере ЖКХ на основании заявок предприятий и организаций. Результаты итогового тестирования показали достаточно высокий уровень их профессиональной подготовки», — отметил Алексей Никитин.
Докладчик сообщил, что во исполнение поручения Губернатора в Ульяновской области уже три года проводятся «Жилищные уроки» для школьников. Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области совместно с Министерством образования и науки разработан «Практический справочник и «Жилищные уроки» и Примерная программа формирования культуры обучающихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов и направлена на повышение их знаний об управлении и техническом содержании многоквартирных домов, услугах ЖКХ, а также выработку умений самостоятельно ориентироваться в основных вопросах и защищать свои права в жилищно-коммунальной сфере.
«Обучение лиц «третьего поколения» и студентов реализуются силами «Контакт-центра», в просветительских семинарах которого в 2013-2014 гг. приняли участие более 2000 жителей Ульяновской области, федерального проекта «Все дома» и партийного проекта «Единой России» «Управдом», где обучение прошли более 500 человек. В марте этого года проведен образовательный сбор «Ликбез в ЖКХ», посвященный подготовке молодых специалистов для модернизации региональных систем ЖКХ, а также развитию общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере. В апреле состоялся региональный этап II Всероссийского конкурса «Лучший молодой работник сферы ЖКХ и строительства», а с октября по май 2015 г. «Центр общественного контроля и просвещения в сфере ЖКХ» г. Ульяновска планирует провести серию образовательных семинаров и лекций для студентов вузов и ссузов в формате факультативных групповых занятий три раза в неделю (общим числом не более 10), с продолжительностью два академических часа каждое», — добавил Алексей Никитин.
Тему продолжил директор Департамента профессионального образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области Алексей Шкляр, проинформировав, что в вузах региона действуют программы дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации работников отрасли жилищно-коммунального хозяйства. «На базе Ульяновского государственного технического университета реализуются 6 подобных программ: «Основы управления жилищным фондом» объемом 72 часа, «Технический аудит в системе топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса» (120 часов), «Инвестиционное планирование и инновационная деятельность в ЖКХ» (72 часа), «Управление и экономика жилищно-коммунального хозяйства» (120 часов) и две программы для главных бухгалтеров и специалистов финансовой сферы в системе топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплекса, рассчитанные на 80 и 120 учебных часов, соответственно, — рассказал он. — В УлГПУ имени И.Н. Ульянова создана экспресс-приемная по вопросам ЖКХ — клуб «Содружество» при юридическом факультете, целью которого является содействие разрешению наиболее трудных и актуальных вопросов в данной сфере. В Педагогическом университете также реализуется программа дополнительного образования «Правовые основы управления жилищным фондом» для руководителей коммунальных и социальных объектов, председателей Советов домов, государственных и гражданских служащих объемом 72 часа».
Прослушав доклады, председатель Комиссии ОПУО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеслав Ярош обратил внимание собравшихся на необходимость скоординировать усилия Министерства строительства, ЖКК и транспорта и регионального Минобра для более эффективной организации просвещения населения Ульяновской области в сфере ЖКХ. Он призвал обратить особенно пристальное внимание на обучение педагогов средних школ, которые не могут грамотно проводить курсы и уроки для школьников, поскольку сами не владеют информацией в жилищно-коммунальной сфере, в том числе о том, как обеспечить безопасность детей при обращении с оргтехникой, химическими веществами в стенах образовательного учреждения или бытовыми приборами дома.
Присутствовавший на заседании председатель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев подчеркнул, что в связи с недостатком средств в муниципалитетах обучение старших по домам, представителей Советов многоквартирных домов, председателей ТСЖ и ЖСК в районах области фактически не проводится.Он также задал Алексею Шкляру вопрос, насколько реально встроить в школьную программу порядка 70 часов для обучения основам знаний в сфере ЖКХ при современном объеме учебных нагрузок. Тот дал отрицательный ответ, при этом добавив, что вместо организации отдельного курса планируется продолжать проводить занятия для школьников в рамках уроков ОБЖ, физики и химии, классных часов и т.д. При этом Алексей Шкляр пообещал взять на проработку вопрос об организации в 2-3 средних школах каждого муниципалитета программ обучения в рамках часов, выделяемых на предпрофессиональную подготовку детей.
Член Общественной палаты Вешкаймского района Наталья Полонская порекомендовала чиновникам проводить обучающие мероприятия не только для школьников, но и для их мам и пап, к примеру, в ходе родительских собраний. А Главный государственный жилищный инспектор Ульяновской области Татьяна Картузова посетовала на нежелание современной молодежи трудоустраиваться в системе жилищно-коммунального комплекса, в связи с чем актуальной, но нереализованной пока задачей становится повышение их интереса к отрасли путем посещения экскурсий на объекты сферы ЖКХ и иных мероприятий.
С развернутым комментарием выступил председатель профильной комиссии региональной Общественной палаты Вячеслав Ярош:
— Не секрет, что правовое просвещение населения в сфере жилищно-коммунального комплекса приобретает в наши дни все большее значение. Обучающие семинары и курсы считаю необходимым проводить для всех категорий населения: собственников жилья, старших по домам, работников управляющих компаний, школьников и студентов. Как заместитель председателя областного Координационного совета собственников в жилищном и коммунальном хозяйстве, я нередко провожу обучающие семинары как для чиновников, так и для рядовых граждан.
Хотелось бы обратить особое внимание на незнание многими педагогами образовательных учреждений правил техники безопасности, что ставит под угрозу жизнь и здоровье как их самих, так и их подопечных. Недавно я побывал в средней школе №4 г. Инза, где обнаружил отсутствие заземления оргтехники, неработающую в большинстве классов систему вентиляции, отсутствующее водоотведение в кабинете химии и т.д. Мебель в ряде помещений расставлена так, что закрывает доступ к радиаторам отопления, в результате чего тепло в комнаты не поступает. К сожалению, ни директор, ни завхоз данной СОШ не владеют элементарными знаниями, как правильно эксплуатировать здание и обеспечивать безопасность нахождения в нем. В школах детей не учат, как пользоваться электро- и газовыми приборами, что может приводить к печальным последствиям.
Остается открытым вопрос обеспечения энергоэффективности. Имея представления о способах экономии энергии, граждане снизили бы для себя объем платежей за данную услугу, а ресурсоснабжающие организации начали бы более рационально ее распределять. Все эти и многие другие острые вопросы не отражены в обучающих программах, да и само отсутствие единого плана действий, координирующего усилия всех профильных ведомств, требует скорейшего принятия соответствующих властных решений. На это будет указано в рекомендациях Общественной палаты по итогам заседания.