Этим вопросом задались участники прошедшего 9 сентября 2014 г. заседания Комиссии региональной Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления, обсуждая пошаговые действия региональных властей по исполнению федерального закона о лицензировании деятельности УК и требований стандартов оказания жилищно-коммунальных услуг.
По вопросу лицензирования УК основным докладчиком стала Главный государственный жилищный инспектор Ульяновской области Татьяна Картузова. «Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» все управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенных с собственниками помещений договоров, должны до 1 мая 2015 года получить лицензии на управление многоквартирными домами. После указанной даты осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии запрещается. Ее получение не потребуется только для товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов», — пояснила она.
По словам Татьяны Картузовой, механизм лицензирования предусматривает получение должностным лицом управляющей организации аттестата о сдаче квалификационного экзамена. Проект постановления Правительства Ульяновской области о создании лицензионной комиссии, утверждении ее состава и порядка работы разработан Главной государственной инспекции регионального надзора и направлен на согласование в установленном порядке. Квалификационный аттестат будет выдаваться сроком на пять лет. После его получения соискателю предстоит оформить в Инспекции заявление о предоставлении лицензии. Отдел лицензирования осуществит проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и прилагаемых документах сведений, после чего подготовит для лицензионной комиссии мотивированное предложение о предоставлении лицензии или отказе в ее выдаче. Решение лицензионной комиссии станет основанием для оформления соответствующего приказа (распоряжения) органа государственного жилищного надзора. Лицензия будет действовать только на территории того субъекта РФ, в котором она выдана, при этом являясь бессрочной.
«Теперь Главной государственной инспекции регионального надзора предстоит разработать нормативные правовые акты об утверждении форм документов, используемых при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и обеспечить закупку бланков квалификационных аттестатов и лицензий по формам, которые будут утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Уже сегодня собирается предварительная информация о возможном количестве заявок на получение квалификационных аттестатов и лицензий помесячно в 2014 и 2015 гг. Утвержден график проведения кустовых обучающих совещаний с органами местного самоуправления и управляющими организациями по реализации их новых полномочий и обязанностей», — проинформировала Татьяна Картузова.
В качестве комментария председатель Комиссии ОПУО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеслав Ярош заявил, что направлять на обучение правилам лицензирования управляющих компаний в Москву следует сразу нескольких специалистов, а не одного, как это было сделано. Он также порекомендовал опубликовать на официальных сайтах профильных ведомств список вопросов для подготовки к квалификационному экзамену и иной информации, что позволит получить от УК и граждан обратную связь и предложения по усовершенствованию системы.
Собственным мнением поделился председатель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев: «Уверен, что ожидания общества на повышение эффективности работы управляющих организаций в связи с принятием правовой нормы об их лицензировании, по большей части не сбудутся. Законом предусмотрено лицензирование только деятельности по выполнению работ или услуг по управлению многоквартирными домами, а деятельность по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, которая вызывают наибольшие нарекания у собственников, лицензироваться не будет. Закон не гарантирует, что управляющая компания с плохой репутацией не сможет получить лицензию, если ее руководитель сдаст квалификационный экзамен. Кроме того, отдельные пункты принятого ФЗ вступают в противоречие с Жилищным кодексом РФ».
С тем, что обсуждаемый закон пока «сырой», согласился и Вячеслав Ярош. Он подчеркнул, что система лицензирования призвана помочь населению разобраться, каким управляющим компаниям можно доверять, кто из них работает наиболее эффективно. По словам председателя профильной комиссии региональной Общественной палаты, предлагаемая программа пошаговых действий может быть принята за основу, но требует дальнейшей доработки с учетом системного подхода.
Участники заседания коснулись и темы исполнения требований стандартов в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Как было отмечено, стандарты и правила управления многоквартирными домами (постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 416), устанавливающие минимально гарантированный уровень сервиса, который обязана предоставить управляющая организация своим потребителям были приняты для наведения порядка в сфере ЖКХ Правительством Российской Федерации. Правилами закреплен основной принцип управления в отношении каждого многоквартирного дома (МКД) с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения его надлежащего содержания. В документе определен и порядок формирования и утверждения перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, передаче технической документации на МКД.
В рамках обсуждения Вячеслав Ярош заявил, что минимальный перечень видов работ по обслуживанию сохранности многоквартирных домов, их объемов и сроков проведения не исполняется почти ни в одном МКД Ульяновской области. По его словам, к 17 сентября в регионе должна завершиться работа по определению жильцами, где они будут аккумулировать средства на осуществление капитального ремонта: на спецсчете в банке или у регионального оператора, тогда как по факту этот процесс затягивается, как и проведение паспортизации домов. Вячеслав Ярош также порекомендовал Татьяне Картузовой и ее коллегам сформировать перечень интересующих вопросов относительно исполнения перечня стандартов в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
В заключение члены Комиссии ОПУО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления наметили план дальнейшей работы. Вероятно, на одном из ближайших заседаний (по просьбе представителя Общественной палаты Вешкаймского района Натальи Полонской) будут рассмотрены проблемы в сфере доставки и обеспечения безопасности использования газовых баллонов жителями муниципальных образований Ульяновской области.
Комментарий члена Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Леонида Сороцкого:
— Пока мое отношение к закону, вносящему изменения в Жилищный кодекс РФ в части введения требования об обязательном лицензировании управляющих организаций, неоднозначно. Мне кажется, что, по крайней мере, на региональном уровне пока нет четкого понимания того, как будет функционировать система, и выводы можно будет делать только исходя из реального опыта работы. Понятно, что в Ульяновской области ведется масштабная деятельность по утверждению порядка лицензирования УК, но сложно сказать, повысится ли качество работы управляющих организаций после получения лицензий. Ведь в соответствии с законом получается, что лицензируется как бы не сама их деятельность, а управленцы, руководители управляющих компаний, которые будут ее курировать.